Форум » Тренировочный процесс & Теория спортивной гимнастики » МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГИМНАСТИЧЕКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ЧАСТЬ 2 » Ответить

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГИМНАСТИЧЕКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ЧАСТЬ 2

Игорь:

Ответов - 58, стр: 1 2 All

Игорь: Подъёмы махом вперёд Упражнения этого типа прежде всего входят в состав больших оборотов назад в висе сзади и соответственна завершают связки с этими оборотами. На рис. 38 показан подъем с поворотом кругом из виса сзади хватом сверху. В идеале упражнение должно делаться свободным бросковым махом вперед с активным разгибанием, во второй части которого и делается поворот. На рисунке гимнаст сгибается в начале подъема (3-4) практически так же, как и при соответствующем обороте. Затем следует очень активное разгибание тела с увеличением оттяжки вперед от опоры (4-5). В дальнейшем, в высшей точке подъема (6-7), гимнаст снимает руку, разноименную повороту и, сохраняя опору другой рукой, начинает поворот. При хорошей подвижности в плечевых суставах и лучезапястпых эта опора может (и должна) сохраняться достаточно долго, гимнаст должен помогать себе, взаимодействуя с опорой. Достигнув примерно середины поворота (7-8), гимнаст, поворачиваясь головой к опоре, перехватывает опорную руку (5-10) и, доворачиваясь, приходит в упор хватом сверху (10-12). Освоение описанного подъема практически полностью зависит от владения гимнастом бросковымн махами в висе сзади.

Игорь: Подъёмы разгибом Задача исполнения подъема разгибом в общем случае сводится к переходу махом вперед из виса в упор без переворачивания через голову. Поскольку никакие другие условия движения (за исключением стиля) обычно не оговариваются, существует много разнообразных технических решений этого подъема. Непосредственный выход махом назад в упор при подъеме разгибом связан с действием двух главных механизмов. Один из них - сближение тела с опорой. В начале маха назад тело гимнаста (как и при оборотах) удаляется от опоры, а во второй его половине приближается к оси вращения. Такой характер движения может обеспечиваться не только разгибанием тела в тазобедренных суставах, но и действиями с прямым телом. С активным разгибанием связан и второй механизм рассматриваемых подъемов. Он заключается в маховых движениях ног гимнаста: в процессе разгибания они приобретают вращение вперед, которое затем, после притормаживания ног, передается смежным звеньям и содействует вращению всего тела в том же направлении. Соотношение двух упомянутых факторов определяет технику конкретного подъема разгибом. Подъем разгибом из виса хватом сверху (традиционный). Мах вперед и посыл ногами (рис. 111, 1-3). Эта часть движения мало лимитирует гимнаста и поэтому может выполняться по-разному: плавным махом с прямым телом (1-2), с легким броском из-под перекладины (при более темповых подъемах), с поздним, акцентирован¬ным разгибанием тела до отказа и другими способами. Переход в вис согнувшись (кадры 3-5). Поднесение ног к грифу заканчивается на махе назад (5). Такое опоздание увеличивает мах назад и позволяет сразу же перейти к основному разгибанию. Характер сближения ног с грифом обусловливается предшествующим махом. Если мах минимален, ноги идут к грифу медленно и касаются его стопами; это позволяет сохранить имеющийся мах и создать условия для более активного разгибания. При избыточном махе потребность в активном разгибании отпадает. Кроме того, гимнаст должен несколько погасить мах. В этом случае ноги сближаются с перекладиной голенями, коленями или даже бедрами - в соответствии с силой маха. В противном случае гимнаст может не справиться с движением и его отбросит от грифа. Впрочем, гимнасты-мастера могут использовать эту форму движения под контролем силы (рис. 112). Основное разгибание (5-7). Во избежание срыва в вис (особенно при сильном махе) гимнаст должен обязательно силой удерживать ноги вплотную к грифу. Сгибаясь в плечах, он, как бы ударяя при этом стопами вверх-вперед (7), активно заставляет гриф проскальзывать от стоп к тазу. Интенсивное разгибание тела помогает также удерживать руки прямыми, так как руки действуют подобно растяжкам. Торможение ног и подъем (7-10). В конце разгибания (7) необходимое сближение тела с опорой достигнуто. В данном случае гимнаст не только тормозит движение ног (7), но и сгибается (7-10). Это необходимо для ускорения подъема плеч и для перехода к отмаху из упора. Выход в упор (10—12).

Игорь: Подъем разгибом простой Выполняется после маха вперед в висе, висе углом, отмаха вперед из виса лежа сзади, со спада назад из упора в вис согнувшись спереди и др. На рис. 103 показаны в сравнении два «темпа» выполнения подъема разгибом. На рис. 103,а - подъем с низким движением ног в висе. В конце несильного маха вперед гимнастка акцентирован но прогибается, посылая таз вперед (кадры 1-2). Последующее движение в вис согнувшись (кадры 2-4) исполняется в фазе смены маха вперед махом назад. В висе согнувшись (кадр 4) таз располагается низко, ноги поднесены к жерди стопами. В дальнейшем, притягивая жердь к себе и скользя по нем ногами, гимнастка разгибается в тазобедренных и сгибается в плечевых суставах (кадры 4-6). Разгибание приближает тело к оси вращения, сохраняя его скорость, и, кроме того, «разгоняет» ноги вперед, что необходимо при выходе плечами в упор. Особенность описанной техники подъема разгибом - быстрый выход в упор с низким расположением ног и выпрямленным телом. Такое окончание подъема не всегда удобно в связках. На рис. 103,6 показан иной вариант техники. Мах вперед в вис согнувшись делается выше (кадры 1 - 4), разгибание тела притормаживается раньше, и затем гимнастка, чтобы выйти в упор, дополнительно сгибается (кадры 6-8). Благодаря этому в упоре (кадр 9) тело оказывается в согнутом положении, удобном для отмаха. На характер движений при подъеме разгибом существенное влияние оказывает исходный мах вперед в висе. Как недостаток, так и избыток маха затрудняет последующие действия. На серии следующих далее рисунков показаны случаи исполнения подъема разгибом после различного маха в висе. На рис. 104 - пример активизации маха вперед в случае его дефицита: гимнастка как бы бросает ноги вперед, вытягивается вслед за ними, а затем идет в вис согнувшись. На рис. 105 - подъем разгибом из виса лежа. Мах назад в висе относительно слабый, поэтому движение активизируется за счет резко акцентированных действий во всех фазах упражнения. На рис. 106 - подъем разгибом, выполняемый с размахиваний изгибом, то есть минимальным махом. Здесь также на первый план выходят темповые действия - сгибание и разгибание тела, компенсирующие недостаточное маятникообразное движение. На рис. 107 - пример гашения избыточного маха разгибанием тела при спаде. На рис. 108 - подъем разгибом с отрывом таза от опоры при избыточном махе и выходом в упор не касаясь практически без отмаха.


Игорь: Подъем разгибом с перехватом Практически единственная форма перехвата в подъеме разгибом - из хвата сверху в хват снизу (рис. 113).Исполнение подъема требует более энергичных, акцентированных движений но всех фазах, и особенно при разгибании. Целесообразно острее делать предварительный мах вперед в висе (например, с поздним разгибанием до отказа). Ускоренное разгибание и освобождение кистей (1-2). Ноги должны обязательно двигаться вплотную к грифу; даже небольшой просвет между бедрами и опорой приводит при перехвате к грубым ошибкам. Чем резче гимнаст разгибается, тем сильнее его бедра упираются в перекладину, тем легче снять кисти с грифа. Типичное последствие вялого разгибания (а тем более потери контакта с опорой) - падение животом на гриф. Наиболее благоприятный момент для перехвата - кульминационный момент разгибания (2), когда плечи начинают подниматься над опорой. Подавляющее число грубых нарушений движения вызвано естественным желанием сделать перехват позднее, в зоне вертикального упора. Перехват с выходом в упор (2-5). Гимнасты с относительно короткими руками, владеющие к тому же техникой «проваливания» в плечах, без труда опираются о гриф тазобедренным сгибом (3-5). В этом случае перехват может быть наиболее непринужденным: спокойно перехватывая гриф, спортсмен ставит на него прямые руки и сразу поворачивает кисти вперед, как бы выдвигая лучезапястные суставы. Если опора тазобедренным сгибом невозможна, то перехват должен быть моментальным. Отмах (5-10). Активная часть отмаха назад из упора начинается в момент постановки рук (5). В начале отмаха плечевой угол изменяется незначительно, гимнаст с приподнятой головой подает плечи вперед (5-7). Лишь позднее (7-10) силовая работа в плечах активизируется.

