Форум » Оффтоп » Министры обсудили проблемы физвоспитания школьников » Ответить

Министры обсудили проблемы физвоспитания школьников

Mrs.Adams: Модернизация масс Министры обсудили проблемы физвоспитания школьников Глава «Росспорта» Вячеслав Фетисов и министр образования и науки Андрей Фурсенко впервые обсудили проблемы модернизации физического воспитания школьников. «Круглый стол» с участием двух министров, заместителя губернатора Московской области Сергея Кошмана, руководителей столичного и областного спорта, а также четырех десятков директоров школ, учителей физкультуры и методистов прошел вчера в Клишевской сельской средней школе №12 Раменского района Московской области. Ни для кого не секрет, что массовый спорт в России, детский в особенности, переживает сейчас не лучшие времена. Всемирные международные юношеские игры, спартакиады школьников, Игры Азии и стран СНГ и Балтии -- свидетельство того, что в годы перестройки, когда денег не хватало даже на сборные страны, детский спорт каким-то невероятным образом ухитрился выжить. Хотя и превратился из массового в некотором роде в элитарный. Элитарный в том смысле, что во многих школах страны, расположенных в глубинке, нет самого элементарного -- спортивных залов, учителей физкультуры, не говоря уже о форме и об инвентаре. Но даже если где-то и уцелели спортивные секции, возникла другая проблема: расходы на занятия детей спортом главным образом легли на плечи родителей, для многих из которых, годами не получавших зарплаты, это стало непосильным бременем. По мнению главы «Росспорта», решением этой проблемы станет качественное изменение всей инфраструктуры школьного спорта. Речь идет не только о новой модели уроков физкультуры, но и создания школьных клубных спортивных команд. Спортивный госчиновник ратует за то, чтобы превратить школы в центры семейного досуга, где бы ученики могли проводить не полдня, а целый день, занимаясь спортом в различных секциях, куда бы после работы приходили бы и родители. Такой подход, по мнению Фетисова, решит главную на сегодня задачу -- создаст одинаковые условия и даст равные возможности для всех без исключения детей, независимо от материального положения их семей. Та же форма и инвентарь станут собственностью школы, и все желающие смогут взять их напрокат. Министр образования Андрей Фурсенко привел, с его точки зрения, ужасающие цифры: 20% школьников сегодня не хотят вообще заниматься спортом. Причина, по его мнению, в непривлекательности уроков физвоспитания для нынешнего поколения учащихся. Вопрос стоит о том, как видоизменить их. Фурсенко видит решение этой проблемы в оснащении спортзалов современным оборудованием и инвентарем. По словам министра образования, «кони» и «козлы» -- это, конечно, хорошо, но ребята с большим удовольствием посещают фитнес-залы, где весь антураж намного привлекательнее школьных спортзалов. Сами учителя физкультуры полагают, что проблема не только в этом. Современным школьникам нужно предлагать спортивный «шведский стол», то есть право выбора вида спорта -- баскетбол, футбол, гимнастика. Трех уроков физкультуры в неделю школьникам явно недостаточно. Для полноценного развития, как считают медики, необходимо довести эту цифру до 12 часов в неделю. В идеале каждый урок физкультуры должны вести два физрука, помимо этого в школе должны работать не менее десяти профессиональных тренеров. Примечательно, что подобная схема существует не виртуально, а уже на практике работает в нескольких школах Московской области, полным ходом эксперимент идет в Челябинской области. Выстроив вертикаль школьного спорта и соединив ее с вузовским, можно решить не только проблему подпитки спорта высших достижений, но и оздоровления нации в целом. Реальные предпосылки для того, чтобы система заработала по всей России, созданы: в начале года правительством была принята целевая программа развития спорта в стране до 2015 года.

Ответов - 32, стр: 1 2 All

Mrs.Adams: Как бы еще произвол учителей физкультуры убрать.... И вообще, нужна ли оценка по физкультуре или зачет-незачет правильнее было бы?

