Форум » Тренировочный процесс & Теория спортивной гимнастики » МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ » Ответить

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Светлана: Эти материалы были любезно предоставлены Игорем.

Ответов - 196, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Светлана: Хочется написать о том, как выучить тот или иной гимнастический элемент. Конечно рассматривать будем только реально обучаемые элементы. Ясно, что по учебнику элемент учить сложно и практически нереально. Но всё таки, для тех, у кого нет этих самих учебников может оказаться полезным. ВОЛЬНЫЕ УПРЖНЕНИЯ. Информация взята с учебника: «Гимнастическое многоборье. Вольные упражнения у мужчин. В.М. Смоленский, В.Н. Курысь. Москва ФиС 1976г.». Перекат вперёд со стойки на руках в стойку на ногах с прямыми руками и ногами. В исходном положении необходимо начать падение вперёд всем телом от пяток, подобно вращательному движению вокруг точек хвата на перекладине. Кисти повернуть пальцами наружу и большой палец присоединить к остальным. Пройдя таким образом путь в 45град., необходимо слегка подать плечи вперёд, сдерживая движение силой рук. перед приходом на опору голову наклонить вперёд и слегка ссутулиться, чтобы коснуться опоры сначала плечами и лопатками. Во время переката через округлённую спину ноги должны продолжать движение по широкой дуге к полу. Перед тем как они опустятся пятками к полу, гимнаст быстрым перекатом через спину садится и далее, сохраняя скорость движения, напоминающего покачивание округлённого тела на опоре, быстро наклоняется к ногам. Одновременно, что очень важно, в момент седа и начала наклона вперёд следует опереться руками у таза и сделать ими сильный и длинный толчок назад, сопровождающий наклон туловища к ногам. В результате этих действий таз оторвётся от опоры и гимнаст встанет на ноги. Пока не почувствуется уверенная опора на ноги, выпрямляться нельзя. При овладении перекатом необходимо добиться хорошего наката за счёт последовательного касания пола всеми точками опорной поверхности спины ( особенно поясницы ). Разновидностью переката является перекат со вставлением ноги врозь ( в этом случае опора руками приходит между ногами ) и перекат со вставлением ноги врозь без опоры руками – за счёт наката при достаточной жёсткости всех звеньев тела в момент переката. При обучении рекомендуется освоить отдельно перекат со стойки в положение лёжа на спине на мягкой опоре с помощью партнёра, поддерживающего за ноги, и вставание из седа наклоном вперёд. Сед и кувырок назад в стойку на руках с прямыми ногами и руками. Данное упражнение как бы точно повторяет описанный выше перекат, но в обратной последовательности. При сильном наклоне вперёд, садясь назад, гимнаст как можно раньше встречает опору руками и тем самым смягчает сед. Коснувшись тазом опоры, он выпрямляется и перекатом на спину направляет носки в точку над головой и одновременно опускает прямые руки ( пальцами наружу ) за голову на опору. Спортсмен делает круговое движение переката через спину в сочетании с быстрым разгибанием в тазобедренных суставах и как бы натыкается на руки. Действенный приём при обучении этому упражнению – помощь партнёра с тягой за ноги в момент разгибания с выходом в стойку. Целесообразно отработать отдельно детали постановки рук на опору и переход в стойку из положения лёжа на спине.