Игорь: Подъемы разгибом с поворотами Подъём разгибом прямым телом Подъём разгибом в стойку

Игорь: Подъёмы двумя вперёд Простейший подъем вперед - это подъем разгибом в упор сзади. На рис.112 показан такой подъем, выполняемый после перелета в вис углом на н/ж. При активном спаде удерживать ноги в висе в горизонтальном положении физически трудно, поэтому гимнастка по ходу маха разгибается, опуская стопы и делая движение вперед тазом и грудью (кадры 1-2). При этом сохраняется высокий тонус мышц туловища (голова приподнята), в плечах угол порядка 135°. Последующее движение связано с махом назад и перемахом в вис согнувшись сзади (кадры 2-5). На рис. 113 показан другой вариант маха, при котором гимнастка предельно широко разводит ноги в висе углом, а затем, соединяя их впереди, приходит в прямое положение виса (кадры 1-3). Такое построение маха, характеризующееся ограничением силы разгибания, позволяет выполнить более плавное движение и требует меньшей затраты сил.

Игорь: Подъемы вперед в висы сзади Требуют очень интенсивных действий во всех фазах упражнения. На рис. 115 показан возможный вариант перемаха на оборот вперед, позволяющий интенсифицировать движение. Особенность спада - растянутый во времени, поздний перемах согнувшись. Такое начало позволяет в дальнейшем строить подъем по-разному, в том числе как с одновременным выпрямлением тела в тазобедренных и плечевых суставах, так и с последовательным. На рис. 116 показан второй из названных, физически более доступный вариант.

Игорь: Подъемы вперед с перемахами ногами Существуют варианты этих упражнений с различными исходными и конечными положениями. На рис. 117 - подъем вперед с перемахом ноги врозь в вис углом на исходной жерди. После маха в висе углом и перемаха (кадры 1-5) гимнастка остро акцентированным движением разгибается, делая короткое быстрое движение ногами вперед (кадры 5-6). Четко затормозив движение ног (не раньше!), гимнастка, сгибаясь, посылает плечи вперед и только тогда снимает руки (кадр 6) и делает перемах ноги врозь (кадры 6-7), дохватываясъ вновь за ту же жердь. Подъем вперед с перемахом ноги врозь в вис Данное упражнение - характерная игровая форма подъема вперед (рис. 119). Для его исполнения требуются подчеркнуто четкие, острые действия в фазе разгибания тела (7-10). Следует помнить, что отпускать руки для перемаха ногами здесь нужно только после того, как ноги броском посланы к грифу (8-9) и затем так же резко приторможены (9-10). При этом плечи ускоренно движутся вперед, давление на опору падает и кисти освобождаются. При виртуозном исполнении упражнения возможно его окончание не только в висе, по и в упоре.

Игорь: Подъем и обороты вперед с поворотами Сложность таких движений различна. На рис. 121 показан один из простейших подъемов вперед с поворотом. На рис. 122 - трудный, но доступный гимнасткам подъем вперед с поворотом кругом в стойку на руках. Для его исполнения требуется очень энергичная работа при перемахе в вис согнувшись. На рис. 123 - еще один трудный вариант подъема с поворотом на 360° (налево). До поворота на 180° движение весьма сходно с предыдущим (кадры 1-6). В дальнейшем, не останавливая поворота, гимнастка уже на спаде посылает свободную руку к жерди, захватывая ее снизу кадры (6-10). Кисти ставятся узко, локти поначалу могут быть несколько согнуты, что связано с необходимостью удерживать на махе назад разный хват (одна хватом снизу, другая хватом сверху).

Игорь: Подъёмы дугой назад Возможности эффективного исполнения маха дугой назад в сравнении с обычными движениями дугой ограниченны. Это объясняется двумя основными причинами. Разгибание в тазобедренных суставах, как наиболее активное действие, исполняемое из виса согнувшись, здесь не может сообщить ногам и всему телу гимнаста нужного противовращения. Вторая причина относительно малого распространения движении дугой назад - сравнительная слабость мышц, обеспечивающих разгибание в плечах в основной фазе движений, а также ограниченная подвижность рук при переходе в вис сзади. Мах дугой назад в вис сзади. Техника движения в значительной степени зависит от владения висом сзади. Наилучший мах дугой предполагает одновременное и полное разгибание тела в тазобедренных и плечевых суставах, заканчивающееся в момент подъема тела в высшую точку движения. Но, как правило, гимнасты пользуются иной техникой махов дугой в вис сзади (рис. 124). Выполнив перемах из виса (1-7), спортсмен выпрямляется в тазобедренных суставах (7-8) и лишь после этого оттягивается в плечах (8-13). Полное оттягивание в плечах (на доступном гимнасту уровне) достигается у нижней вертикали (13). После сильного натяжения мышцы плечевого пояса сразу сокращаются (13-18).

Игорь: Мах дугой назад с поворотом. Значительная часть движения приходится на одноопорную фазу, поэтому одна из задач гимнаста - добиться максимального эффекта от действий обеими руками. Это возможно при соблюдении двух важнейших требований: опираться обеими руками возможно дольше (нельзя снимать одну руку преждевременно) и активнее. Подъём дугой назад в вис Подъём дугой назад в упор Упражнение (рис. 125) делается из виса хватом снизу (одна или обе руки). Начиная разгибание (1-2), гимнаст немедленно направляет ноги вверх-назад и «отбрасывает перекладину» далеко за спину (1-3). Нужно иметь в виду, что бросок ногами при разгибании выполняется с учетом смещения в сторону опорной руки; при махах дугой назад это часто упускается из виду и приводит к перекосам последующего маха в висе. Важно помнить, что полноценное выталкивание тела назад одновременно содействует и повороту: после отпускания рукой грифа гимнаста относит от перекладины и разворачивает кругом. Опорная рука в процессе поворота должна активно работать, чтобы дополнительно отвести тело от опоры. Голова гимнаста во время поворота быстро обращается к опорному плечу, а свободная рука устремляется к грифу в хват сверху. Мах дугой следует заканчивать полным выпрямлением тела в высшей точке подъема. Мах дугой назад с поворотом на 180 На той же технической основе легко выполняется и мах дугой с поворотом на 360° с перехватом опорной руки в хват сверху. При высоком движении упражнение может быть выполнено как подъем дугой назад с поворотом. Интересны также варианты маха дугой назад с перехватами (рис. 126). В этом случае движение должно носить характер подлета, позволяющего полностью освобождать кисти для перехвата. Это требует существенной интенсификации движения, особенно при выталкивании тела вверх-назад (6-9). Соединение маха дугой назад с поворотом на 180 и подъёма махом назад в темпе называют – Финским подъёмом.

Игорь: Махи дугой назад с поворотами Эффектные движения, играющие в комбинации как служебную, так и самостоятельную роль. Мах дугой назад с поворотом кругом (рис. 161) делается обычно из виса разным хватом (одна хватом снизу). Разгибаясь, гимнастка направляет ноги вверх-назад, стремясь, как и в приемах, что и при повороте кругом. В данном случае, однако, не требуется смещения ног в сторону: бросок ногами при разгибании делается точно в плоскости начального движения тела. Обучение. А. Исходная база. 1. Владение висами сзади, особенно висом сзади хватом сверху. Гимнастка должна уметь непринужденно и подолгу висеть в этом положении, полностью оттягиваясь в плечах, а также делать размахивания. 2. Владение темповыми перемахами из виса в вис согнувшись сзади, в том числе при подъемах вперед, и т.п. Б. Основные упражнения. 1. Проводка по движению. Задача тренера не только предотвратить резкий переход в вис с обрывом в плечах, но и дать гимнастке почувствовать необходимую степень оттяжки в плечах на ранней стадии спада. Тренер вытягивает гимнастку в висе сзади в положении, близком к горизонтальному, и затем, не давая ослаблять оттяжку в плечах, опускает в вис сзади. По мере повторений гимнастка должна все активнее помогать тренеру удерживать позу оттяжки. 2. Мах дугой назад с размахиваний в висе согнувшись сзади. С помощью тренера делается несколько махов в висе согнувшись, а затем, «с темпа»,- разгибание назад в вис сзади. Оказывать помощь как в Б,1. 3. То же, что Б,2, но с темпового перемаха согнувшись из виса. По мере повторений инициатива переходит к гимнастке. Тренер все время напоминает о деталях техники: о действиях: руками, а также необходимой высоте и длительности разгибания. 4. Махи дугой назад с поворотами. Методика обучения та же, что в Б, 1, 2, 3. Важны дополнительные указания о направлении броска ногами при махе дугой назад с поворотом кругом.