Светлана: Mrs.Adams Мое глубокое убеждение, построенное на моем школьном опыте - оценки по физкультуре быть не должно! А вообще, новым инветарем проблему не решить - задача учителя заинтересовать школьников в занятиях в спорткружках, а за это ему должны платить определенные компенсации. Да и увеличивать количество уроков физкультуры не правильно! Все должны добирать секциями по интересам, а иначе интересно у нас по сколько уроков в школе будет? Или в пику физкультуре надо будет какие-нибудь уроки другие сокращать?

Mrs.Adams: http://www.udmpravda.ru/default/article?article=2150460 О физическом состоянии сегодняшних школьников.


Игорь: Светлана пишет: Мое глубокое убеждение, построенное на моем школьном опыте - оценки по физкультуре быть не должно! А моё глубокое убеждение.построенное на моём школьном опыте,что должна быть оценка по физре - обязательно!!! Я вот раньше подтягивался в школе 2 раза на турнике - двойку мне за это ставили.Это сильно разозлило и я стал подтягиваться,чтобы получить пятёрку! А не ставили бы двойки - не было бы пятёрки!!! Если бы оценки не было - половина класса сидела бы и обсуждала вчераший фильм по ТВ или ещё что то.Оценка - это стимул к работе,она ещё и дисциплинирует!

гость: А как быть девчонкам серьезно занимающимся каким-либо видом спорта? Например, у моей дочи ( 13 лет, КМС по ХГ ) -запрещение от тренера посещать школьные занятия физкультуры. Естественно - вместо оценок по физ-ре - "незачет" в табеле. С одной стороны я понимаю школьного учителя физкультуры. Но с другой стороны -разве занятий спортом по 4 или 8 часов в день недостаточно!!?? Должно же быть какое-то компромиссное, устраивающее всех и не травмирующее психику ребенка решение. А если доча потянет в 11 кл. на медаль ( пока учится на одни 5 ). Как будет в этом случае?

Игорь: У нас в школе те,кто занимался спортом в секции,приносили справки о месте тренировок и им то ли 4,то ли 5 сразу ставили и на физру они не ходили.

Mrs.Adams: гость пишет: А если доча потянет в 11 кл. на медаль ( пока учится на одни 5 ). Как будет в этом случае? Утешть Вас не могу. Медаль без оценки (именно оценки) по физкультуре не дадут. Никакое тренерское запрещение не имеет реальной законной силы. Этот как с учителем договоритесь, а они далеко не все на встречу идут.

Mrs.Adams: Игорь пишет: А моё глубокое убеждение.построенное на моём школьном опыте,что должна быть оценка по физре - обязательно!!! Не согласна. Не все дети, даже разозлившись очень сильно, смогут улучшить показатели. Многие факторы не позволят. И чаще дети не на себя, а на физкультуру злятся и стараются манкировать уроком. Интерес такие оценки отбивают напрочь. А с зачетной системой гораздо проще.

Mrs.Adams: гость пишет: Должно же быть какое-то компромиссное, устраивающее всех и не травмирующее психику ребенка решение. У нас аналогичная проблема. Только нам еще за непосещение физкультуры даже при наличии справки от администрации спортшколы о предстартовом сборе или участии в соревнованиях двойки ставят.

Игорь: А я всё равно за оценки Но если так подумать,то действительно надо искать компромис. Такая большая проблема - это оценки,которые портят общую картину успеваемости Ещё неприятно,что всех учат под одну гребёнку.К примеру в 10-м и 11-м классах всех повально заставляют играть в волейбол или баскетбол,хотя половине детей это нахрен не надо Особенно прикольно тем,у кого маленький рост Вот,что мне не нравилось - мне к примеру гимнастики хотелось,а не баскетбола и т.д. Это одна из основных бяк - детям скучно и неинтересно... Вот что тут делать - надо серьёзно задуматься в комитете физвоспитания

