Форум » Все о художественной гимнастике » Мужчины в ХГ » Ответить

Мужчины в ХГ

Victor: Сейчас мужчины стали заниматься ХГ, даже чемпионаты мира проводятся. Кому-то такие выступления нравятся, кому-то нет. Однако и раньше мужчины тоже были причастны к исключительно женскому виду спорта. В 40-е годы у истоков ХГ стояли как раз мужчины -- И.Осипов, М.Окунев, Б.Собинов. Скоро (21 июля) исполняется 100-лет со дня рождения Бориса Михайловича Собинова, прожившего долгую и очень насыщенную жизнь.

Ответов - 51, стр: 1 2 All

Victor: http://www.zamos.ru/dossier/ Собинов Борис Михайлович. Основатель отечественной художественной гимнастики родился 21 июля 1906 в дачном месте Одинцове Московской губернии. Отец-железнодорожник был выслан из Москвы после смуты декабря 1905 года. Потом семья жила в Коврове Владимирской губ., в Малоархангельске Орловской губ. В 1921 году как комсомолец призван в Красную Армию в отряд по борьбе с бандитизмом. Окончил 2-ю городскую школу в Малоархангельске в 1925 году. 1925-30 гг. - учился в Центральном институте физической культуры. Во время учебы увлекся медициной, и, заканчивая один вуз, уже начал учиться в другом - Первом Московском медицинском. Ученик Н.И. Бурденко. В ночь на 22 апреля 1934 года его арестовывают и приводят на Лубянку. "Мне было предъявлено обвинение: "Участие в подготовке покушения на тов. Сталина". Грозил срок в концлагере, но Собинову повезло - дали два года ссылки, которые он отбывал, вернее, отрабатывал в Вологде (сначала в г. Тотьма). После ссылки работал ординатором в санатории в Куйбышеве (ныне - Самара). С 1939 г. - начал артистическую карьеру, работает исполнителем акробатических танцев, директором курортного театра музыкальной комедии и драмы (Сергиевские Минеральные Воды - Самара). Участник Первого всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1940 г. (Москва). В годы войны выступал на фронтах в составе московских бригад артистов эстрады. До 1947 гастролировал с концертами по стране. С 1947 г. - государственный тренер России по художественной гимнастике, старший тренер общества "Спартак". В 1951-52 гг. - осужден и сослан за антисоветскую деятельность в Ярославскую область. После возвращения из ссылки - на тренерской работе, в т. ч тренер сборной профсоюзов (1952-60 гг.). Воспитаники: чемпионка Москвы 1952-53 гг., серебряный призер первенства России 1949-50 гг. Клара Рябова, трехкратная чемпионка России начала 1950-х Екатерина Воронцова. Реабилитирован по делам 1934 и 1951 гг. Умер 4 февраля 1999. Житель Замоскворечья с 1928 года - за исключением ссылок и войны (Кожевническая, 14, Вишняковский пер., 3-й Монетчиковский пер., 15). Заслуженный тренер РСФСР (1961 г.). Государственные награды: медали, в т.ч. "За боевые заслуги". Библиография: "Танцующая гимнастика", "Поддержка в танце" "Розовый день. Стихи разных лет", 2000 г. "Вестник Замоскворечья" о Собинове - "Основатель танцующей гимнастики" - № 13/2000 г.

Victor: Я встречался с Борисом Михайловичем Собиновым в 1974 году. Он был уже не молод, но очень бодр и энергичен. Он тогда руководил (им же созданной) Студией спортивного танца при Дворце культуры имени Горького на Вятской улице. Вместе с ним работала его ученица Клара Рябова. Под "спортивным танцем" тогда понимали совсем не то, что сейчас: это был синтез танца и художественной гимнастики, а не бальные танцы (европейские, латина) или хип-хоп, которые сейчас почему-то стали называть спортивными. Идея создания таких студий, где могли бы заниматься бывшие спортсменки или просто гимнастки, не достигшие олимпийских высот, принадлежала Борису Михайловичу. Он пропагандировал свою "танцующую гимнастику" в противовес всё более усложнявшейся и теряющей массовость художественной гимнастике. Он был противником чрезмерного омоложения гимнастики, из-за чего она теряла зрелищность -- ведь маленькая девочка просто в силу своего возраста не может передать тех чувств, которые может выразить взрослая женщина. Ему, как врачу, не нравилось чрезмерное усложнение гимнастики, из-за чего она становилась опасной для здоровья. Большое внимание уделял спортивному костюму. Его ученицы некоторые номера выполняли в костюмах с короткими юбочками -- но в тех номерах, где это было оправдано содержанием. Студия регулярно выступала с концертами в ДК им. Горького, на каникулах, на елках. Несколько раз выступления транслировались по телевидению (в передачах "Шире круг", "А ну-ка, девушки"). Собинов рассказывал, как он со своими ученицами по поручению Спорткомитета пропагандировал новый вид спорта -- художественную гимнастику -- в начале 50-х годов. Все было в духе революционных агитпоездов и агиткораблей. Плыли, к примеру, по Волге. На каждой пристани выступали с показательными выступлениями -- часто прямо на берегу, на песке или траве. Интерес народа был огромный. Вскоре в большинстве мест, где они побывали (проплыли или проехали на поезде), стали создаваться кружки художественной гимнастики. Местные тренеры приезжали на кратковременную учебу в Москву. Гимннасток-выпускниц институтов и техникумов физкультуры распределяли по городам, где начинали культивировать гимнастику.

Victor: УчЁный Лис пишет: он был тренером или хореографом, как Лавров, Боген. Он был тренером, а также автором учебников по художественной гимнастике.