Игорь: ОБОРОТЫ Обороты в упорах Оборот вперёд в упоре спереди Оборот начинается протяжкой вперёд в упоре (кадр5 рис.105): гимнастка максимально вытягивается вперёд, приподнимая голову, и переводит жердь с тазобедренного сгиба возможно дальше на бёдра. Обычно при этом тело несколько согнуто, хотя спортсменка должна субъективно стремиться к движению с прямым телом. Далее следует спад, при котором относительно прямое положение тела должно сохраняться до возможного предела. Под действием силы тяжести тело опрокидывается вперед, при этом голова отстает от движения и приподнимается, грудь несколько прогнута (кадры 5-6). Лишь устремляясь плечами к нижней вертикали, гимнастка быстрым движением складывается, как бы догоняя плечами ноги и переводя, наконец, голову на грудь (кадры 7-10). Существенная работа руками. В ходе спада (кадры 5-6) кисти держатся свободно и практически не захватывают жердь. Лишь при форсированном сгибании (кадры 6-7) они быстро и возможно глубже проворачиваются вперед и захватывают жердь. На рис. 138 показан аналогичный оборот с перехватом в хват снизу, выполняемый при устойчивом движении на тазобедренном сгибе (кадры 6-8), перехват может делаться достаточно поздно. Структура и техника оборотов вперед из упора закономерно перестраиваются в зависимости от особенностей спада. На рис. 139 показаны три варианта начала оборота. Движение из упора касаясь с прямым телом (а) протекает так, как было описано выше. Такой способ исполнения особенно типичен для оборотов с перелетов и т. п. Из высокого упора согнувшись (в) делается спад вперед в вне согнувшись и подъем разгибом. При невысоком подъеме таза в упоре (б) последующее движение сочетает в себе структурные и технические черты оборота вперед сгибаясь и подъема разгибом. Оборот вперед из упора с перехватом. Подготовка к обороту (1-3). Гимнаст по возможности выпрямляется (1) и как можно больше поднимается над опорой (2-3): положение плеч высокое, голова приподнята. Начало спада (3-4), Цель этой части движения - накопить скорость вращения вперед. Приподнятое и выпрямленное положение тела должно сохраняться как минимум до опускания плеч под опору (4), В ходе всей фазы гриф расположен у бедер и не приводится к тазобедренному сгибу. Характерна осанка: голова отстает в движении, взгляд неподвижно устремлен вперед (2-4). Сгибание (4-6). Затянув спад до возможного предела, гимнаст моментально опускает голову на грудь и, предотвращал срыв в вис, плотно сгибается, догоняя грудью ноги. При этом гриф приводится к тазобедренному сгибу и спортсмен занимает устойчивое рабочее положение. Только в этой фазе кисти, провернувшись вперед, берут гриф глубоким хватом. Если делается оборот без перехвата, то на этом активная работа кистями заканчивается. Выход в упор и перехват (6-8). При выраженной опоре тазобедренным сгибом перехват кистями не труден. В данном случае гимнаст снимает руки с опоры уже при выходе в упор (7) и, «проваливаясь» в плечах, берется за гриф хватом снизу. Согнутое положение в конце оборота (8) нормально. При резком форсировании движения оборот может закончиться в прямом положении, причем с ранним отрывом таза от опоры. Подобное возникает при исполнении с большого маха подъемов разгибом.

Игорь: Оборот назад в упоре сзади прогнувшись Оборот вперёд в упоре сзади прогнувшись Движение начинается замахом в упоре сзади не касаясь (кадр 1). В дальнейшем тело быстро приводится к опоре вплоть до плотного соприкосновения ягодиц с жердью (кадры 3-5) и прогибается. Голова удерживается наклоненной на грудь, это необходимо для активизации мышц плечевого пояса, участвующих в фиксации плечевого угла. Вторая часть оборота весьма сходна по координации с подъемами и оборотами вперед. Оборот вперед прогнувшись на пояснице (рис. 93, а). Упражнение наиболее доступно рослым гимнасткам и требует весьма точных действий. На рисунке показан способ сближения с жердью, когда мах несколько гасится «расхлестом» (кадры 2-4). Подходя к н/ж, гимнастка делает бросок ногами, возможно сильнее прогибаясь (кадры 4-6). Задача состоит в том, чтобы за счет маха ногами с прогибанием тела попасть к моменту отпускания в/ж в устойчивое положение в висе на пояснице. Оборот вперёд в упоре углом

Игорь: Оборот назад в упоре углом с перемахом согнувшись Это усложненный обо¬рот, играющий в комбинациях уже не связующую, а самостоятельную роль. Разучивая данный оборот, следует учитывать характерную особенность его техники: между спадом назад в вис согнувшись (кадры 1-2) и перемахом ногами (кадры 3-5) обязательно должно быть разгибание тела (кадры 2-3). Ошибочно мнение, будто перемах начинается сразу после спада; попытки такого исполнения оборота с перемахом обычно кончаются неудачей. Обороты назад в упоре углом вне. Упражнение представляет собой разновидность оборота назад из упора сзади. Оборот из упора в упор ноги врозь вне (рис. 97) - базовое упражнение элементов этой группы. Он начинается из высокого упора ноги врозь вне (кадр 1). Ноги силой подтянуты вверх, голова слегка приподнята, мышцы задней поверхности шеи сильно напряжены, сгибание в тазобедренных суставах максимально возможное. Это положение гимнастка стремится сохранить и при спаде. У нижней вертикали (кадр 2) «складка» достигает предела: ноги, несильно разведенные в стороны, как бы обнимают плечи гимнастки и могут опуститься ниже плечевой оси. Наклон головы назад сохраняется. В дальнейшем, продолжая мах, гимнастка несколько выдвигает таз вперед (кадры 2-4) и, насколько позволяет положение, разгибается (кадры 3-5); это содействует подъему. При переходе в упор ноги врозь вне (кадры 5-6) вновь повышается тонус мышц, обеспечивающих высокое положение ног и таза; опускание их к жерди - грубая ошибка. Если описанные требования соблюдаются и движение освоено, гимнастка может без труда повторять оборот многократно в одном подходе.

Игорь: Обороты назад в упоре стоя согнувшись На рис. 128 показано оригинальное соединение, состоящее из двух движений, основанных на исполнении оборота назад из упора стоя. Рассмотрим вначале простой оборот назад из упора стоя, завершающий соединение (кадры 9-14). Движение начинается из упора стоя (кадр 9) с полностью оттянутым телом. Оттянутое положение сохраняется в течение всего спада. При подъеме (кадры 11 -14) гимнастка постепенно сгибает ноги, опуская таз к опоре. Стопы по прежнему опираются о жердь передней частью, и колени не заходят вперед за линию рук. На рис. 129 показано еще одно простое движение, оригинально сочетающее в себе технические признаки оборотов назад из упора стоя и упора сзади. На рис. 130 - несложная модификация оборота из упора стоя, применяемая в сложных соединениях оборота с элементами типа «петли» или соскоков сальто назад. Оборот вперёд в упоре стоя согнувшись Эти движения аналогичны ранее описанным и отличаются от них лишь направлением вращения. В отдельных случаях гимнастка ощущает необходимость сильнее, чем при оборотах назад, оттягивать носки ног, чтобы предотвратить скатывание жерди вперед, однако это характерно лишь для малоопытных гимнасток. На рис. 133 показан один из простых вариантов оборота, завершающийся выпрямлением и дохватом в вис на в/ж.