Mrs.Adams: Игорь пишет: Ещё неприятно,что всех учат под одну гребёнку. Вот меня и заинтересовал " спортивный шведский стол", а не нормы ГТО для всех поголовно, не считаясь с физической формой детей.

cap_nemo: Мое мнение - оценки по физкультуре должны быть! И я согласен с Игорем, что оценки стимулируют школьников. Когда я учился в школе до 9 класса, я еще занимался туризмом-альпинизмом и у нас помимо тренера, еще иногда и наш физрук руководил - мы сним были и ло сих пор остаемся в очень хороших отношениях . Мы постоянно показывали результаты для школы на различных стартах, но никаких поблажек нам за это не было. И свою четверку в аттестате я честно заработал, потом и слезами. Мне пришлось научится подтягиваться (в то время правда только 3 раза ), отжиматься (это делалось десятками), прыгать на скакалке, бегать кроссы километров по 5 и больше и много чего еще - причем все это делалось на высокие результаты. Он не боялся и смело ставил двойки в четвертях, если кто-то не мог стать нормативы на удовл, а нормативы были жесткие. Но он также подходил диффиренцированно к школьникам, следил за их здоровьем и физическими кондициями. Если парень перворазрядник по какому-либо спорту, то с него спрос больше, если же молодой-толстяк то к нему подходил с пониманием и менее строго - причем эти толстяки, к 11 классу стали вполне сильными и солидными и спортивными парнями! Из всей нашей параллели (порядка 60-70 парней) пятерки в аттестате имели только человек 5-6. Я горжусь своей четверкой и очень благодарен Александру Викторовичу, за то что он делал и до сих пор делает!

Mrs.Adams: cap_nemo пишет: Но он также подходил диффиренцированно к школьникам, следил за их здоровьем и физическими кондициями. Как показывает практика, этот подход к детям на уроках физкультуры зачастую отсутствует. Более того, в свете последних изменений, связанных с освобождением детей от физкультуры вообще караул! Теоретически существуют группы ЛФК и дополнительные группы для детей, ранее освобождавшихся от физкультуры, но на практике даже нормативы не корректируются, так как и дополнительная, и основная группы занимаются вместе.

гость: В общем, как я понимаю, - "спасайся кто как может!!" А бардак в деле образования был, есть и будет, т.к. он выгоден чиновникам от образования. И на наших детей им глубоко, извините, плевать.

Mrs.Adams: гость пишет: И на наших детей им глубоко, извините, плевать. А как еще назвать ситуацию, когда неподготовленного ребенка в начале года, невзирая на его физическое состояние заставляют на время бежать, например, полтора километра, причем еще и оценку ставят.

Пётр: Полностью согласен с Мrs.Adams-ребёнка после болезни заставляют бежать на время??????К чему это,если он в 10 лет работает по КМС в ХГ.Если дети профессионально занимаются какими-либо видами спорта и имеют приличные результаты(хотя не в результатах дело) школы должны приветствовать их стремления,а не заставлять сдавать пресловутые нормы.Они намного больше сил и времени отдают спорту,чем те,кто посещает физкультуру в школе

гость: Пётр пишет: школы должны приветствовать Дело не в школах, а в чиновничестве. И их (чиновников) в образовании по крайней мере не меньше, чем в других отраслях и , в своем большинстве, они скажем так: "далеко не Макаренки и Коменские". А когда сапоги берется тачать пирожник получается понятно что. Так что школа и рада бы, да вот "бы" то и мешает,

Mrs.Adams: гость Самое веселое, что учителя часто именно с детей спортивно-специализированных наиболее жестко требуют эти пресловутые нормы. Не чиновники, а именно учителя.

Mrs.Adams: Пётр пишет: в 10 лет работает по КМС в ХГ. По кмс девочки начинают выступать только с 12 лет. С этого года начинают выступать по программе кмс девочки 1994 года рождения.