Светлана: Темповые перевороты вперёд Большинство современных акробатических прыжков и комбинаций выполняется после небольшого разбега с темповым подскоком ( вальсетом ) перед прыжком или без разбега – сразу с вальсета с места. Качество разбега и вальсета во многом определяет успех отдельного прыжка или комбинации. Разбег. Его длина зависит от сложности последующих прыжков, а также степени владения ими. Более сложные прыжки ( например, сальто с поворотами, двойные сальто ) требуют большего по величине и скорости разбега. Общеизвестно, что по мере овладения изучаемой комбинацией длину разбега следует уменьшить до 2-3 шагов, сохраняя при этом необходимую скорость перед входом в первый элемент. разбег должен быть свободным, с широкой амплитудой маха руками, без чрезмерного наклона плечевого пояса вперёд. Перед последним шагом разбега руки следует свободно отвести назад для замаха. Вальсет. Имеет свои отличительные особенности в зависимости от того, выполняется ли основной прыжок в доскок, или в переход. В последнее время в связи с ограничением длины разбега и большей стилизацией всех движений вальсет, принятый мастерами акробатики за норму, в гимнастике трансформировался в стилизованный подскок с прямыми ногами и оттянутыми носками. Если выход в стойку с вальсета выполняется толчком левой и махом правой, то гимнаст либо шагом правой (с ходу), либо с места выполняет подскок с махом руками вверх. Во время прыжка с лёгким прогибом ноги соединены, носки оттянуты. Возможен и другой вариант вальсета: во время подскока толчком правой левая нога отводится назад. В обоих случаях после подскока приземление происходит на правую с одновременным выведением левой ноги вперёд. Далее левая опускается на пол, и производятся действия, направленные на выполнение последующего элемента: переворота вперёд, в сторону и т.д. Вальсетом овладеть несложно, и тем не менее недостатки в технике этого «входного» прыжка зачастую отрицательно сказываются на качестве последующих элементов. Переворот вперёд Этот прыжок можно выполнять с места и с разбега. Мах руками в вальсете перед переворотом не должен приводить к расслаблению мышц спины, а для этого, выполняя мах руками вверх, гимнаст должен, округляя спину, разводить лопатки. При постановке рук на опору по закруглённой траектории сверху (кадры 6-9) следует сохранять округлость туловища и упругую жёсткость рук и плечевого пояса. Ставить руки рекомендуется под углом примерно 30 град к вертикали таким образом, чтобы угол между руками и туловищем был при этом возможно большим (кадры 9-10). Мах ногой надо направлять вверх и далее через голову вперёд и вниз по закруглённой траектории, как бы преодолевая препятствие полётом с рук на ноги. Соединение маховой и толчковой ног должно происходить после пересечения ими вертикали, проходящей через точки опоры руками (вертикали опоры), когда толчковая нога пройдёт за вертикаль опоры примерно на 25-30 град (кадры 12-14). Выполняя переворот в доскок, руки после толчка следует ставить над головой, как бы тянуться ими к опоре и контролировать взглядом их местоположение вплоть до устойчивого приземления. Приземляться надо на носки напряжённых ног, ставя их «под себя». Тело при этом должно быть слегка прогнутым, руки вверху и несколько сзади, голова наклонена назад. Если же переворот соединяется с другими акробатическими прыжками с общим продвижением вперёд, то гимнасту нужно быстрее перейти от прогнутого положения в момент приземления на ноги к выпрямленному с прямым положением головы.

Светлана: Рондат. Переворот вперёд с поворотом ( рондат ) начинается широким шагом передней ногой при сохранении округлости туловища. Движение руками к опоре осуществляется по закруглённой траектории. Неверно бытующее мнение о том, что в рондате вторую руку следует обязательно ставить на опору точно по прямой в одной плоскости с первой. Вторая рука ставится снаружи от первой (кадры 4,5), примерно на ширине кисти от продольной линии опоры первой руки. При этом второй рукой необходимо потянуться вперёд, разворачивая кисть в положение, удобное для последующего отталкивания от опоры в длину. Спортсмен должен обязательно чувствовать «прокатывание» через руки, а не «проскакивание» по опоре. При постановке рук очень важно не «проваливаться» в плечах, так как эта ошибка приводит к значительной утрате скорости и ухудшению отталкивания руками. Следует сказать, что небольшое сгибание рук при рондате (кадр 5) оправданно. Выдерживая в момент толчка большую нагрузку, руки выполняют рессорную функцию. Эффективность рондата обуславливается также быстрым махом одной ногой и полным отталкиванием другой при переходе на руки с последующим акцентированным подхлёстывающим махом ногами в курбете. Отталкивание руками от опоры должно переходить в мах или вверх. Обучение А. Исходная база. 1. Быстрый переворот в сторону с округлой спиной и пробежкой по ходу движения. 2. Из стойки на руках курбет с быстрым разгибанием туловища. Б. Основные упражнения. 1. Серия из 5-6 переворотов в сторону (колесо) после вальсета с быстрым переходом от переворота к перевороту. 2. Проводка по рондату. Делается переворот в строну с места (с поддержкой) с остановкой в стойке на руках. Соединением ног одновременно с поворотом на 90, приземлением на ноги и разгибанием туловищем. По мере повторения упражнения скорость сведения ног, поворота и курбета должна увеличиваться. 3. С вальсета переворот в сторону с поворотом в положение стоя согнувшись. Скорость разгибания тела после толчка руками надо увеличивать и добиться такого выполнения прыжка, при котором к моменту приземления на ноги спортсмен успевал бы разогнуться туловищем до угла не менее 45 к горизонтали. 4. Рондат с 2-3 шагов разбега. Прыжок можно считать освоенным, если после приземления на ноги спортсмен продолжает передвигаться спиной вперёд с округлённым телом, руки впереди-вверху (то есть если после его выполнения «напрашивается» фляк).