Victor: Жена Б.М.Собинова была очень известным тренером, долгие годы была председателем федерации ХГ Москвы

Victor: Михаил Тимофеевич Окунев был танцором Большого театра. Он был очень красив внешне, глубоко разбирался в музыке и мог прекрасно демонстрировать гимнастические упражнения. После войны он работал на кафедре гимнастики ГЦОЛИФК, старшим преподавателем. Когда в СССР стала развиваться художественная гимнастика, он первым набрал на свою кафедру группу "художниц" . Из этой группы вышли заслуженный тренер России, профессор Мария Новик (Егорова) - первый профессор в нашей художественной гимнастике, заслуженный тренер СССР, член техкома ФИЖ Валентина Батаен, Ирина Изгаршева, Диана Сивакова, Регина Макоева, Валентина Николаева, Галина Половинкина и другие классные специалисты. (В Чехословакии Машу Егорову очень уважают: она одной из первых познакомила местных спортсменок с советской художественной гимнастикой, провела многочисленные семинары, подготовила первых тренеров). Михаил Тимофеевич стал первым председателем Московской федерации художественной гимнастики , главным судьей первых чемпионатов столицы, соавтором первых классификационных программ... Воспоминания о нем: Пономарев С. Первый и последний : Годы и судьбы // Спортивная жизнь России. - 1997. - N 1. - С. 52-53.

Mrs.Adams: Victor Спасибо! Благодаря Вам я узнала много нового из истории ХГ. Многие фамилии мне до сих пор , увы, даже не встречались.

Victor: Очень большую роль в истории ХГ сыграл также заслуженный артист РСФСР Виктор Иванович Сергеев, артист Куйбышевского театра оперы и балета. Он был тренером сборной по хореографической подготовке, много сделал для привития спортсменкам музыкальной культуры. Ему было присвоено звание заслуженного тренера РСФСР. Работал со сборной СССР в 70-е годы.

Mrs.Adams: УчЁный Лис пишет: А злобное бабье просто нас опять обмануло.

Светлана: УчЁный Лис Ага, бабье оно такое - без мужиков вечно становится злобным

Светлана: УчЁный Лис Конечно Вы другие, кто бы спорил

Victor: Как-то лет 20 назад по телевизору шла передача, посвященная ХГ. Пригласили девочек-гимнасток (хороших гимнасток -- призеров первенств Москвы среди мастеров). Они выполнили в студии по паре упражнений, после чего комментатор (весьма глупый и совершенно не ориентировавшийся в гимнастике человек -- он всё вёл передачу "Весёлые старты") взялся задавать вопросы. Один из них был о мужчинах в ХГ. Девочки сочли такое смешным: "Да я представить себе не могу, чтобы мужчина что-то взялся выделывать с лентой! Это же будет смешно!" Комментатор их поддержал Ах, святая простота! Как этому помогает незнание! В 30-е годы у выдающегося артиста балета Асафа Мессерера был концертный номер: "Танец с лентой". Этот номер записан на кинопленку, изредка его показывали по ТВ. Номер очень хороший. Для своего времени он был оригинальным. С сегодняшней точки зрения ничего нового в нем нет -- всё уже было. Однако Асаф был одним из первопроходцев! Танец похож на женское гимнастическое упражнение с лентой, но мужчина выполняет его быстрее, резче, с более высокими прыжками, но, конечно, с меньшей гибкостью. Ничего смешного в том, как мужчина танцует с лентой, нет! Мессерер Асаф Михайлович [р. 6(19).11.1903, Вильнюс - 1992], советский артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист РСФСР (1951), заслуженный деятель искусств Литвы (1953). В 1921, окончив Московское хореографическое училище, был принят в труппу Большого театра (ученик А. А. Горского и В. Д. Тихомирова). Искусство Мессерера способствовало расширению возможностей мужского танца, обогатило и усложнило лексику балетных спектаклей. Среди лучших партий: Колен («Тщетная предосторожность» Гертеля), Базиль («Дон Кихот» Минкуса), Филипп («Пламя Парижа» Асафьева), Акробат («Красный мак» Глиэра), Петрушка («Петрушка» Стравинского) и др. Особой популярностью пользовался концертный номер «Футболист» на музыку А. Н. Цфасмана. С 1926 выступал как балетмейстер. С 1921 преподаёт, в 1923—60 в Московском хореографическом училище, с 1946 ведёт класс усовершенствования артистов балета в Большом театре. В 1951 г. снимался в кино в фильме "Большой концерт" ( В ролях: Валерия Барсова, Александр Лапаури, Иван Козловский, Мария Максакова, Асаф Мессерер, Майя Плисецкая, Сергей Корень, Василий Макаров, А. Дегтярь. Режиссер: Вера Строева. Краткое содержание: В Москву на спектакль Большого театра приезжают колхозники. После спектакля благодарные зрители приглашают артистов театра на празднование двадцатилетнего юбилея колхоза "Победа". На празднике почетных гостей восхищает пение молодых колхозников Званцевой и Уфимцева. Осенью они поступают в Московскую консерваторию...) Государственная премия СССР (1941, 1947). Награжден 3 орденами, а также медалями.