гость: Mrs.Adams пишет: наиболее жестко требуют эти пресловутые нормы. Не чиновники, а именно учителя. К счастью нам такие учителя не попадались. Mrs.Adams пишет: По кмс девочки начинают выступать только с 12 лет Абсолютно точно.

Светлана: А я все же настаиваю, что по физкультуре оценок не должно быть! У все детей разные физические возможноси и способности. Не возможно требовать от одного ребенка и прыгать далеко и бегать быстро и метать мяч далеко и т.д. и т.п. Таким образом, не возможно объективно оценить ребенка на уроке физкультуры! Например, если ребенок по математики не выучил формулу - это понятно двойка, т.к. формулу любой ребенок выучить в состоянии. А как можно оценивать ребенка, который априори, в силу своих физических данных, не может далеко прыгать или быстро бегать? Кроме того, задача урока физкультуры - это внедрение здорового образа жизни и улучшение физической подготовки ребенка - это помощь ребенку и оценивать результаты этой помощи не этично! Игорь, вот хорошо, вы подтягиваться научились, а сколько детей ушло с двойками по физре только потому, что так и не смогли в силу своих физических данных подтянуться? А представьте детей, у которых родители полные и дети сами полные! Каково им, когда их вот так перед всем классом оценивают? И сделать они ничего не могут, т.к. у них проблемы с гормональным фоном, например И таких историй масса. А про себя могу сказать, что у меня в подростковом периоде жутко болели ноги, прямо отнимались и бегать я поэтому практически не могла, а мне двойки по физре ставили! И что? Это справедливо было?

Cirano: Светлана Во всяком случае, наши школьные учителя по физкультуре пока виртуозно умеют лишь прививать отвращение к своему предмету. Правда, не исключаю, что это происходит от их комплекса неполноценности - мечтали тренировать, а тут непонятно с кем два притопа - три прихлопа делай. Недооцененные наши Комплекс ущемленного самолюбия. Кстати, народ, если у кого-то любимым учителем был учитель физкультуры, расскажите о нем. Может быть, те, кто издевался на нашей Светочкой и многими другими, смогут у него чему-нибудь научиться. И, кстати, преодолеть свои комплексы. Мне, честно, рассказать нечего. В школе физкультурника ненавидела (причины общие), а потом, когда я много лет проработала в спорте, мы с ним встретились очень мирно и нежно. Но лет, этак через 25

Mrs.Adams: Cirano пишет: Во всяком случае, наши школьные учителя по физкультуре пока виртуозно умеют лишь прививать отвращение к своему предмету. Слишком уж часто. Не было бы оценок, проблем было бы меньше. Глядишь и дети на уроки бегом бы бежали. И всем было бы хорошо.

cap_nemo: Cirano У меня любимый преподаватель из школы - это физрук! Класса до 7 я его ненавидел, а потом очень сильно зауважал, что и сейчас продолжаю делать! Он настоящий мужик, который из тряпок делает нормальных ребят! Вот так вот!

Светлана: cap_nemo Так расскажите поподробнее за что ненавидели и за что стали уважать