Игорь: Оборот назад не касаясь в стойку на руках («перешмыг») Движение может выполняться из различных по высоте исходных положений, начиная от стойки на руках и кончая упором. Спад (рис. 127, 1-3). В начале спада плечи расположены над грифом (1), затем, по мере постепенной фиксации плечевого пояса, они отходят назад (2-3). В норме спад делается с прямым телом. Наиболее показательна вертикальная поза в прямом положении (3). Здесь гимнаст должен удерживать тело на расстоянии 25-35 см от грифа. Осанка слегка закрытая, сутулая. Степень сближения тела с опорой должна быть оптимальной. Излишне близкий подход тазом к опоре (тем более с ранним сгибанием тела) приводит к закручиванию в упоре, и гимнасту трудно выйти в стойку. Слишком широкая амплитуда движений приводит к обратному результату: гимнаст не может удержать тело у опоры, центробежной силой его срывает в вис. Переворот в вис согнувшись (3- 5). При перевороте бедра всегда соприкасаются с грифом (5), хотя по субъективному впечатлению оборот должен выполняться не касаясь. Нижнюю вертикаль следует проходить очень собранно, с некоторым напряжением; плечевой угол обязательно контролируется силой. Разгибание и подъем в стойку (5-8). Гимнаст начинает разгибание тотчас же после прохождения нижней вертикали (5). При этом тазобедренный угол быстро выпрямляется, после чего основная работа падает на плечевой пояс. Удерживая голову на груди, гимнаст энергично отводит руки вперед-вверх (6-8) и проворачивает кисти. При верном исполнении спортсмена выносит в стойку на руках, руки лишь поддерживают это движение. Оттягивание (8-10). Гимнаст выходит в стойку при почти полной потере вращения назад (сравните с махами дугой). Чем выше конечное по¬ложение оборота, тем сильнее потеря темпа, поэтому стремиться к точно вертикальной стойке не следует. При четкой работе в финале подъема упражнение может усложняться поворотами, перехватами и др. Основные шаги обучения: оборот назад касаясь в упоре (без закрепления навыка); оборот не касаясь в упоре (сериями); оборот в стойку. Большое внимание следует уделять жестко фиксированной осанке тела, а также силовой работе руками при разгибании в плечах. Обороты назад не касаясь в стойку, упор, вис На рис. 59 показан основной вариант оборота не касаясь, начинающийся и завершающийся стойкой на руках. В исходном положении (кадр 1) гимнастка начинает спад в упор не касаясь (кадры 1-5). Выделяются две фазы этого спада. Первая из них - спад с прямым телом (кадры 1-3). На протяжении этого движения сохраняется несколько сутулая осанка, спина округлена, голова втянута в плечи. Важнейший технический элемент этой фазы спада - ограничение подвижности в плечах: начиная движение из стойки, гимнастка уменьшает плечевой угол, но при этом параллельно возрастает сопротивление мышц, препятствующих этому движению, руки все сильнее упираются в жердь. Это приводит к тому, что тело начинает двигаться как целое, опрокидываясь плечами назад под действием силы тяжести (кадры 3-4). Грубой ошибкой является спад с расслаблением плечевого пояса и движением плечевой оси вперед за опору. Такое движение приводит к опусканию в уравновешенный упор, из которого интенсивный мах вперед уже не возможен. Вторая фаза спада - переворот назад в вис согнувшись (кадры 3-7). В ходе этой фазы начинается сгибание в тазобедренных суставах, стопы ускоренно перемещаются вперед, но удаленное от опоры положение таза не меняется: таз удерживается от жерди на расстоянии 25-30 см. Степень удаления таза от оси вращения в данной фазе оборота - один из узловых моментов всего движения. Излишнее сближение таза с опорой затрудняет вторую часть оборота: выход в стойку делается силой, тело сильно прогибается, руки сгибаются в локтях и т. д. При чрезмерном отдалении тела от опоры спад становится резко форсированным, и гимнастку срывает в вис. Как только спортсменка проходит плечами нижнюю вертикаль, немедленно начинается рывковое разгибание тела, нацеленное на выход в стойку на руках. Характерные элементы этой фазы оборота: разгибание начинается в тазобедренных суставах (кадры 7-8), но тут же «передается» на руки; голова в темпе рывкового движения опускается, стопы устремляются к опорной плоскости и как бы скользят по ней вверх (кадры 8-10). Особо следует отметить действия кистями: в ходе оборота кисти постепенно отстают от общего вращения и «накапливается» их сгибание. При выводе в стойку это препятствует выполнению активных действий на опоре. Поэтому, проходя плечами горизонталь, гимнастка перехватывает жердь, быстро проворачивая кисти на опоре назад (рис. 60). Перехват дается гимнастке тем легче, чем активнее были предшествующие фазы оборота. Финальная часть оборота при верной работе проста: гимнастка, перехватив кисти, получает возможность упереться в жердь и, нажимая на опору книзу, выходит в стойку. Эти действия должны быть непосредственным продолжением тяговых усилий, начавшихся до перехвата. Ценным упражнением, позволяющим выработать необходимые для описанного оборота навыки и в дальнейшем успешно разучить хороший оборот в стойку, является оборот назад не касаясь в упор, показанный на рис. 61. Обучение. А. Исходная база. 1. Элементарные обороты назад в упоре продольно. 2. Отмах назад из упора в стойку на руках. Гимнастка должна владеть уверенным, темповым выходом в стойку через прямые руки. Б. Основные упражнения. 1. Оборот назад не касаясь в упор. Гимнастка должна уметь выполнять 2-3 и больше оборотов. По мере освоения упражнения следует все большее внимание уделять работе руками в финале оборота и выходу в более высокое конечное положение. При исполнении одиночного оборота преподаватель фиксирует нужное конечное положение упора не касаясь, поддерживая гимнастку под бедра. 2. Оборот в стойку на руках. Делается с отмаха из упора, в финальной части движения преподаватель помогает гимнастке выйти в стойку и зафиксировать верное положение. Сразу обращается внимание на осанку при выходе в стойку. Следует пресекать попытки гимнастки сгибать руки и излишне прогибаться. В связи с этим важен перехват кистей в последней части упражнения. В. Затруднения в обучении. Гимнастка не может попасть в стойку, выпрямляя тело, она оказывается в более низком положении. Действия руками даются с трудом, тело прогибается. 1. Неверен спад. Начиная движение, гимнастка излишне посылает плечи вперед, слишком сближается с опорой и не имеет интенсивного вращения. Обратитесь к упражнению Г,1, затем вернитесь к упражнениям Б, 1,2. 2. Мала активность действий руками. Проверьте осанку при выходе в стойку, голова должна быть опущена, живот втянут. Обратитесь к упражнениям по специальной физической подготовке Г, 2. Гимнастка преждевременно раскрывается и срывается в вис. 3. Слишком большое удаление от жерди при спаде. Обратите внимание на положение таза при прохождении вертикального упора не касаясь, если нужно, прижимайтесь к жерди несколько больше. Проделайте для уточнения этого движения упражнение Г, 1. 4. Слишком прямое положение тела в висе согнувшись перед разгибанием или излишне раннее начало разгибания. Вернитесь к упражнению Б, 1 и восстановите навык оборота не касаясь в упор. При возвращении к обороту в стойку на руках подчеркните мах вперед под опору. При выходе в стойку руки сгибаются. 5. Мала общая активность движения. См. В, 1, 2. 6. Неверно заучена фаза выхода в стойку. Обратитесь к упражнению Г, 3, а также Г, 2. 7. Не освоен перехват кистями в финальной части оборота. Проделайте упражнение Г, 3, обратив внимание именно на эту деталь. Попробуйте также активизировать весь оборот, чтобы кисти лучше освобождались для перехвата. Г. Вспомогательные упражнения. 1. Из упора на н/ж отмах до упора не касаясь и спад в упор стоя в положение, воспроизводящее упор не касаясь при спаде на оборот. Под жердь кладется слой матов, чтобы в упоре стоя плечи располагались выше жер¬ди. 2. Упражнения для мышц рук: темповое поднимание прямыми руками жерди в положение руки вверх с сохранением осанки тела при обороте в стойку. Проделывайте многократно, в сериях, до утомления. Параллельно повторите на количество отмах назад в стойку на руках (но только прямыми руками). 3. Из виса согнувшись выход в стойку с помощью. Тренер стоит на возвышении сбоку и вытягивает гимнастку кверху в стойку, следя за действиями руками и кистями. Задача гимнастки-содействовать тренеру активным разгибанием в плечах.