Светлана: Сальто вперёд Маховое сальто Выполняется с места, с разбега и после переворота вперёд на одну. Завершая предварительные действия, гимнаст должен сделать шаг вперёд (движением полувыпада); в этот момент плечи не следует выводить слишком далеко вперёд. Успех этой части движения зависит от согласованности разгибания толчковой ноги, маха другой и очень быстрого маха руками вдоль туловища вниз и назад (кадры 2,4). К моменту завершения толчка ногой, мах руками замедляется. Мах «до конца» может привести к чрезмерному наклону плечевого пояса вперёд. Ведущей частью тела в полёте является маховая нога, которая движется по закруглённой траектории назад-вверх, а далее (по кругу) вперёд и вниз. В полёте важно наклонять голову назад (долго смотреть на опору), разводя при этом руки в стороны (кадры 6,7). Толчковая нога как бы отстаёт в полёте от маховой. Приземляясь, необходимо активно выводить таз вперёд, сохраняя при этом наклон головы назад. Возможен и другой способ выполнения махового сальто, когда мах руками при отталкивании делается вперёд, вверх и в стороны, с замедлением движения руками к моменту окончании толчка, когда руки поднимутся чуть выше головы. Преимуществом такого сальто (выполняемого после переворота вперёд) является более высокое, чем при первом способе, положение плечевого пояса в момент отталкивания и, как правило, более высокое исполнение прыжка.

Светлана: Сальто вперёд в группировке. Этот прыжок чаще всего служит начальным элементом комбинации и выполняется с 2-3 шагов разбега. Для данного случая предпочтительнее способ, при котором мах руками выполняется одновременно со встречным отталкиванием. Плечевой пояс к окончанию толчка должен находиться впереди места отталкивания, но не в результате сгибания тела, а за счёт наклонного положения и лёгкого округления тела ( кадр 4 ). Начиная вращение по сальто с округлённой поясницей. Спортсмен должен сгруппироваться, захватив руками колени сверху в положении головой вниз ( кадр 6 ). Удерживать плотную группировку с наклоном головы вперёд нужно возможно дольше. Выпрямление тела начинается при приближении туловища к вертикали ( кадр 8 ) разгибанием ног вперёд и вниз по дуге. Руки при этом надо выводить вперёд и вверх в положение, удобное для перехода. Способ выполнения сальто махом руками назад чаще применяется при выполнении прыжка в доскок. В этом случае группировка удерживается захватом руками бедер сзади.