Светлана: Цветы жизни Они могут бесплатно стать новыми Кабаевыми и Поповыми, но не Шараповыми Алина КАБАЕВА в 10 лет уже была звездой В преддверии Дня защиты детей, который отмечается 1 июня, корреспондент «Родной газеты» решила выяснить, как в столице и некоторых других регионах России обстоят дела с детским спортом. Тем более что уже вступила в силу программа развития массового спорта на 2006 – 2015 годы, представленная главой Росспорта Вячеславом Фетисовым президенту РФ Владимиру Путину. Документ предусматривает строительство более 400 тысяч спортивных объектов, три четверти из которых будут предназначены для детей и молодежи. Кортов на всех не хватает «Некуда пойти»… Сколько раз приходилось слышать эту фразу, когда речь заходила о детском спортивном досуге. Проблема – какому виду спорта, кроме «раскрученного» тенниса, отдать предпочтение на пороге подросткового и самого проблемного во всех отношениях возраста, действительно существует. Но чаще всего не потому, что для завтрашних тинейджеров в большинстве спортшкол двери уже закрыты, а из-за незнания (или нежелания) взглянуть на активный досуг своего ребенка шире рамок большого тенниса. В детские спортивные теннисные школы, по словам заместителя председателя столичного спорткомитета Рената Лайшева, в чьем ведении находятся все городские спортивные школы, сегодня записываются даже ночью. В советские времена родители по ночам жгли костры, дожидаясь очереди на запись в секцию фигурного катания. Теперь так «стоят на теннис». Но кортов и залов пока на всех не хватает. Кто спорит, теннис, безусловно, игра интересная. И все группы мышц развивает, и азарт в ней присутствует, и тренировки в хорошую погоду на свежем воздухе проходят. Но стоит ли тратить большие деньги, если вы, конечно, не решили вырастить из своего ребенка вторую Машу Шарапову? Ведь даже на начальном этапе подготовки на занятия уходит минимум 300 долларов в месяц, а ваш ребенок вполне может получить закалку и хорошее настроение в других, не менее интересных видах спорта. «Звено» Киселевой На вторую позицию популярности в Москве вышел самый девчачий вид – синхронное плавание, куда принимают с 8-летнего возраста. И тренеры, безусловно, благодарят за это Машу Киселеву и ее «Слабое звено». На третьей позиции – дзюдо. Дальше – футбол, хоккей, плавание, баскетбол с волейболом, художественная гимнастика. А вот фигурное катание, спортивная гимнастика, регби, городки заметно сдали свои позиции. Причем занятия в большинстве перечисленных видов спорта абсолютно бесплатные, о чем многие родители и не подозревают. – В Москве сегодня 160 спортивных школ, и ситуация с их финансированием очень стабильная, – говорит Лайшев. – Времена, когда выживать приходилось за счет платных групп, прошли. И директора ДЮСШ просто обязаны думать о том, как сделать обучение максимального количества детей бесплатным. Если вы привели своего ребенка на просмотр, а вам говорят, что обучение стоит денег, очень может быть, что вас просто обманывают. – Понимаете, – продолжает Лайшев, – многие обеспеченные родители отдают своих чад в дорогие виды спорта потому, что так принято. Для них занятия у знаменитого тренера – точно такой же вопрос престижа, как марка автомобиля. Но что печально: даже в самых популярных сегодня видах спорта нет того отбора, какой был раньше, поэтому в спортшколах борьба идет буквально за каждого более или менее способного ребенка. Волгоградский бум Интересно, а какова ситуация с детским спортом, скажем, в Волгограде? – Не могу сказать, что к нам стало меньше приходить детей, – говорит Наталья Савостина, директор волгоградской спортшколы, где выросла олимпийская чемпионка Афин по прыжкам в высоту Елена Слесаренко. – Более того, в городе сейчас настоящий легкоатлетический бум, но практически все детишки приходят с ослабленным здоровьем. Посмотришь на ребенка – высокий, красивый, высококостный, как мы говорим. Прирожденный прыгун! А обследуешь его – лишь в спецгруппе может тренироваться. У нас даже целое отделение открыто для таких вот ослабленных детей. Мы, наверное, как никто другой понимаем, что здоровье нации сегодня – это действительно огромная проблема. В другой волгоградской спортшколе, где начинала прыгать с шестом Елена Исинбаева, сейчас тренируются 317 человек. Говорят, что шквал звонков с просьбой записаться в школу после афинской победы Лены был просто огромный. Увеличила количество групп и спортшкола, где училась прыгать тройным наша первая легкоатлетическая миллионерша Татьяна Лебедева. В ней сегодня «прописались» почти 600 человек, и все готовятся стать миллионерами бесплатно. – Раньше все на гандбол и футбол шли, а теперь и мы популярными стали,– не без гордости заявляет старший тренер школы Иван Долгов. Но и он, и его коллеги подтверждают: найти сегодня полностью здорового и пригодного для спорта ребенка – большая удача. – Дети сегодня вообще другими стали, – объясняет Долгов. – От компьютеров не оторвешь, а надо бы. Но им часто и сами родители мешают, для которых главное, чтобы ребенок профессию денежную нашел. А спорт они серьезным занятием не считают. Двухлетние гимнасты Один из самых актуальных вопросов сегодня звучит так: как защитить детей в спорте, не лишать их детства, уберечь от травм? Особенно это касается спортивной и художественной гимнастики, куда малышей приводят в самом раннем возрасте. А в 14 – 15 лет юные спортсмены уже становятся чемпионами престижных турниров. Рассказывает главный тренер сборной России по спортивной гимнастике Андрей Радионенко: – На Западе гимнастическое образование начинается с двух лет. Конечно, это не профессиональные тренировки, а привлечение к гимнастике – развлечение, легкий фитнес, подготовка на детских снарядах. Этот момент мы сейчас пропускаем. Российские дети приходят в секции в 6 – 7 лет. Я понимаю, родители боятся травм, которые в нашем виде спорта, как это ни печально, имеют место. Но чаще всего травмы связаны с какими-то очень объективными причинами, к примеру, недостатком квалификации тренеров, техническим браком оборудования. Третий компонент – регламент соревнований: находишься в таком жестком режиме, что приходится работать на пределе, чтобы сохранить высокий уровень выполнения упражнения. Рассказывает вице-президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Владимир Найпак: – Я часто ловлю себя на том, что мы занимаемся хорошим делом. Посмотрите, сколько вокруг малолеток, которые курят, пьют, шатаются по подъездам, причем треть из них – девочки. У нас такой темы вообще не существует. Девчата начинают заниматься художественной гимнастикой в 5 – 6 лет. Если у их родителей есть желание вырастить вторую Кабаеву, ну и чудесно. Буквально на днях я вернулся из Пскова с международного турнира, посвященного Великой княгине Ольге. Соревновались спортсменки от 6 до 15 лет, набралось 150 участниц из 18 регионов, в том числе из Белоруссии, Украины, Эстонии. Самой маленькой чемпионкой стала москвичка Сашенька Леднева 2000 года рождения. А специальный приз «Принцесса на горошинке» получила 7-летняя Лиза Федотова из Пскова. Художественная гимнастика очень полезна для детишек. Ни разу не слышал, чтобы они получали травмы, ведь у нас нет, как в спортивной гимнастике, элементов типа рандат – фляк – сальто. Тем более что маленькие девочки – мягкие, гуттаперчевые, поэтому им с легкостью даются перевороты, перекаты. Вот потом, когда начинаются чемпионские потуги и бесконечные прыжки, могут случаться растяжения связок. Кроме того, наш вид недорогой. И если цена японских «балеток» составляет 32 доллара, то отечественная пара стоит всего 120 рублей. А предметы для тренировок – мячи, обручи, ленты – можно купить в «Детском мире» за копейки. Подготовила Дарья СРЕБНИЦКАЯ КСТАТИ По словам Вячеслава Фетисова, на развитие массового спорта в 2006 – 2015 годах государством выделена рекордная сумма – 110 миллиардов рублей. Причем до 12 лет дети занимаются в секциях (за исключением некоторых теннисных) бесплатно. А после родителям придется платить, например, за поездки своих наследников на турниры. Предполагается, что в год юные дарования будут пять раз выезжать на российские соревнования (одна поездка обойдется в 5 тысяч рублей) и дважды – на европейские (по 400 евро каждый выезд).