Игорь: Большие обороты с поворотами и без Большой оборот назад Начало спада со сгибанием (рис. 14, кадры 1-4). Спад выполняется с полузакрытой или полуоткрытой осанкой. В фазе тазобедренного сгибания «кипа» постепенно увеличивается, но величина конечного сгибания (4) должна быть минимальной (см. верные (о) и неверные, утрированные (б) действия при спаде на рис. 15). Оттягивание в плечах при любой «кипе» остается предельным. Расхлест (кадры 4-7). Вспомогательное сгибание уступает место разгибанию. Этот переход должен происходить без паузы. Прогибание тела умеренное, мышцы живота оптимально натянуты и готовы к броску ногами. Бросок (кадры 7-10). Используя расхлест, гимнаст акцептирование бросает ноги вперед-вверх, сгибаясь лишь в тазобедренных суставах. В отвесном положении тело максимально оттянуто от опоры, плечи полностью расслаблены, голова глубоко утоплена между руками, взгляд направлен вперед. Важно выбрать верное направление броска ногами, от этого зависит скорость оборота. Разгибание (кадры 10-13), Происходит одновременное увеличение тазобедренного и уменьшение плечевого углов. Напряжению мышц, выполняющих эту работу, содействует наклон головы назад. Интенсивность разгибания должна быть оптимальной. Слишком резкое движение (с рывком грудью вверх), приводящее к прогибанию тела и движению стоп в направлении, противоположном основному, останавливает вращение. Выход в стойку (кадры 13-1). Перед началом фазы (12) кисти отставали от движения, сгибались в лучезапястных суставах; теперь гимнаст, пользуясь ослаблением давления на опору, перехватывает их и заканчивает оборот в прямом положении (1). Большой оборот назад броском универсален и может применяться во всех частях комбинации. Главное его достоинство - рациональность, экономичность действий. Это позволяет использовать его и в занятиях с юными гимнастами. Пользуясь бросковой техникой, можно в широких пределах варьировать скорость большого оборота назад. На рис. 16 показаны два характерных приема изменения скорости и ритмического рисунка оборота. При раннем исполнении «кипы» соответственно раньше разворачивается вся цепь активных действий, включая бросок, принимающий преждевременный характер. Это обычно сбивает ритм оборота и замедляет его. Если же все действия выполняются затяжным, поздним движением и направляются высоко вверх-назад, то оборот ускоряется. Те же приемы перестройки маха используются и при разучивании и исполнении соскоков махом вперед. Таким образом, основные условия ускорения оборота: движение из возможно более высокой стойки; предельно строгая осанка, оттягивание тела в ходе всего спада; разумно подготовленный вспомогательными действиями бросок; при желании - более позднее выполнение вспомогательных действий; увеличение мощности и высоты броска; замедленное разгибание тела с сохранением некоторого сгибания при выходе в стойку; восстановление прямой осанки только с началом нового оборота. Обучение. А. Исходная база. 1. На полу или стоялках: стойка на руках с полным выпрямлением тела и активным оттягиванием, быстрый силовой выход в стойку на руках. 2. На брусьях: уверенные размахивания в упоре с прямым телом вплоть до стойки на руках. 3. На перекладине: технически правильный вис, размахивания броском, отмах назад из упора в высокий упор или стойку. Б. Основные упражнения. 1. Обороты с размахиваний в висе. В висе хватом сверху (кисти в лямках) гимнаст делает размахивания с нарастающей амплитудой вплоть до выхода в стойку и далее большие обороты назад. Задача - предельно строго соблюдать правильную осанку во всех частях махов и оборотов. 2. Обороты с отмаха из упора. Гимнаста пускают на оборот, только убедившись в правильности отмаха и спада. 3. Обороты с произвольным изменением скорости. Основная задача - научиться в течение одного-двух оборотов доводить скорость движения до посильного максимума. Делается как с помощью лямок, так и без них. В. Затруднения в обучении. При упражнении Б-1 не нарастает амплитуда махов. 1. Нарушена осанка при спадах: прогибание при движении вперед, или сгибание при движении назад, или то и другое. Вернитесь к упражнениям А-1, 3, проверьте, правильно ли вы понимаете техническую осанку. Повторяя упражнение Б-1, обратите внимание на необходимость жестко (если нужно, с повышенным напряжением мышц всего тела) удерживать прямое положение при спадах. См. также упражнение Г-1. 2. Гимнаст не полностью выпрямляет тело в конце махов вперед и назад, не оттягивается в конце подъема. Уяснив ошибку, проделайте упражнение Г-2, а затем вернитесь к упражнению Б-1. В упражнении Б-2 не удается полный оборот. 3. Вновь нарушение осанки: движение животом вниз при спаде, излишнее сгибание, разгибание тела и т. п. См. затруднение В-1. Если главная ошибка -падение с движением животом, настройтесь на подчеркнутую «кипу» при спаде. 4. Недостаточно энергичные действия при подъеме - слабый и низкий бросок, преждевременное выпрямление тела. Вспомните правила ускорения оборота и проверьте себя по всем пунктам. При повторении оборота временно воспользуйтесь помощью. 5. При верном спаде и хорошем броске допущено переразгибаннс тела в конце подъема. Проделайте упражнение Г-4. Возникают перекосы в стойке, а затем в висе. 6. При низкой скорости прохождения стойки плохо контролируется осанка. Вместо движения по инерции в переднезадней плоскости получается падение из стойки в сторону. Необходимо исправить обе ошибки; повысить скорость оборота и улучшить осанку. С учетом этого повторите упражнение Б-1 и проделайте упражнение Г-4. Чистые обороты не получаются быстрыми, а быстрые - чистыми. 7. Неточные действия в большинстве фаз оборота, скорее же всего, при спаде и броске. См. затруднения 3 и 4. Г. Вспомогательные упражнения. 1. Спад с прямым телом из стойки на руках в положение лежа на матах. Делается на низкой перекладине. Горка матов поднимается до уровня грифа. 2. Размахивание с движением ногами вперед к ориентиру. Тренер стоит впереди гимнаста и, протягивая руку, обозначает точку, до которой следует дотянуться носками ног. 3. Из виса лежа на низкой перекладине (ноги спереди) гимнаста бросают вверх, через стойку на руках. Быстрое движение должно быть гарантировано, поэтому нужны согласованные действия по крайней мере 3- 4 человек. 4. Быстрые обороты на лямках. Необходимо обратить внимание на то, что бросок, ногами должен быть мощным, с сильным и продолжительным сгибанием тела в тазобедренных суставах.

Игорь: Большой оборот назад с поворотом кругом в хват снизу (Келеровский) Спад (рис. 18, кадры 1-4). Начиная оборот с некоторым запасом скорости, гимнаст исключает вспомогательные действия, чтобы лучше сосредоточиться перед поворотом. Движение ногами (кадры 4-6). Поворот кругом вокруг руки связан со смещением тела в сторону примерно на ширину плеч. Начальный импульс этому смещению дают ноги: сгибаясь о тазобедренных суставах, гимнаст устремляет ноги вверх и одновременно в сторону. В это время закрытая осанка сохраняется. Разгибание с началом поворота и выход на одну руку (кадры 6-10). Разгибаясь, гимнаст последовательно включает в работу все звенья тела. Отталкиваясь левой рукой назад, за голову, он вслед за ногами вводит в поворот туловище и заставляет тело еще больше сместиться и сторону. Отсутствие плечевого угла в начале поворота - ошибка, гимнаст не может полноценно отталкиваться рукой. После завершения толчка и перехода в одноопорное положение (9) опорная рука и тело составляют прямую линию, все суставы жестко фиксируются, голова приподнимается и гимнаст фиксирует взглядом перекладину (10). Поднимать голову преждевременно не следует, это приводит к дезориентации и нарушению осанки; большую часть фазы голова должна прижиматься ухом к опорной руке. Выход в стойку и дохват (кадры 10-14), Поворот, смещение тела в сторону и выход в стойку завершаются по инерции. В зоне вертикальной стойки (лучше позднее, чем раньше) гимнаст ставит кисть на гриф хватом снизу и, если необходимо, восстанавливает строгую осанку. На рис. 19 показан вариант оборота с поворотом в вис разным хватом. Характерна используемая здесь мягкая работа руками и поздний глубокий дохват свободной кистью. Обучение. А. Исходная база. 1. Большие оборот или ускоренные. 2. Большие обороты вперед. 3. На полу, стоялках, брусьях: поворот на 90, 180° плечом вперед и назад. 4. Стойка на одной руке с прямым телом, голова прижата к опорной руке. Делается с помощью и служит для проверки умения гимнаста свободно и точно держаться в одноопорном положении. Б. Основные упражнения. 1. Мах вперед в висе с поворотом. Набрав мах, гимнаст броском вперед поворачивается вокруг руки с перехватом в хват сверху и следующим махом вперед повторяет движение. Задача - добиться маха без перекосов с подъемом над горизонталью. 2. Имитация поворота с подъемом в стойку. В исходном положении гимнаст лежит на спине на горке матов, взявшись продольно за жердь стоялок. Двое партнеров поднимают его к стойке, помогая повернуться кругом в хват снизу. 3. Мах вперед из виса с поворотом в стойку хватом снизу. В упражнении логически объединяются задания Б-1 и Б-2. 4. Большой оборот назад с поворотом.