Victor: Время новостей, № 216/2003 19.11.2003 Крестный отец большого балета 100 лет со дня рождения Асафа Мессерера Брат Суламифи Мессерер, быстрой, веселой, виртуозной балерины Большого театра; дядя Майи Плисецкой; отец театрального художника Бориса Мессерера; один из работящего, экспансивного, делового балетного клана, ни на одном из представителей которого природа так и не собралась отдохнуть. Присутствие Асафа Мессерера в балетной истории дает надежду всем юным фанатам, родители которых не собрались вовремя отправить их в училище, -- он начал учиться в 16 (шестнадцать!) лет. Школу в это время обычно уже заканчивают, но до шестнадцати о существовании балета Асаф не подозревал. Зато попав в Большой театр на "Коппелию" и мгновенно решив, что это и только это -- дело его жизни, на следующий же день кинулся искать учителя. Частного учителя, конечно, -- в школе его даже смотреть не стали. Нашел студию артистки Большого театра Антонины Михайловны Шаломытовой. И через год школа приняла его с распростертыми объятиями -- и до сих пор гордится своим учеником, вставляет фотографии в юбилейные альбомы. Нет, конечно, еще время было такое -- девятнадцатый год, традиции рушились, и казалось, что все возможно. Возможно было, чтобы худрук Большого Александр Горский пришел в частную студию отсматривать молодежь для сильно поредевшей балетной школы, обратил внимание на Мессерера, пригласил его на экзамен, а затем в свой -- выпускной -- класс. Но полвека спустя, в эпоху совсем не революционную, в Вагановское приняли другого очень большого мальчика -- Нуреева. Кажущаяся чрезвычайно жесткой система балетного класса потому и существует века, что способна гнуться, на миг меняться при появлении личности, выбивающейся из общего ряда. Вот и для Асафа -- изменилась. Двадцатый год, учеба, практика в театре и масса "халтурных" концертов, чтобы прокормиться. "Иногда гонораром были галоши, туфли, отрез ткани, пачка гвоздей или, казалось бы, совсем немыслимая вещь -- топор", -- вспоминал потом Мессерер. Но главным содержанием жизни юного танцовщика была исследовательская работа -- он разбирался в собственном теле. Что возможно? Все то, что потом сделало Мессерера одним из лучших педагогов Большого театра, все то, что позволило Москве затем гордиться мужским танцем, было опробовано тогда. И традиция виртуозности мужчин-солистов, еще в начале ХХ века предназначенных лишь для переноски и поддержки балерин, начиналась в классе, где Мессерер спорил с тогдашними премьерами о количестве туров. Сам он мог сделать четыре-пять-шесть, люди делали один и успокаивались. Должно быть, именно его абсолютная неудовлетворенность существующей техникой и глубокая исследовательская страсть показались родными Мейерхольду -- в 1925-м Мессерер был приглашен поставить танцы в "Учителе Бубусе", затем работал и на "Горе уму", и на "Последнем решительном", и на "Даме с камелиями". Но судьбы друга, человека, которым он восхищался, ему удалось избегнуть -- балетным во все времена все же жилось проще, чем драматическим актерам и режиссерам, в логоцентричной стране они не казались опасными. Поэтому Мессерера даже выпустили на гастроли (тут повезло так повезло: они с Суламифью были в Берлине в дни поджога рейхстага и прихода к власти Гитлера, всей опасности еще не понимали и уехали в Париж только из-за контрактных обязательств). В Париже наблюдал класс Кшесинской. («Одна девушка стоит у станка и ничего не делает. Что, у нее болит нога?» -- «Нет, просто она американка и хочет выучить фуэте». -- «Как же можно выучить фуэте, не делая класса?» -- «А мне в общем-то безразлично, она платит деньги, и все».) Преподавание за границей, и этот взгляд -- сугубо практический -- для наших балетных был еще в диковинку. Пока что он вернулся и продолжил работу в Москве. Танцевал классику, был Принцем в "Лебедином озере" и "Щелкунчике", принимал участие в постановках Голейзовского. Но главный талант был все же педагогический, уроки он начал давать в восемнадцать лет в частной школе, в двадцать -- продолжил в школе Большого театра. Когда ему было чуть за сорок -- возник его класс усовершенствования в Большом. Класс Асафа Мессерера. И в нем стояли рядом Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа. Анна ГОРДЕЕВА

Mrs.Adams: Victor Я тоже читаю с огромным интересом

Victor: УчЁный Лис пишет: Может быть естьу кого-нибудь эта запись? Боюсь, что ни у кого нет. Передачи шли в то время, когда бытовых видеомагнитофонов практически не было. Нужно искать в архивах (Красногорск или Белые Столбы). Но как получить к ним доступ?!

Людмила: Victor, спасибо большое за столь интересный материал !!! Мне тоже очень хочется, чтобь писали дальше о мужчинах, связанных с ХГ , вплоть до наших дней !

El: Victor ! Спасибо Вам за очень интересный материал!