Светлана: Переворот вперёд и сальто вперёд. Это важное соединение подводит к большой группе сложных прыжков. Фаза полёта в перевороте вперёд после толчка руками здесь короче. Чем в обычном перевороте. Гимнасту следует возможно быстрее приземлиться на ноги в положение, удобное для толчка на сальто. Быстрый мах ногами в первой части переворота способствует прогибанию тела до положения «натянутого лука» (см. рис.1 кадры 3, рис.2 кадры 1 и 2 ). «Мышечная пружина» передней поверхности туловища при этом натягивается и в последствие быстро сокращается к концу отталкивания руками. После приземления на ноги важно возможно быстрее достичь вертикального положения. решение этой задачи облегчается, если вращение тела вперёд было интенсивным и ноги ставились «под себя». В противном случае постановка ног носит «стопорящий» характер, переход в вертикальное положение замедляется, а ноги при отталкивании на сальто «прилипают» к опоре. Во всех случаях спину при отталкивании следует обязательно округлять, но не раньше чем пройдена опорная вертикаль. Отталкивание ногами на сальто должно согласовываться с движением руками и плечевым поясом по дуге вверх, вперёд и вниз. Траектория этого движения сходна с траекторией тела при выполнении кувырка вперёд через планку. В полёте ведущей частью тела должна стать округлённая поясница. При этом спортсмен как бы догоняет свои ноги плечами и в конце этого действия группируется, захватывая руками колени. Обучение. А. Исходная база. 1. Переворот вперёд с быстрой полётной фазой и лёгким отскоком после приземления. 2. Сальто вперёд в группировке на батуте, с трамплина, с мостика в яму с поролоном ( с места ). 3. Переворот вперёд – прыжком кувырок вперёд. Б. Основные упражнения. 1. Переворот и пробежка вперёд с округлённой спиной, руки вверху и спереди. Упражнение выполнено правильно, если гимнаст без задержки переходит от переворота к пробежке подскоком. 2. Переворот вперёд – прыжком кувырок вперёд. Совершенствуя упражнение А3, гимнаст стремится к возможно более высокому полёту после толчка ногами. Рекомендуется выполнять кувырок через препятствия ( рулон из поролоновых матов и т.д. ). 3. Переворот вперёд и прыжок три четверти сальто с приземлением на спину в яму или на поролоновые маты. Ход обучения будет верный, если спортсмен сможет выполнить переворот и прыжок типа сальто с приземлением в сед в группировке или в присед. 4. С короткого разбега сальто вперёд. При выполнении темпового подскока руки надо отводить для замаха вверх и назад, как в сальто после переворота. Полезно опробование сальто вперёд с места из положения стойки руки вверху на поролоновые маты. 5. Переворот вперёд – сальто вперёд. Первые попытки надо совершать с приземлением в поролоновую яму, затем на маты ( на ковре ). Для увеличения высоты прыжки через препятствие ( рука тренера, веревочка и пр. ). При необходимости оказывается помощь; тренер должен «брать» гимнаста в момент приземления после переворота: если страховщик расположен с правой стороны, то правой рукой он поддерживает гимнаста под спину, а левой под живот ( т.е. в исходном положении руки скрестно ).

Светлана: В. Затруднения в обучении. Низкое сальто вперёд. 1. Гимнаст очень долго толкается на сальто, пауза между переворотом и сальто. Надо возвратиться к упражнениям Б-2, 3, 5 и отработать более быстрый переход от переворота к сальто. Незаменимо в этом плане упражнение Г-3. 2. Толчок не в полную силу. Ввести в тренировку специальные упражнения с прыжками вверх взрывного характера, моделирующими условия толчка на сальто вперёд. 3. Мах руками при отталкивании на сальто направляется сразу вниз, а не по дуге вверх, вперёд и вниз. Надо проделать упражнение Б-2 с высоким прыжком, акцентируя движение руками, как в упражнении Г-5. Недостаточное вращение по сальто. 4. Стопорящая постановка ног в перевороте с гашением «крутки» и скорости перемещения вперёд. Повторяя упражнение Б1, выбрать угол постановки ног, удобный для толчка. Задание выполнено, если гимнаст легко переходит в прыжок вверх и вперёд с пробежкой. 5. Недостаточная подвижность в плечевых суставах и позвоночнике. Спортсмен не может выполнять мах ногами по закруглённой траектории, «попадает в стопор». Надо регулярно выполнять упражнения на растягивание для плечевых суставов ( желательно с отягощением ) и мост. 6. Гимнаст медленно выпрямляется туловищем (округляет поясницу) и так же медленно выполняет мах руками при отталкивании на сальто. Не доведены до совершенства упражнения Б-2,3. Надо применить также упражнение Г-3, обращая внимание на более мощный толчок руками и быстрое разгибание туловищем. Из положения лёжа на бёдрах на козле с фиксацией ног на гимнастической стенке с наклоном назад, руки у пола, быстрое выпрямление тела, руки вперёд-вверх. 7.Большая фаза амортизации после приземления на ноги при перевороте. Гимнаст делает переворот слишком низко, ноги чрезмерно «стопорят». С учётом ошибки скорректировать движение. Возможно также, что одна из причин ошибки – недостаточная физическая подготовленность исполнителя. Перекрут сальто Приземляясь спортсмен продолжает движение по ходу. 8. Чрезмерная скорость разбега. 9. Передержка группировки. Г. Вспомогательные упражнения. 1. На батуте. Стоя на краю снаряда лицом к его центру, руки вверх-назад толчком с места сальто вперёд. Упражнение будет ценным при условии, если сальто выполняется с приземлением в полный рост. 2. На трамплине. Упражнение Г-1 с приземлением на постоянно повышающуюся опору. Стараться приземлиться в более выпрямленное положение, не смотря на повышение места приземления. 3. На дорожке (ковре) с ПСП. Все упражнения раздела Б доводятся до совершенства. Тренер должен при разбеге на 1.5 – 2 м опережать гимнаста, затем остановиться в момент выполнения темпового подскока, с тем чтобы толчок на переворот спортсмен выполнял напротив него. Помощь надо оказывать только при отталкивании; при перевороте удерживать трос в небольшом натяжении. 4. Сальто вперёд с 2 -3 шагов разбега толчком о мостик через планку с приземлением на поролоновые маты. Планка ставится в полуметре от края мостика. 5. имитационное упражнение. Стоя на полу в стойке прогнувшись, руки вверх-назад, смотреть на руки, мах руками ввер-вперёд, округляя спину и наклоняя голову на грудь. Это же упражнение можно выполнять с прыжками вверх-вперёд.