Игорь: Большой оборот вперед Вход в переворот (рис. 23, 1-3). Из полуоткрытой осанки (1) гимнаст во время спада быстро опускает голову на грудь, после чего (3) его взгляд направлен вперед и далее несколько книзу. Тело окончательно выпрямляется и оттягивается. Окончание спада и обгон ногами (3-5). При подходе к нижней вертикали гимнаст производит характерное действие, которым начинается активная работа, обеспечивающая подъем: обгоняющим движением он посылает ноги назад и несколько прогибается. Чем активнее оборот, тем ярче выражена деталь техники. Движение тазом (5, 6). Немедленно вслед за прогибанием гимнаст сгибается в тазобедренных суставах. Этим- он непосредственно содействует подъёму, а также подготавливает последующие действия в плечах, предварительно их «проваливая». Осанка полузакрытая. Рывок в плечах и выпрямление тела (кадры 6-8). Тело одновременно выпрямляется в тазобедренных и сгибается в плечевых суставах. Все действия фазы биомеханически целесообразны: потерю сгибания в тазобедренных суставах гимнаст тут же компенсирует уменьшением плечевого угла, что позволяет поддержать нужную скорость подъема. Голова поднимается, благодаря чему тонус работающих мышц выгодно перераспределяется. Выпрямление в плечах и выход в стойку (8-10). Наиболее характерная особенность описанного оборота - тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех последовательно выполняемых действий. Движение настолько естественно, что при обучении обычно нет необходимости информировать гимнаста обо всех тонкостях техники. Большой оборот накатом универсален, он применяется во всех частях комбинации. Его скорость варьируется в любых пределах:. Условия ускорения оборота; начальное движение из возможно более высокой стойки; предельно строгая осанка и оттягивание в ходе всего спада; усиление обгона ногами у нижней вертикали; увеличение мощности движения тазом и рывка плечами вперед за верхнюю вертикаль; более выраженное движение головой вверх в ходе всего подъема; выпрямление в плечах только после .прохождения высшей точки движения. Условия замедления оборота по смыслу и по тех¬нике противоположны описанным. Обучение. А. Исходная база. 1. На полу или стоялках: стойка на руках с полным выпрямлением тела и активной оттяжкой, быстрый силовой выход в стойку. 2. На брусьях: уверенные размахивания в упоре прямым телом вплоть до стойки на руках. 3. Технически правильный вис, размахивания в висе с активными движениями на махах обоих направлений, отмах назад из упора с переворотом вперед через стойку на руках. Б. Основные упражнения. 1. Размахивания предельной амплитуды. Выполняются в лямках. Конечное положение маха назад (после рывка плечами к опоре)-близкое к стойке на руках (но без переворота вперед через голову). 2. Переворот вперед. Делается махом назад из упора в стойку на руках хватом снизу. Главная задача - следить за осанкой. 3. Движение на оборот. Соединяются упражнения Б-2 и Б-1. При удачном исполнении делают серию оборотов (кисти в лямках). 4. Оборот с отмаха из упора. Делается без лямок. 5. Обороты с произвольным изменением скорости. В. Затруднения в обучении. В упражнении Б-1 не удается наращивание маха. Усиление рывка приводит к перевалу через низкую стойку и потере маха в висе. 1. Допущено нарушение осанки и оттяжки при спадах или неполное выпрямление тела в конце подъемов. Вернитесь к упражнениям исходной базы 1 и 2, учтя конкретные ошибки, повторите упражнение Б-1 и проделайте упражнение Г-1. Не удается полный оборот. 2. Отмах назад из упора делается не через стойку, а с падением вперед, тело выпрямляется поздно и плохо. Повторите упражнения А-2, 3, а также Б-2 с учетом ошибки. Энергичнее работайте руками при отмахе, добейтесь выхода в вертикальную стойку. При необходимости проделайте упражнение Г-2. 3. Нарушение осанки при перевороте вперед. См. затруднения 1 и 2. 4. Вместо мощного и достаточно длительного движения плечами к опоре рывок плечами вперед делается раньше, резче и короче. Обратите внимание на движение головой; ее нужно приподнимать больше, особенно в начале подъема. Проделайте также упражнение Г-3. 5. Активные действия при подъеме производятся слабее и позднее, чем нужно, тело на пути к стойке выпрямляется раньше, чем нужно. См. затруднение 4. Получается только один оборот или медленные обороты. 6. После хорошей тяги плечами гимнаст сделал переворот вперед не выпрямившись вовремя. См. затруднения 1 и 2. 7. Из-за стремления быстрее перевернуться вперед голова слишком рано (еще до стойки) наклоняется на грудь, в результате рывок к опоре ослабляется, а спад из стойки протекает в слишком согнутом положении. Нужно гораздо дольше держать голову приподнятой (сравните с В-4); торопиться делать перевороты не следует. 8. Допускаются ошибки во всех главных элементах оборота. Проверьте отмах из упора, переворот в вис, технику подъема. См. затруднения 1, 3, 4 и 5. Г. Вспомогательные упражнения. 1. Размахивание с прямым телом. Набрав самостоятельно или с помощью максимально возможный мах (кисти в петлях), гимнаст многократно повторяет пассивные маятникообразные махи в висе. Задача: не ломаться при спадах. Чем больше начальная амплитуда махов, тем полезнее упражнение. 2. Переворот через стойку на стоялках. Взявшись за дальнюю жердь продольно хватом снизу, гимнаст махом одной и толчком другой ноги выходит в стойку, на мгновение фиксирует точное прямое положение и затем переворачивается вперед, падая плашмя на горку поролоновых матов. 3. Переворот через стойку толчком двумя. Выполняется на горке матов. Из упора лужа гимнаст рывковым движением таза вверх-вперед выходит в стойку и делает переворот. С самого начала плечи должны располагаться впереди. Смысл упражнения в имитации действий подъема.

Игорь: Большой оборот вперёд с поворотом кругом в хват сверху Поворот начинается немедленно после рывка руками к опоре и протекает во время выпрямления тела. Решающую роль играет работа переносимой рукой: прежде чем снять кисть с опоры, гимнаст отталкивается рукой от грифа, тем самым обеспечивая поворот вокруг руки и смещение тела в. сторону. И то и другое начинается еще при опоре обеими руками и затем продолжается по инерции (1). Важная деталь: дохватываться за гриф следует не раньше, чем достигнут полный поворот кругом. Поспешный дохват - частая причина перекосов маха в висе. К моменту постановки кисти (5) гимнаст должен полностью восстановить прямую осанку и оттянуться от опоры. При особенно динамичном исполнении оборота давление на опорную руку снижается и становится возможным «оберучный» поворот кругом. Принципиально так же делается поворот и в обороте броском (рис. 26).

Игорь: Большие обороты, близкие к перекладине Большой оборот назад в упор стоя согнувшись Возможна различная техника данного переворота, но наиболее распространена ранняя постановка ног на гриф (рис. 37). Спад и проводка с прямым телом (кадры 1-6). Прямая осанка сохраняется не только при спаде, но и в начале подъема. После вертикали (5) гимнаст наклоняет голову назад и, готовясь к перевороту, находит взглядом гриф. Переворот со сгибанием тела (кадры 6-10). Гимнаст по ходу подъема плавно сгибается в тазобедренных суставах, силой подтягивая ноги к грифу. Слишком рано сгибать тело здесь трудно, так как ноги отбрасывает от перекладины. Плечевой угол должен возможно дольше остаться неизменным. По мере приближения к высшей точке подъема (8-10) гимнаст все жестче фиксирует плечевые суставы, стремясь силой удерживать высокое положение таза, чтобы свободно поставить на гриф прямые ноги. Характерная ошибка при перевороте - бросковое движение ногами. После традиционного броска с торможением ног гимнасту в дальнейшем трудно ставить ноги на гриф. При перевороте в упор стоя ноги врозь стопы ставятся непосредственно у кистей, более широкое их разведение нецелесообразно. Постановка ног и переход к спаду (кадры 10-12). Достигнув высшей точки подъема, гимнаст мягко опускает носки на гриф. Напряжение мышц, активно удерживающих таз вверху, с постановкой стоп уменьшать не следует; поясница (по ощущению) не должна быть прогнутой; голова умеренно опущена. Основные шаги обучения: из статического виса силой вне стон; то же махом из виса; из стойки на руках пробное опускание в упор стон; большим махом переворот в упор стоя (на лямках). При появлении затруднений с постановкой ног на гриф нужно в первую очередь проверить наличие нежелательного броска ногами и время поднесения ног.

Игорь: Большой оборот назад с постановкой ног в упор стоя – выбив в стойку на руках Переворот назад в упор стоя (рис. 131, 1-5). Это традиционный элемент, предшествующий обороту. Однако возможны и другие варианты соединений. Рекомендуется выполнять переворот поздним движением, обеспечивающим форсированное вращение назад. Совершенно непригодны в данном случае переходы в упор стоя, приводящие гимнаста в статическое положение. Наиболее удобна постановка ног в упор стоя ноги врозь с минимальным разведением стоп. Поставив ноги на гриф, гимнаст оттягивает носки (4- б), предотвращая этим срыв стоп С грифа. В ходе спада поза должна оставаться активной. Спина не расслабляется, гимнаст не в полную силу упирается в гриф, чтобы не затруднять выход в стойку. Движение в упоре и висе стоя (кадры 5-6). По мере приближения к горизонтали (8) напряжение мышц, контролирующих позу, возрастает. К моменту освобождения ног гимнаст должен удерживать согнутую позу почти только силой, формально касаясь опоры носками ног. Благодаря этому последующие движения выполняются мягко, без срыва. Разгибание и подъем в стойку (8-12). Свободное движение ног обычно начинается по достижении плечами уровня опоры (8). Раннее, тем более срывное движение с переразгибанием, как правило, приводит к преждевременной остановке тела на пути к стойке на руках. При обороте из упора стоя ноги врозь гимнаст ведет ноги к стойке на руках движением через стороны, что облегчает разгибание в плечах. По той же причине оборот с сомкнутыми ногами несколько труднее. Оборот назад стоя согнувшись в стойку на руках Исполнение данного оборота требует гораздо более энергичного движения, чем при обороте в упор присев. На рис. 131 показано соединение: махом вперед из виса на в/ж лицом наружу переворот назад в упор стоя и оборот назад в стойку на руках. Переворот делается при сохранении энергичного вращательного движения назад, запас которого необходим для последующего выхода в стойку; грубая ошибка - переворот в статический упор стоя. Основная часть оборота (кадры 4-8) выполняется с полной оттяжкой из упора с минимально разведенными или сомкнутыми ногами. Мышцы плечевого пояса и спины напряжены, живот подтянут, голова опущена на грудь, носки ног оттянуты и легким касанием фиксируют стопы на грифе. Совершенно недопустимы расслабление тела в упоре и висе стоя и плотная опора ногами о жердь. Это приводит к резким затруднениям при выходе в стойку. Миновав плечами уровень опоры (кадр 8), гимнастка усиливает напряжение мышц-разгибателей и без срыва снимает стопы с жерди. Разгибаясь, она посылает ноги высоко вверх, несколько за опорную плоскость (кадры 8-12). Движение носит темповый характер, но все время контролируется силой. Важно не допустить переразгибания тела, разгибание должно продолжаться только до прямого положения; чем ближе тело подходит к стойке на руках, тем сдержаннее должно быть движение. Особенно это относится к движению сомкнутыми ногами. Проще разгибание с широким разведением ног в стороны (кадры 9-12). Скорость, с которой выполняется как весь описанный оборот, так и наиболее ответственная его часть – выход в стойку, зависит прежде всего от начала движения и спада. На рис. 132 показана наиболее активная форма спада на оборот, при которой постановка ног осуществляется «поздним: темпом». Обучение. А. Исходная база. 1. Владение отмахами назад из упора. 2. Свободное владение стойкой на руках продольно. 3. Желательно владение силовым выходом согнувшись в стойку на руках. Б. Основные упражнения. 1. Овладение технически грамотными упором и висом стоя. 2. Освоение оборота назад из упора стоя в упор стоя с прямыми ногами. 3. Совершенствование оборота в упор стоя с прямыми ногами. Движе¬ние дополняется все более активным спадом с поздней постановкой ног. В конце подъема тело должно сохранять скорость вращения. 4. Оборот в вис, упор, стойку. Постепенно совершенствуя движение, гимнастка добивается все более раннего выхода в стойку.