Victor: О нем я знаю очень мало. В 40-е годы он был тренером по ХГ, участвовал в написании первых учебников по этому виду спорта. Потом он работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры (ВНИИФК), но занимался не ХГ, а комплексом ГТО. (Полагаю, что это тот же самый человек, а не полный однофамилец). В 1962 году (будучи уже совсем не молодым человеком)написал диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: Осипов И.Т. Обоснование значения всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР" в советской системе физического воспитания, его структуры, содержания и уровней нормативных требований : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Осипов И.Т.; ГОЛИФК. - М., 1962. - 18 с. Он написал много книг по комплексу ГТО и смежным вопросам: Данченко Игорь Павлович, Осипов Иван Тимофеевич, Татевосян Ара Авакимович. Здоровье в ваших руках - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 71 с.: ил. Осипов И.Т., Трофимов Н.В., Сотникова М.П. 100 уроков для групп здоровья : поурочное пособие для преподателей и методистов - М.: ФиС, 1967. - 152 с. Осипов И.Т. Военно-прикладная подготовка физкультурников - М.: Физкультура и спорт, 1947. - 46 с. Осипов И.Т. Комплекс ГТО - путь к силе и здоровью - М.: Физкультура и спорт, 1963. - 64 с.: ил. Осипов И.Т. Комплекс ГТО в коллективе физкультуры : Пособие для физкультурного актива - М.: Моск. рабочий, 1950. - 115 с. Осипов И.Т. Многобория : По комплексу "Готов к труду и обороне СССР" - М.: Физкультура и спорт, 1950. - 48 с. Осипов И.Т. Многоборье комплекса ГТО - М.: Физкультура и спорт, 1960. - 64 с.: ил. Осипов И.Т., Тресковский З.М. Организация физкультурной работы в районе : Справочник-пособие для работников и актива сельских районных комитетов по делам физической культуры и спорта - М.; Л.: Физкультура и спорт, 1949. - 239 с. Осипов И.Т., Тресковский З.М. Организация физкультурной работы в районе - М.: Физкультура и спорт, 1953. - 257 с. Осипов Иван Тимофеевич, Тресковский Захар Михайлович. Организация физкультурной работы в районе - М.: Физкультура и спорт, 1956. - 231 с. Осипов И.Т., Берзин А.А. Ступень "Здоровье в движении" - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 32 с.: ил. Осипов И.Т., Березин А.А. Ступень "Сила и мужество" (юноши и девушки 16-17 лет) - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 31 с. Осипов И.Т., Крупин К.В. Учебные группы по комплексу ГТО : Программно-методич. материалы - М.: Физкультура и спорт, 1940. - 159 с. Осипов И.Т., Таборко М.Ф. Физкультура и спорт в колхозе - М.: Физкультура и спорт, 1946. - 119 с.: ил. В 70-е годы по телевизору шли передачи комплексов утренней гимнастики. По субботам приглашали его, чтобы он отвечал на вопросы, присланные телезрителями. Он выглядел уже очень старым: седой, почти полностью облысевший. Да и речь была старческая, замедленная. Я не встречал в прессе ни его воспоминаний, ни воспоминаний его учеников. Не знаю, кого он в ХГ подготовил, но, по-моему, звание заслуженного тренера РСФСР ему присвоили. Скорее всего, он работал на кафедре гимнастики в ГЦОЛИФКе и тренировал тех же девушек, что и Окунев.

Victor: В Высшей школе художественного движения, которая считается прародительницей художественной гимнастики, работали ведущие артисты балета Мариинского театра. Классический танец в Высшей школе преподавал будущий Народный артист СССР Ростислав Захаров, характерный танец – выдающийся мастер характерного танца Сергей Корень, историко-бытовой танец – будущий художественный руководитель нынешней Санкт-Петербургской академии хореографии им. А.Вагановой Николай Ивановский. Все трое стали очень знаменитыми, о них написана обширная литература.

Victor: УчЁный Лис пишет: Victor А что, если Вам написать об этом статью! За предложение -- спасибо. Но сразу возникает вопрос, где статью публиковать. За свою жизнь я написал достаточно статей на самые разные темы (научные; о спорте - в "МК", "Спорт-экспрессе", "Физкультуре в школе", "Горных лыжах"; развлекательные - в "Тайной власти", "Частной жизни" и др. изданиях). Поэтому соблазн просто опубликоваться уже не искушает. Писать в стол неинтересно. Если же речь идет о публикации в Интернете, то я, фактически, этим уже занимаюсь. Когда материала наберется достаточно, можно будет объединить в цельный кусок. Если речь идет о бумажном варианте, то не вижу издания, которое взялось бы это публиковать. К сожалению, гимнастика и ее история интересует немногих. Нынешний всплеск интереса к ХГ -- это интерес жёлтой прессы к "грязному белью", чему очень поспособствовал и высосанный из пальца допинговый скандал с Кабаевой и Чащиной, и светская жизнь Алины Кабаевой, и регулярные фотосессии ведущих гимнасток для мужских журналов. Вообще-то, у меня замысел написать книгу по истории ХГ (материал собран огромный), но издавать ее придется за свой счет, а это весьма недёшево. Поэтому стимула, чтобы активно браться за работу, нет. А повседневных дел, связанных с зарабатыванием хлеба насущного, более чем достаточно.

Fighter: УчЁный Лис пишет: Сейчас все учебники по ХГ написаны женщинами - в итоге - кроме набора упражнений ничего нет - такая у них логика, примитивная. Хорошее же у тебя мнение о женщинах.

Mrs.Adams: УчЁный Лис пишет: Вот и получается, что правила тек запутали, что соревнования по ХГ проводятся разве что для судей (эту мысль я стащил с сайта украинской ХГ).

Victor: УчЁный Лис пишет: Если хорошенько приглядеться, то у женщин можно обнаружить очень много интересного, Ну, взять, хотя бы ноги... Вот, вот! А они по недомыслию ввели в ХГ комбинезончики, лосины; перестали выступать босиком, хотя маленькие пальчики смотрятся куда красивее, чем нога в тапочках-"голопятках".

Fighter: УчЁный Лис пишет: Если хорошенько приглядеться, то женщин у можно обнаружить очень много интересного Ну нельзя же так однообразно трактовать мои ответы. А насчёт образцового форумчанина - это вы слишком... Отчёта не будет.