Любопытная: Светлана пишет: Предполагается, что в год юные дарования будут пять раз выезжать на российские соревнования (одна поездка обойдется в 5 тысяч рублей) и дважды – на европейские (по 400 евро каждый выезд). Если возможно, вот про это поразвернутее. Или пжалста, дайте ссылочку на полный текст упомянутого интерьвью с В.Фетисовым.

Любопытная: А вторую половину рассказа вице-пр. В.Найпака надо бы переместить на этом же форуме в тему "Давайте посмеемся".

Светлана: Любопытная Я статью полностью разместила. А насчет финансирования - можно посмотреть на сайте Росспорта инфу. Вообще эти деньги должны быть заложены в федеральный бюджет и выделяться через Росспорт спортивным федерациям.

Любопытная: Светлана Спасибочки., понятно. Ну , ежели через Росспорт и спортфедерации тогда как всегда .... разворуют.

Светлана: Любопытная но если положено финансирование, то можно требовать а воруют у нас везде, насколько я понимаю

Mrs.Adams: "В детский спорт нужно привлекать лучшие мозги" Федеральная целевая программа развития спорта в России на период до 2015 года была принята правительством страны в начале этого года. Тем не менее многое из того, что было продекларировано в этом документе, уже на практике осуществляется в некоторых средних учебных заведениях страны. Именно эти школы имел в виду глава «Росспорта» Вячеслав Фетисов, говоря о «локальных прорывах» на местах. Своим опытом преподавания физкультуры в школе с корреспондентом «Времени новостей» поделился заслуженный учитель РФ, директор Немчиновского лицея Одинцовского района Московской области Леонид ЕГОРОВ. -- Леонид Егорович, каково ваше видение преподавания физкультуры в средней школе? -- Это очень сложный вопрос. И дело тут даже не в конкретной схеме построения урока. На самом деле для профессионалов это не проблема. Не хватит бумаги, чтобы все интересные выкладки изложить. Однако если переводить эту тему в практическую плоскость, то, на мой взгляд, в данном вопросе следует отталкиваться от конкретной личности преподавателя. В свое время, когда я начинал работать в школе, а мой преподавательский стаж насчитывает уже 40 лет, 80% физруков были мужчины. Сегодня наблюдается иная картина -- уроки физвоспитания ведут в основном женщины, и, на мой взгляд, школе явно не хватает преподавателей сильного пола. Причиной тому является отсутствие материальной заинтересованности. Поэтому сейчас нам нужно прежде всего озаботиться тем, как привлечь в учебные заведения лучшие умы, мозги и лучших организаторов. -- Тем не менее на что следует делать упор -- на специализацию уроков физкультуры, организуя различные спортивные секции, или на универсализм? -- В нашем лицее, хотя мы и руководствуемся обыкновенной общеобразовательной программой -- даем основы гимнастики, легкой атлетики, лыжного спорта, игровых видов, уже несколько лет работает несколько отличная концепция физвоспитания. Конечно, было непросто все это пробить. Нет соответствующей законодательной базы. Но тем не менее многое получается. Во-первых, мы увеличили количество уроков физкультуры -- минимум три часа в неделю. Ввели такое правило, что каждый день перед уроками проводится физзарядка. Да и во время занятий учителя устраивают небольшие разминки. С пятого класса уроки физкультуры у нас ведут два преподавателя. Либо они отдельно занимаются с мальчиками и девочками, либо кто-то работает с детьми, которые пришли на урок после болезни. Я, как бывший спортсмен, мастер спорта, который 20 лет серьезно занимался греко-римской борьбой, считаю, что после болезни детей не следует «отлучать» освобождениями и справками от занятий спортом, а наоборот, их нужно вовлекать в спортивный процесс, давая иные нагрузки и упражнения. Но это отдельная тема. Есть в нашем лицее и некоторые классы, где у ребят пять уроков физкультуры в неделю за счет интегрированных курсов ОБЖ (основы безопасности