Светлана: Перевороты назад. Переворот назад – фляк – в современных акробатических комбинациях с преимущественным вращением назад – один из основных разгонных элементов. Следовательно, учить надо такому фляку, который позволил бы развить большую вращательную и поступательную скорость. Основу фляка составляют две его тесно связанные части: прыжок назад на руки ( кадры 2-6 ) и прыжок с рук на ноги - курбет ( кадры 6-9 ). Без преувеличения можно сказать, что курбет, как составляющая многих прыжков, в том числе и входовая часть во многие сальто – основа основ прыжковой акробатики. Обучение. А. Исходная база. 1. Умение опускаться в полноценный мост со страховкой, а лучше самостоятельно. 2.Умение быстро отталкиваться вверх и назад со свободным хлёстким махом руками вверх и назад до отказа. Б. Основные упражнения. 1. Прыжок назад-вверх с хлёстообразным махом руками и приземлением на спину на горку поролоновых матов высотой до уровня поясницы. Задача упражнения – научиться двигаться назад и вверх до положения прогнувшись, лёжа на матах. С этой же целью можно выполнять выпрыгивания назад и вверх с поддержкой тренером под поясницу. 2. Из стойки на руках на повышенной опоре прыжок с рук на ноги с мощным подхлёстывающим махом ногами. По мере овладевания движением высота места приземления увеличивается. Основная задача упражнения – научиться делать быстрый мощный курбет. 3. Фляк с места с помощью и страховкой. Тренер поддержит обучаемого одной рукой под поясницу, другой под бедра. Поддержкой злоупотреблять не рекомендуется. Как только спортсмен научится уверенно переворачиваться через голову и приземляться на руки, ему следует приступить к самостоятельному выполнению фляка. 4. Фляк с постановкой рук на пониженную опору и выполнением курбета с высоты. Это упражнение позволяет создать в сознании обучаемого модель элемента. Рекомендуется для начала следующее соотношение высот мест опоры: 0.4 : 0.3 : 0.2 м. В дальнейшем место приземления на руки и ноги следует повышать до нормы. Затруднения в обучении. Замедленное выполнение фляка, гимнаст долго остаётся в позе согнувшись после окончания прыжка. 1. Гимнаст вяло выполняет прыжок назад, делает его низко, ставит руки в стопор. Не освоено упражнение Б-1. нужно вернуться к нему с учётом ошибки. Почувствовать необходимую скорость движения поможет также многократное выполнение упражнения Б-5. 2. Вместо хлёсткого мощного маха ногами в курбете спортсмен пассивно опускает ноги на опору. Мало внимания уделялось упражнениям Б-2,3. Выполняя их, а также упражнение Б-5, надо обращать внимание на быстрый мах ногами к опоре с активным разгибанием туловищем. Медленный фляк в комбинации из серии фляков. 3. Малоактивное перемещение туловища и таза назад-вверх при толчке ногами. При выполнении упражнения Г-2 нужен подчёркнутый уход спины назад и вверх, как бы сдвигая на пути препятствие, при этом мах руками следует выполнять по более высокой траектории. 4. Чрезмерно стопорящая (острая) постановка рук на опору. Мах руками следует выполнять по более высокой траектории, ставя руки «под себя», ближе к месту опоры на ноги. 5. Ранее начало и окончание движений курбета. Внимание исполнителя рекомендуется заострить на более активном движении тазом по ходу фляка, особенно в начале его второй половины, вслед за этим ускорить мах бёдрами и голенями. В. Вспомогательные упражнения. 1. Фляк на батуте с опорой руками на мат, лежащий на сетке, с помощью тренера. 2. Серии фляков на дорожке с применением ПСП с амортизирующими подвесками. Применяется для самостоятельного разучивания как фляка отдельно, так и серии прыжков. Задача – выполнение серии с увеличением скорости перемещения по ходу, не уменьшая высоты фляков.