Игорь: Большой оборот назад с перемахом в угол вне и выбивом в стойку на руках (Штальдер) Спад (рис.108 1-5). У хороших исполнителей исходная поза спада максимально активна: таз и ноги подтянуты вверх, плечевой пояс напряжен, голова приподнята. Во время спада поза сохраняется. Вис ноги врозь вне должен быть устойчивым. Для этого таз максимально приближается к кистям (4-5), ноги разводятся минимально и как бы обнимают коленями плечи. Несмотря на указанные меры, таз все же стремится опуститься, и гимнаст вынужден силой контролировать плечевой угол. Поэтому необходимо наклонять голову назад (вопреки сгибанию тела). Подъем с перемахом в стойку (5-10). «Накрывшись» ногами в висе ноги врозь вне, гимнаст тут же пружинящим движением отправляет их обратно, бросая стопы вверх-назад. По мере разгибания голова опускается на грудь, а стопы возможно более широким движением обходят гриф. Широкое разведение ног при перемахах не только красиво, технично, но и физически легче. При более раннем и активном завершении движения могут возникать формы типа высоких махов дугой, в том числе перехватами (рис. 109). Обучение. А. Исходная база. 1. Оборот назад в упоре ноги врозь вне (не касаясь). 2. Оборот назад из упора в стойку на руках. 3. Упор ноги врозь вне на полу, брусьях, кольцах. 4. Вводный элемент к обороту - переворот в упор ноги врозь вне - махом назад перемах в упор ноги врозь вне. 5. Обычный шпагат (на обе ноги) и прямой (полностью или почта освоенный). 6. Силой согнувшись ноги врозь стойка на руках. Б. Основные упражнения. 1. Совершенствование упражнения А-1. Задача - добиться уверенного, ритмичного исполнения серий оборотов (можно на лямках). 2. Оборот назад с: вводного элемента. Параллельная задача - увеличить скорость оборота и оценить возможность перемаха. 3. Оборот с пробным перемахом в вис. Делается как в предыдущем упражнении. В первых попытках допустим низкий перечах в начале спада назад. 4. Совершенствование оборота с перемахом.

Игорь: Большой оборот вперёд с постановкой ног в упор стоя – из упора стоя в стойку на руках Данное движение (рис. 132) практически используется относительно редко, но интересно как пример реализации определенной технической задачи. Действуя в упоре стоя, гимнаст не имеет возможности активно содействовать движению в обороте. Поэтому задача энергообеспечения движения должна решаться заблаговременно, еще до постановки ног на гриф: падая вперед из стойки (1-5), гимнаст не торопится согнуться; чем дольше ему удастся делать спад в менее согнутом положении, тем больше он выиграет в скорости оборота (хотя слишком поздняя попытка перехода в упор стоя может закончиться срывом в вис, поэтому важна разумная мера в этих действиях). Если описанное условие выполняется, то часть оборота с фиксированными ногами (5-8) протекает быстро, энергично, а при выходе в стойку (8-12) гимнасту не потребуется значительной силовой работы.

Игорь: Большой оборот вперёд с перемахом ноги врозь в стойку (Эндо) Упражнение базируется на предыдущем элементе. Выходить в стойку на руках можно двумя способами, между которыми нет явного различия. Силовой способ (рис. 117). После выхода в упор ноги врозь вне (1-8) гимнаст усиливает давление руками на опору и фактически силой выходит в стойку. Во время перемаха (8-10) сохраняется высокое подтянутое положение ног, тазобедренный угол долго не изменяется. В наиболее трудный момент силовой тяги голова приподнята, мышцы спины и задней поверхности шеи напряжены, а в поясничном отделе туловища появляется характерное прогибание (11-13). Темповый способ (рис. 118). Развивая стремительный темп, гимнаст очень ненадолго погружается в вис ноги врозь вне (3-4) и затем (раньше, чем при силовом способе) начинает вынимать ноги обратно. Большую роль играет центробежная сила, вытягивающая тело наружу (5-7); чтобы начать перемах назад, гимнасту достаточно ослабить напряжение в плечах. Только по мере замедления движения вновь увеличивается силовая работа руками, позволяющая довести оборот до стойки (7-8). Описанный способ эффективнее и экономичнее силового, но в данном случае нужно умело контролировать плечевой угол; неточность действий здесь приводит к преждевременному выпрямлению тела и остановке движения до стойки на руках. Обучение. А. Исходная база. 1. Упор ноги врозь вне на полу, жердях, кольцах. 2. Силой согнувшись стойка на руках, в том числе из положений, указанных в предыдущем пункте. 3. Перемах согнувшись с большого оборота или полумаха дугой и оборот вперед в упор ноги врозь вне. Б. Основные упражнения. 1. Повторение упражнения А-3. Задача - добиться исполнения оборота подряд несколько раз, не касаясь ногами грифа. 2. Оборот в упор ноги врозь вне и выход в стойку (вис). На первых порах допустим поздний перемах -перевалом вперед. По мере уточнения и интенсификации движения выход в стойку должен становиться все более темповым.

Игорь: Большие обороты в висах сзади и с выкрутами в обратный хват Большой оборот вперёд с продевом в вис согнувшись и выкрутом в вис обратным хватом (Адлер) Перемах согнувшись и спад (рис. 114, 1-6). Показан перемах с замедленного большого оборота. Движение из стойки на руках начинается при неизменном плечевом угле. Идя на перемах, важно вовремя достичь устойчивого виса согнувшись сзади. Ранний перемах малоэффектен как зрелищно, так и технически, так как последующий спад получается вялым. Запоздалый перемах грозит срывом: таз гимнаста вытаскивает наружу внешними силами. Правильный перемах начинается замедленно (1-4), но затем ускоряется пропорционально темпу спада. В этой фазе важно быстро и глубоко пройти ногами за линию рук (4—6). Подъем с рывком тазом (6-8). Собственно подъем начинается немедленно после плотного «складывания» тела (6). После перемаха гимнаст должен тотчас же переключиться на разгибание. После надо начать прежде всего энергичным разгибанием в плечах, с быстрым выведением таза кверху и мощным давлением руками на гриф книзу. Стопы также перемещаются высоко вверх, но их движение в данной фазе менее активно. Выпрямление в плечах и выкрут (8-10). Действия руками завершаются вкручиванием и плечах, но прежде гимнаст проходит положение виса сзади хватом снизу и может при желании им ограничиться (9). Если плечи хорошо подготовлены, выкрут происходит плавно, без изменении ширины хвата, с неизменно активными движениями рук. У гимнастов с жесткими плечами техника подъема обычно иная: подбрасывая себя вверх, они освобождают плечи от давления, расслабляют мышцы плечевого пояса и лишь тогда вкручиваются. Голова, как правило, наклоняется назад, тело прогибается (линия ломается). Дополнительное (нежелательное) средство облегчения выкрута - расширение хвата после ускоренного разгибания тела. Полное выпрямление тела (10-12). Гимнаст окончательно выпрямляется, доводя волнообразное разгибание до конца. Здесь важно также полностью фиксировать тело в прямом положении, особенно в плечевых суставах, которые расслаблялись для выкрута. Обучение. А Исходная база. 1 Большие обороты вперед и назад. 2 Висы сзади, выкрут из виса сзади в вис обратным хватом. 3. Большие обороты в обратном хвате. Б. Основные упражнения. 1. Подъем (оборот) вперед в соскок. Задача - добиться высоко-далёкого соскока без задержки движения в упоре сзади 2. Проводка по движению. Гимнаст лежит спиной на поролоновых мате, «накрывшись» ногами, руки вниз, в руках гриф штанги. С помощью партнера он поднимается в стойку обратным хватом, затем зафиксировав прямое положение, падает спиной назад. 3. Пробный подъём с выкрутом. Делается на низкой перекладине, с поддержкой как в предыдущем упражнении. Тренер стоит на подставках и, подхватывая гимнаста, выводит его в высокое положение. 4. Подъем па высокой перекладине. Выполняется в любом удобном, а затем и в рабочем соединении. Необходимо стремиться к высокому, мощному движению и пресекать всякие попытки гимнаста делать подъем с расслаблением тела при спаде.