Victor: УчЁный Лис пишет: Точно, предлагаю в правилах обсудить вопрос о "маленьких пальчиках" и перевести реультат обсуждения на все языки мира. Вопрос о выступлениях босиком обсуждался на многих форумах. Доводы против: 1. Босиком трудно делать повороты (поэтому тапочки еще и называют "вертушками"). 2. Тапочки нужны, чтобы не растирать ноги до крови. 3. Без тапочек ноги легко травмировать, вывихнуть пальцы. Доводы не очень серьезные. Вывихнуть пальцы или получить какую-то другую травму в тапочках столь же вероятно, как и без них. За полторы минуты выступления ноги до крови не разотрешь, ради красоты можно и потерпеть, а на тренировках -- ради бога, надевайте для защиты тела и суставов тапочки, наколенники, налокотники, что угодно! (Кстати, как раз на тренировках, особенно летом, когда жарко, девочки часто занииаются босиком, потому что им это нравится). Повороты, действительно, в тапочках делать легче, потому что босая нога не так скользит по полу. Но! Другие-то элементы лучше выполнять босиком. Многие спортсменки, та же Кабаева, натирают тапочки канифолью, чтобы они меньше скользили (не проще ли было бы снять тапочки?). Из-за выступлений в тапочках перестали делать захваты предметов (булав, скакалки и др.) пальцами ног, что раньше всречалось. Так что, на мой взгляд, рациональных доводов в пользу выступлений в тапочках, а не босиком -- нет. Все объясняется модой и рекламой. "Гришко" вкладывает в рекламу огромные деньги, которые возвращаются сторицей. Несколько лет назад писали, что он продает 2000 пар тапочек для ХГ в месяц и вынужден расширять производство, так что использует буквально каждый свободный квадратный сантиметр площади. Учитывая, как быстро тапочки протираются, как мало на них требуется материала и сколько они стоят, понятно, что у "Гришко" очень нехилый бизнес! За такие деньги можно пустить какие угодно страшилки об опасностях выступления босиком!

Fighter: УчЁный Лис пишет: Кстати, и дамы у нас на форуме чудные Поверьте, это я знаю не по наслышке.

Victor: Орлов еще перед войной преподавал гимнастику в Ленинграде, в Институте физкультуры имени Лесгафта. Один стихотворец (Семен Венцимеров) написал поэму об учебе на журфаке МГУ. Одна из глав посвящена преподавателю физкультуры Науму Моисеевичу Хорошу, учившемуся в Ленинградском инфизкульте. Там есть строки о преподавателях, в частности -- об Орлове: Гимнастику у нас ведет Лев Павлович Орлов... Красавец! Бог – на снарядах... Перелет Через коня, едва касаясь! Вот где учиться циркачам: Над турником веселой птицей Порхает... Точно, все отдам Чтоб только так же научиться! Так как ХГ зародилась именно в институте имени Лесгафта, то неудивительно, что Орлов стал тренировать гимнасток и судить соревнования по ХГ. После войны участвовал в составлении правил соревнований и написании учебников по ХГ. Имел звание судьи всесоюзной категории и ученое звание доцента (было ли ему присвоено звание профессора -- не знаю, но это вполне вероятно). Лит.: Орлов Л.П. Основная гимнастика для женщин. Учебное пособие для гимнастических секций коллективов физической культуры М. Физкультура и спорт 1955г. 200с.,ил. Тканевый переплет.

Victor: В 60-е-70-е годы появилась новая ветвь медицины -- валеология: наука о здоровом человеке. Среди основателей этой дисциплины -- Иван Тимофеевич Осипов. Он упоминается и как сотрудник Федерации физкультурно-оздоровительной работы с населением, проводивший экспериментальную работу, и как научный работник ВНИИФК, давший научно-методическое обоснование результатам экспериментов.

Victor: В 60-70-е годы на соревнованиях по ХГ мужчины встречались только на трибунах да в ложе прессы. Это было связано с тем, что согласно международным правилам все судьи должны были быть женского пола (как будто гимнастика -- это баня!). Тем удивительнее было на Спартакиаде народов СССР 1971 года увидеть мужчину в главной судейской коллегии. Это был представитель Прибалтики (по-моему, из Латвии), очень элегантный пожилой джентльмен с изысканными манерами. К сожалению, я не расслышал и не смог записать его фамилию, когда представляли судей. Кажется, он возглавлял секретариат. Было бы очень интересно узнать, кто это был (ведь протоколы Спартакиады сохранились) и какую роль он сыграл в художественной гимнастике -- ведь для судейства всесоюзных соревнований случайных людей не привлекали.

Victor: Одна из старейших гимнастических школ в Германии -- это Школа Медау в Кобурге. Основатель школы Генрих Медау – музыкант и педагог. Он обучался в университетах Мюнхена и Берлина. Изучал историю музыки, музыкальную композицию, психологию и педагогику. У доктора Боде изучал «выразительную гимнастику» (Ausdrucksgymnastik) – немецкий вариант ритмической гимнастики. В 1929 году вместе с женой Сентой открыл собственную гимнастическую школу в Берлине. Школа быстро завоевала авторитет. Ее воспитанницы выступали с показательными групповыми упражнениями на Олимпиаде 1936 года в Берлине и на Лингиаде 1939 года в Швеции. После войны, в 1954 году, семья Медау переехала на юг Германии, в Кобург. Школа разместиась в замечательных помещениях замка Хоэнфельс – бывшей резиденции герцога Вюртембергского. Ученицы школы стали получать государственный диплом по гимнастике (т.е. могли работать преподавательницами физкультуры или инструкторами ЛФК) и физиотерапии. Генрих Медау умер в 1974 году. После его смерти школой стал руководить представитель второго поколения семьи Медау -- профессор, доктор медицины (специализация в области спортивной медицины, терапии и кардиологии) Ганс-Йохан Медау. Ему помогают жена Ингрид и сын Пер Генрик. Генрих Медау с женой: Гимнастки школы Медау Ганс-Йохан с женой и сыном:

Victor: УчЁный Лис пишет: Многие гимнастки прячут "деформированные стопы" в полупальцы, без них они бы выглядели очень некрасиво. Неужели в 14-15 лет уже деформированные стопы?! Сейчас в ХГ в 17-18 лет уже на пенсию уходят. Вообще-то, я не помню гимнасток с такими деформированными стопами, что их надо прятать.

Zaraza: Victor Victor пишет: Неужели в 14-15 лет уже деформированные стопы?! Сейчас в ХГ в 17-18 лет уже на пенсию уходят. Вообще-то, я не помню гимнасток с такими деформированными стопами, что их надо прятать. Я как-то видела пальцы Чащиной. Грустное зрелище Постараюсь найти фотку.