жизни). Словом, я предлагаю своим детям «шведский стол», когда каждый может выбрать то, что ему нравится. Не пошло, к примеру, в лыжах, можно перейти в другую секцию -- баскетбола или волейбола. Самое главное, чтобы не получилось как у капризного ребенка -- схватил, попробовал, не вкусно, плюнул. И здесь, я еще раз подчеркиваю, все должно идти от преподавательских кадров. Чтобы тренер, преподаватель физкультуры мог заинтересовать, влюбить ребенка в предмет, в движение, в здоровый образ жизни. Чтобы ребенок понял, что помимо компьютера есть и другие интересные вещи. -- В идеале сколько уроков физкультуры должно быть в неделю у школьников? -- Это не моя точка зрения, а результаты последних разработок ученых -- минимум 12 часов двигательной активности в неделю. Минимум. Но, подчеркиваю, под присмотром специалиста. Правда, многие считают, что дети будут перегружены. На мой взгляд, так рассуждают невежды. От физических нагрузок школьник будет только крепче спать. Ребенок в возрасте до 12 лет, если почувствует, что силы его иссякли, никуда не побежит, а сядет и заплачет. Это в 13--14 лет появляются волевые качества. И вот с этого времени тренерам нужно быть внимательнее и аккуратнее. Несколько лет назад мы ввели у себя в лицее дневники здоровья, которые есть у каждого ученика. Там записываются все данные -- начиная с антропометрических и заканчивая болячками ребенка. Все записи делают классный руководитель и физрук. Правда, убедить преподавателей, что это нужно и важно, было совсем не просто. -- Глава «Росспорта» Вячеслав Фетисов высказал идею превратить школы в центры занятия спортом, которые бы работали не полдня, а целый день. -- А мы уже работаем по такому принципу. Жизнь в лицее не засыпает после двух часов. Для детей, которые больше хотят заниматься спортом, организовано несколько спортивных секций -- по общефизической подготовке, баскетболу, волейболу, лыжным гонкам, гимнастике и другим. Занятия ведут тренеры из нескольких ДЮСШ, с которыми мы заключили договоры. Лицей предоставляет и создает им условия для тренировок. Мы даже умудрились построить небольшую лыже-роллерную трассу длиной 700 метров, которая не пустует никогда. И все эти занятия для учащихся нашего лицея бесплатны. Идея «школы полного дня» пришла ко мне давно. Учителя мне сегодня говорят, что, мол, ее у меня украли. Да не идею украли. То, что дети во второй половине дня, по сути, беспризорные, понятно всем. Только государство почему-то не хочет задуматься об этом. Родители на работе, и чем занят ребенок после двух часов, сытый ли он, неизвестно. А решение проблемы лежит фактически на виду -- дать специалистов и педагогов на вторую половину дня, и чтобы они трудились за достойную зарплату. -- С точки зрения вашего личного опыта, с учетом принятой федеральной целевой программы по спорту как быстро можно ждать качественных перемен в инфраструктуре физвоспитания школьников? -- Я бы сказал так, что там, где люди хотят, думают, ищут и дергаются, многое из того, что декларируется в этой программе, уже осуществляется. Я, например, считаю, что нужно в школах вводить должность заместителя директора по спортивно-массовой и военно-патриотической работе. Мне очень понравилось предложение Вячеслава Фетисова о создании школьных спортивных клубов. Я в ближайшее время эту идею запущу, только объединю всех тренеров ДЮСШ, которые у меня в лицее работают, в один школьный клуб и буду пытаться через главу нашего района искать средства для поощрения этих специалистов. А что касается программы в целом, конечно, хотелось бы, чтобы все перемены шли быстрее. Но Вячеслав Фетисов -- серьезный мужик. За четыре года он достаточно сделал для развития массового спорта, и не только. Я знал его еще и раньше, когда он был действующим спортсменом, и могу сказать так: большие спортсмены трепачами не бывают.



полная версия страницы