Игорь: Большие обороты назад в висе сзади (Чешские обороты) Данный оборот по общей схеме скорее сходен с быстрыми большими оборотами, хотя и выполняется на невысокой скорости (рис. 30). Начало спада с разгибанием в тазобедренных суставах (1-3). Тело должно получить достаточную скорость вращения назад, необходимую для выпрямления в висе сзади. Последнее - главная двигательная задача гимнаста. Существенная деталь - перевод головы с груди назад, вызывающий ощущение переворота через голову и перераспределение мышечного тонуса с установкой на общее разгибание тела. Окончание спада с натяжением в плечах (3-5). У вертикали гимнаст активно выпрямляет угол в плечевых суставах, возможно больше поднимает голову и оттягивается до предела. Если эта часть движения выполняется резко, рывком, то рессорные свойства плечевого пояса проявляются наиболее ярко: проходя вертикаль (не раньше!), гимнаст ударным движением достигает максимального натяжения в плечах и тут же, пользуясь отдачей, притягивается обратно к опоре, начиная подъем. Подъем с притягиванием к опоре (5-10). Пользуясь натяжением мышц плечевого пояса, гимнаст притягивается руками к опоре и одновременно сгибается в тазобедренных суставах. Этому способствует наклон головы вперед. Притягивание в плечевых суставах не должно быть чрезмерным; к концу фазы (10) оно сменяется противоположными усилиями, так как таз не должен сильно сближаться с кистями. Соответственно этому и голова гимнаста постепенно приподнимается с груди, содействуя перераспределению мышечного тонуса. Окончание подъема и вхождение в переворот (10-12). Задача гимнаста в этой фазе - удержать достигнутое высокое положение над снарядом (допускающее переход к следующему обороту). Доминирующее здесь усилие - разгибание в плечевых суставах. Нажимая руками книзу на опору, гимнаст поднимает таз возможно выше и, наклоняя голову назад, делает переворот. Точный момент перевода головы назад определяется в зависимости от реальной скорости движения. Преждевременный подъем головы при низкой скорости переворота - ошибка. Обучение. А. Исходная база. 1. Из упора сзади отмах с переворотом назад в вис сзади. 2. Из виса сзади хватом сверху подъем махом вперед. Б. Основные упражнения. 1. Совершенствование упражнений А-1 и А-2 в соединении. 2. Пробный большой оборот. 3. Целостное исполнение большого оборота. Уточнив возможности гимнаста после пробного оборота, тренируют движение целиком, оказывая помощь в соответствии с успехами гимнаста. В. Затруднения в обучении. Не удается своевременный переворот через голову, гимнаста обрывает в висе. 1. В высшей точке подъема гимнаст по привычке опускает таз, вместо того чтобы разгибаться в плечах. Проверьте владение упражнением Б-1. Обратите внимание на момент «сваливания» плеч назад при переходе в вне. Верны ли движения головой? 2. Недостаточна общая скорость движения. Проверьте действия во всех важнейших фазах: отмах - оттяжка - подъем. Если нужно, вернитесь к упражнению Б-1. Оборот получается, но дальше не удается даже подъем в упор. 3. Мощность работы соответствует требованиям подъема в упор сзади, но не оборота; после такого оборота мах в висе совсем гаснет. См. затруднение 2. Нужно выполнить упражнение в полную силу, не рассчитывая на ломоть. 4. В конце оборота упущен момент для своевременного я полного оттягивания в висе сзади. Нужно сосредоточиться на важнейших повторяющихся деталях техники. Воспользуйтесь подсказкой по ходу движения. 6. Опасаясь обрыва в висе, гимнаст излишне напрягает плечевой пояс при спаде и не достигает нужной оттяжки в висе. Вернитесь к упражнению Б-1 и добейтесь уверенного выполнения. Нужно понять, что только смелые широкие движения гарантируют безопасность.

Игорь: Элементы в висе на подколенях Из виса лежа сзади оборот назад в висе на подколенках (рис. 212). В процессе спада руки гимнастки активизируют мах в висе, опускаясь к полу. Во второй части оборота она поднимает голову, прогибается и несколько опускает руки (кадры 3-4), что позволяет ей сохранить скорость маха. В финальной части оборота гимнастка несколько сгибается в тазобедренных суставах, подготавливая переход через сед (кадр 4) в вис лежа сзади (кадр 5). На рис. 213 показан аналогичный оборот, выполняемый в другую сторону и дополняемый поворотом кругом. Перелет оборотом назад из виса на подколенках. Возможны различные модификации такого перелета. На рис. 214 показано сложное соединение из двух оборотов на подколенках, соединенных перелетом. Обороты на подколенях вперёд Упражнения этого рода используются редко, хотя могут давать интересные соединения. Примером может служить упражнение, показанное на рис. 215 - мах вперед в висе на подколенках с перемахом ноги врозь в вис углом.

Игорь: ЭЛЕМЕНТЫ С ФАЗОЙ ПОЛЁТА Подлет махом назад с поворотом на 360 в вис. Буквальное противовращение назад в подлетах махом назад не выражено, гимнаст активными действиями на опоре в нужной мере лишь ослабляет начальное вращение вперед. Спад (рис. 96, 1-3). Упражнение делается из виса разным хватом (при повороте налево правая рука хватом сверху). Кисти сближены. Подъем с поворотом (3-6). Поворот начинается уже после прохождения вертикали (3) и продолжается с едва намеченным броском ногами. В целом гимнаст и здесь и в дальнейшем стремится к прямому положению тела, что необходимо для поворота. Отход с отталкиванием рукой (6-8). Задача гимнаста - обеспечить выполнение двух компонентов упражнения: поворота и подлета. Поворот продолжается в ускоренном темпе; правую руку гимнаст оставляет на опоре как можно дольше; отводя ее за спину, он нажимом в горизонтальной плоскости отталкивается от грифа и снимает кисть не раньше, чем повернется примерно на 90° (5). Левая рука, отставая от поворота тела, остается на груди. Голова в течение всей фазы поворачивается налево. Грубая ошибка - движение головой с наклоном на грудь; отворачиваться от перекладины не следует, в процессе поворота взгляд гимнаста должен быстро скользнуть по потолку. Подлет по своему характеру зависит от силы начального маха и контр-действий. В данном случае сильное начальное вращение нейтрализуется не курбетом, а мощной тягой руками книзу. Вначале она выражается в сгибании в плечах (4-5), а по мере поворота сменяется приведением опорной руки (5-8). Сила исходного маха и тяга руками должны быть точно соразмерены. Типичная грубая ошибка: гимнаст, запаздывая с поворотом и отталкиванием, притягивает к себе перекладину не только при подъеме, но и во время начинающегося спада. В результате ноги быстро опускаются и идут под перекладину, а плечи отбрасываются назад. Основной поворот (8-12). В полете гимнаст поворачивается почти в горизонтальном положении (а не стоя). Голова стремительно движется налево, пока исполнитель, оглядываясь через плечо, не увидит цель движения (9-12). Руки размещаются вблизи от туловища, но при мощном повороте могут более свободно разбрасываться (12), Дохват и приход в вис (12-15). Обучение. А.Исходная база. 1. Большие обороты в обоих направлениях, быстрые. 2. Высокий мах дугой из виса разным хватом и бросковые размахивания в том висе. Б. Основные упражнения. 1. Прыжок с поворотом на 360-720°. Задача - овладеть быстрым поворотом в полет с уверенным приземлением. 2. Соскок махом назад. Делается махом средней силы с полетом и в прямом положении. Задача - приземлиться почти под перекладиной (не дальше чем в полуметре от плоскости стоек) с легким наклоном вперед. 3. Соскок махом назад с поворотом. К предыдущему упражнению добавляется поворот. Вначале осторожный, затем более смелый (90, 180, 270, 360). 4. Пробный поворот в вис. 5. Совершенствование поворота.



полная версия страницы