Mrs.Adams: Однажды дочка подвернула ногу, не в зале, во дворе. Да так, что пришлось обращаться в травмпункт. Первый вопрос, который задал врач:"А что это у нее с ногами?" Я ответила, что ничего странного не вижу, а он на меня смотрит и советует на ее стопу посмотреть. Удивляться перестал, только когда сказала, что ребенок с пяти лет художественной гимнастикой занимается. На тот момент ей было 11 лет.

Victor: УчЁный Лис пишет: Если под "пенсией" подразумевается приобретение професионального заболевания, то оно может наступить тоже гораздо раньше Вообще-то под "пенсией" я имел в виду уход из большого спорта.

Victor: УчЁный Лис пишет: Есть неявная статистика, что у каждой пятой гимнастки (ХГ) имеется тот или иной вид деформации стопы. Мне такая статистика не была известна. И что же в ХГ так отрицательно влияет на стопу? Ведь это не балет, где ногу очень быстро уродует танец на пуантах.

Victor: УчЁный Лис пишет: Прыжки! Свод стопы уплощается. Ну, такую деформацию тапочками-полупальцами не скроешь -- они свод стопы не закрывают. Тапочками можно прикрыть вальгусную деформацию большого пальца, но такое изменение стопы для ХГ не характерно.

Марина:

Victor: Как-то так получилось, что последние посты отклонились от названия темы. Поэтому хочу напомнить еще об одном человеке, который очень способствовал развитию ритмической гимнастики в России. Не так давно (издательство "Искусство", 1992) были переизданы (1-е издание - Берлин, 1923 год) с комментариями и дополнениями его интереснейшие мемуары. Они доступны в электронном виде: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/author.xtmpl?id=270 А вот краткая биография, взятая с вышеназванной страницы. Волконский Сергей Михайлович (1860-1937) театральный деятель, критик 1860, 4 мая. — Родился в имении бабушки княгини Марии Александровны Волконской (урождённой графини Бенкендорф) Фалль (близ Ревеля, Эстония). Отец – Михаил Сергеевич Волконский (1832–1909), попечитель Петербургского учебного округа, товарищ министра народного просвещения, сын декабриста С.Г. Волконского. Мать – Елизавета Григорьевна Волконская (урождённая Волконская) (1839–1897), княгиня, дочь двоюродного дяди Г.П. Волконского. Братья: Пётр, Александр, Владимир, Григорий (ум. 1910) и сестра. 1860-е – 1870-е гг. — Детство в Фалле. Домашнее воспитание. Посадка деревьев в парке. Занятия французским языком, чтением, музыкой. Жизнь в Петербурге. Посещение художественной школы. Окончание 4-й Ларинской классической гимназии (1880). Зарождение интереса к театру. Участие в домашних спектаклях. Летние поездки в имение родителей Павловка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Разведение парка. Поездка в Италию (осень 1872–1873). Жизнь в Риме и Флоренции. 1880-е – 1890-е гг., начало. — Окончание романского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета (1884). Путешествие по Испании и Италии (1881, май – сентябрь). Поездка в Рим к умирающей бабушке М.А. Волконской (ноябрь 1881). Служба в Министерстве народного просвещения. Чтение лекций в Англии и Америке. Участие в качестве комиссара министерства в работе Конгресса религий в Чикаго (сентябрь 1893). Деятельность в качестве предводителя дворянства Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. 1894. — Кругосветное путешествие. 1896. — Получение звания камергера. 1897. — Смерть матери. 1899. — Участие в Конгрессе по борьбе с торговлей женщинами. 1899, 22 июня – 1901, июль. — Назначение на должность директора Императорских театров. Привлечение к работе С.П. Дягилева в качестве редактора «Ежегодника Императорских театров» и художников «Мира искусства». Общение с императором Николаем II и великими князьями. Сложности в управлении театрами. Награждение персидским шахом орденами Льва и Солнца 2-й степени. Подача прошения об отставке. 1901. — Назначение гофмейстером. 1909. — Смерть отца в Риме. 1910. — Поездки в Германию и Италию. Знакомство с театрами, актёрскими труппами, постановкой театрального образования. 1914–1917. — Начало первой мировой войны. Организация и проведение в Борисоглебске театрализованных проводов на войну «Поле брани». Устройство лазарета в собственном доме в Борисоглебске. Участие в уездной земской деятельности: земских собраниях, съездах мировых судей, приёме экзаменов в сельских школах в качестве члена училищного совета. Поездка в Крым в связи с болезнью (август 1916). Известие об отречении императора Николая II от престола. 1917, лето. — Обыск в Павловке. Образование в Борисоглебске Союза землевладельцев. Участие в Московском Всероссийском съезде землевладельцев. Распродажа имущества. 1917, ноябрь. — Отъезд в казацкую станицу Урюпино. Занятия репетиторством. Занятие станицы большевиками (январь 1918). Обыск в квартире. Слух о предстоящем аресте. 1918, февраль – май. — Возвращение в Борисоглебск. Арест на репетиции в Народном доме по делу актёра Чикаревского. Изъятие бумаг, писем, телеграмм. Доставка и допрос в ЧК. Освобождение. Обыски с целью найти пулемёты и вино. Конфискация всех винных запасов. Организация и открытие «Выставки декабристов» в пользу раненых и увечных воинов. Конфискация материалов выставки сотрудниками ЧК. Угроза ареста и расстрела. 1918, лето. — Отъезд в Тамбов. Жизнь в доме друзей М.М. и Д.И. Охотниковых: домашний театр, декламация Пушкина, чтение Достоевского. Обыск в доме Охотниковых. Поступление преподавателем в Тамбовский народный университет. Чтение лекций по искусству, актёрской декламации и литературе. Известие о конфискации дома в Борисоглебске и о заселении в нем начальника ЧК. 1918, осень. — Получение командировочного удостоверения. Отъезд в Москву. Дружба с М.И. Цветаевой. Работа преподавателем в Институте музыкальной драмы в Пролеткульте. Участие в создании Ритмического института. Чтение лекций в Красноармейском клубе имени Свердлова в Кремле. Знакомство с заведующим клубом П.А. Красиковым. Беседы и встречи с ним. Ведение занятий на инструкторских курсах рабоче-крестьянского театра. 1919, весна. — Сыпной тиф. Пребывание в больнице. Выздоровление. Вступление в «директорию Большого театра» под председательством В.И. Немировича-Данченко. Отказ от казенного содержания с выходом из «директории» спустя шесть недель. 1919, август. — Обыск в комнате. Арест. Препровождение на Лубянку. Заключение в камеру. Условия содержания. Вызов к следователю. Пребывание в тюрьме две ночи и два дня. Освобождение. Консультации еврейской студии «Габима» по теории декламации. Чтение лекций и проведение занятий в Государственном институте слова. Признание К.С. Станиславским теоретических и практических приемов преподавания, разработанных С.М. Волконским. Встречи и беседы с философом И.А. Ильиным. 1921, сентябрь. — Отъезд в Петроград. Чтение лекций в пользу голодающих. Лекции о Э. Росси, Сальвини, Саре Бернар, Дузе, о немецком и итальянском театрах. 1921. — Эмиграция. 1920-е – 1930-е гг. — Деятельность на посту директора Русской консерватории в Париже. Написание воспоминаний и книги «Русский балет в Париже». Сотрудничество в газете «Последние новости» (Париж) и др. Переезд в США. Преподавание в университетах. 1937, 25 октября. — Скончался в Ричмонде (Вирджиния, США).

Victor: Вот фрагмент статьи из газеты "Труд"(29 апреля 2002 года): ПОКЛОН КНЯЗЮ ВОЛКОНСКОМУ У женщин, мечтающих обрести красивую фигуру, сегодня есть выбор. Можно наслаждаться музыкой и заниматься на тренажере в таинственном сумраке зала и при эффектной цветомузыке, получая все наставления с экрана цветного телевизора. Можно обрести отличное настроение в компании, новых друзей в большом и ярко освещенном зале. Здесь царит атмосфера танцевального праздника, и каждый ощущает всю прелесть новых ритмов на каждом уроке. Лично мне нравится именно такой демократичный шейпинг. И, кстати, большинство женщин предпочитает именно его. А вообще о принципах этого направления европейские интеллектуалы заговорили еще более 80 лет назад. Вот факты. Осенью 1910 года в Санкт-Петербурге были торжественно открыты курсы ритмической гимнастики, организованные князем Сергеем Волконским. Курсы существовали до начала первой мировой войны. Ведущая преподавательница на курсах Вера Альванг закончила знаменитый Институт музыки и ритма возле Дрездена, который возглавлял известный ученый и музыкант Эмиль-Жак Далькроз. Любопытно, что уже тогда на уроках были введены обязательные черные купальники. А наряду с основами ритмики, танца преподавались такие предметы, как эстетика, пение, физиология, анатомия. Полный текст доступен здесь: http://www1.trud.ru/Arhiv/2002/04/29/200204290751401.htm

Victor: Литература: Князь Сергей Волконский. Выразительное слово. Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене, СПб., 1913, стр. 215. Ц. 1 р. 50 к. Рецензия: Н. В. Н е д о б р о в о, Культура речи. Князь Сергей Волконский. Выразительное слово. Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене, СПб., 1913, стр. 215. Ц. 1 р. 50 к. — “Русская мысль”, 1915, № 10, с. 22—25.

Victor: Литература: Волконский С. М. Человек на сцене. СПб., 1912 Волконский С. М. Художественные отклики. Спб., 1912 Волконский С. М. Отклики театра. П., 1914 Сергей Волконский. Выразительный человек. Петроград, 1915. Журнал «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», первый в мире журнал, целиком посвященный вопросам ритмики во всех ее приложениях. Ахмеджанова Т. «Волконский необходим...». — «Театр», 1989, № 8, с. 156.

Victor: Статья из знциклопедии "Санкт-Петербург" (http://enc.lfond.spb.ru/article.php?kod=002100100140): ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович (1860-1937), князь, театр. деятель и критик, педагог, теоретик актерского иск-ва, историк, писатель, гофмейстер (1901). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1884). С кон. 1880-х гг. выступал с театр.-критич. статьями в столичных периодич. изданиях. Занимался историей движения декабристов. В 1893 комиссар от Мин-ва нар. просвещения на Всемирной выставке в Чикаго. На посту дир. Имп. театров (1899-1901) поддерживал новаторские тенденции и способствовал реформированию сценич. иск-ва; разделяя взгляды приверженцев эстетизма, привлек в театр художников "Мира искусства". Ушел в отставку из-за конфликта с М. Ф. Кшесинской. С 1900-х гг. разрабатывал теоретич. аспекты актерского творчества, популяризировал и развивал учение и систему ритмич. гимнастики Э. Жак-Далькроза. Автор книг: "Человек на сцене" и "Худож. отклики" (СПб., 1912), "Выразительное слово. Опыт исследования речи в жизни и на сцене" и "Выразительный человек. Сценич. воспитание жеста" (СПб., 1913), "Отклики театра" (П., 1914). В разное время читал курсы лекций по истории рус. культуры, лит-ры и театра в США, Франции, Италии (частично изданы на англ., нем. и рус. языках). После окт. 1917 преподавал в лит. и театр. студиях Москвы. С 1921 в эмиграции в Германии, Италии, Франции. Издал кн. "Быт и бытие. Из прошлого, настоящего и вечного" (Берлин, 1924), мемуары "Мои воспоминания" (т. 1-2, Берлин, 1923-24; М., 1992). Лит.: Бойков В. Герой Серебряного века // Наше наследие. 1991. № 4. С. 54-58; Бачелис Т. И. О Волконском // Волконский С. М. Мои воспоминания: В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 357-382. А. А. Кириллов.

Neya: на счет стоп - ВСЕМ СМОТРЕТЬ СЮДА!!!! (на первой фотке балерине нет 20) http://dance.net/topic/5263059/1/Ballet-Photos-Misc/Bloody-blistered-feet-needed-please.html&replies=13

Ладога: Neya Моё мнение всегда нестандартное,но именно этим девочкам невозможно представить свою жизнь без балета. Как-то моя дочь сказала мне,что если ей будет нужна ЕЩЁ ОДНА ОПЕРАЦИЯ она её сделает ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО,ЧТО ЭТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ГИМНАСТИКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Можете себе представить,какой фанатизм !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Mrs.Adams: Neya пишет: на счет стоп - ВСЕМ СМОТРЕТЬ СЮДА!!!! (на первой фотке балерине нет 20) Да........ Что скрывается за красотой и легкостью... Пока смотрела у самой ноги свело. Воистину-Красота требует жертв.

Victor: Neya пишет: на счет стоп - ВСЕМ СМОТРЕТЬ СЮДА!! Ну и что? То, что балет -- адский труд, известно всем, кто серьезно интересуется балетом. То, что на репетициях и спектаклях (они длятся не один час!) можно стереть ноги до крови -- тоже достаточно очевидно. Ведь балерины за один спектакль изнашивают 2-3 пары балетных туфель! То, что стояние на пальцах приводит к серьезным деформациям стопы, хорошо известно. Это, кстати, показывает, что никакие тапочки (тем более -- такие легкие, как в гимнастике) не могут защитить стопу от чудовищных нагрузок. Если же эти снимки желаете использовать как довод, что в ХГ нельзя на соревнованиях работать босиком, то они ни в чем не убеждают: ВЫСТУПЛЕНИЕ (не тренировки!) в ХГ, в отличие от балетного спектакля, длится считанные минуты. За это время ноги в кровь не сотрешь! (А на тренировках -- да, можно и кровавые мозоли заработать.)

Neya: что значит ну и что? поставила фоты - звездные ноги мирового балета)) я же не спрашиваю вас к чему вы тут выступаете и руки к небу вскидываете? здесь все либо мамы гимнасток либо люди которые занимаются и о травматизме и проблемах знают не по -наслышке. "Однозначно можно утверждать, что танцевать в балетках по ковру неудобно." - что вы подоразумеваете под танцами? танцевать очень даж можно, просто подъем не вывалишь особо -подошва не даст. (и если есть че вываливать вообще)))))) "Однако интересно то, что в балете танцуют на пуантах. Так что балетки - это по большому счету тренировочная обувь для младших классов.." - а мужчины что, тож на пуантах? и женщины очень даж в батеках танцуют (от балета зависит), и в характерных танцуют, и вообще, какая связь между балетом и гимнастикой ?? эстетика совсем другая, и не в обуви дело. и никто не сигает в балете как в гимнастике, - там в качестве дело, в иллюзии легкости и невесомости, а не в раздирке и в высоте, поэтому нельзя сравнивать, нагузки разные (не по сложности, а по технике) 2-3 пары балетных туфель за спектакль -бред дилетантский, если это и было правдой то 50 лет назад. посмотрите хоть записи балетов, у всех пальцы такие грязные и изношенные, - там не один день на них оттанцован. на счет выступать босиком -выйдите на ковер и крутаните че-нить ... посмотрю я на вас... к тому же тренироватья в п/тапках а выступать босиком не выйдет - ощущение разное, в чем отрабар=тывал в том и выступаешь. да ни одна гимнастка не выйдет на выступление в новых п\т - надо хоть одну тренировку в них отработать, привыкнуть. фоты поставила к тому, что некоторые форумчане достали своими страшилками,- так нельзя, то вредно, тянуть колени нельзя, - все повыскочит, стопы выворачивать нелья, - ток от бедра (это наши люди на балетном форуме тирады выдавали), полутапки - плохо, хг, -стопы деформируется- вот и поставила фоты как стопа травмируется в балете, и колени тянут, и дерут их, и в провисе сидят и никто не ноет. кроме вас, мужчин))))) а вы все кликушничаете, а судя по вашим постам элементарных вещей не знаете)

Neya: а танец с лентой Мессесера у меня есть - для того времени может быть еще и ничего, - а по теперешним меркам - обгыгыкаешься))) скорость вращений только впечатляет. но они больше на рывке, и их 3-5, а не 12 как у Барышникова в White Knights)))и лента у Асафа метра 3. и никаких тебе кольц и волн, машет ею от плеча. если кто подскажет как это добро с ДВД перекачать на комп, - я выложу. там еще парочка номеров есть,- "музыкальный момент" например, (наверное метатели молота стройнее, правда запись раритетная, но мне кажется ее больше для прикола на диск втиснули), тож могу поделиться)))))

Victor: Neya пишет: 2-3 пары балетных туфель за спектакль -бред дилетантский Ну, такую информацию распространяют сами балерины. Волочкова, вроде бы, не 50 лет назад танцевала.

РИНА: Если на форуме есть тренеры или родители мальчиков, которые занимаются ХГ, пожалуйста отзовитесь. Напишите сюда или в личку. Спасибо!!!

soldat: "Танец с лентой". Асафа Мессерера http://youtube.com/watch?v=4_nENUmildQ

alanita: какая разница .Мальчик в балете или в ХГ.?У меня хоть и дочери.Но был бы мальчик отдалабы в ХГ.



полная версия страницы