Светлана: Переворот назад в перекат на грудь ( фляк в упор лёжа ) Этот прыжок можно выполнять с места и в комбинации, завершая её. Отталкиваясь назад и больше обычного вверх, гимнаст должен приземлиться на руки в положение наклонной стойки ( кадр 3 ). Руки надо ставить больше «под себя», воздерживаясь однако, от слишком быстрого вращения. Спортсмен должен выводить плечи вперёд, одновременно с сопротивлением сгибая руки и сохраняя позу прогнувшись вплоть до окончания переката в положение упора лёжа ( кадр 6 ) или в стойку на коленях ( кадр 7 ). В последнем случае, завершая перекат, гимнаст должен с силой оттолкнуться руками.

Светлана: Сальто назад в группировке Этот прыжок можно выполнять с места толчком одной и двумя ногами после рондата, фляка, с разбега, с разнообразными вариантами поз и положений в момент приземления. Выполняя сальто назад в группировке после рондата и фляка, необходимо после стопорящего отталкивания с полным выпрямлением тела без излишнего наклона плечевого пояса назад принять группировку быстрым движением бёдер по дуге вверх и назад. Мах руками на сальто должен быть свободным, но не выше уровня глаз ( кадр 1 ). Во время толчка наклонять голову назад не следует. Руки после замедления маха удерживать на месте ( кадр 3 ) и ждать приближения постоянно сгибающихся ног, с тем чтобы захватить их за колени. Ценится сальто с ранним разгруппировыванием, имеющим вид «выстреливания» ногами в середине третьей четверти сальто.

Светлана: Затяжное сальто назад В отличие от других сальто в этом прыжке мах руками при стопорящем отталкивании выполняется спокойнее, до конца вверх, а затем в стороны ( кадр 4 ). Голову при взлёте следует наклонить на грудь и держать в таком положении во всем всего лёта без группировки. В полёте необходимо возможно дольше сохранять закрытую прямую позу. Скорость вращения по сальто здесь должна быть минимальной. Полёт без группировки надо заканчивать не ранее достижения высшей точки взлёта, после чего спортсмен группируется ( кадр 7 ) и затем выпрямляясь, приземляется.

Светлана: Темповое сальто назад. Этот прыжок связующе-разгонного назначения, выполняемый после рондата, фляка, с места и в соединении. Толчок на сальто выполняется в длину-вверх с быстрым разгибанием туловищем до слегка прогнутого положения тела. Мах делается чуть согнутыми руками, хлёстко, коротко, гимнаст как бы касается сведёнными ладонями лба и быстро вытягивает их вдоль туловища. Руки надо возвращать в положение, удобное для маха на последующий элемент. это движение рук сочетается с резким переходом к сгибанию тела : гимнаст выполняет активный безопорный курбет с движением ног по закруглённой траектории к опоре. Сгибание тела при выполнении курбета можно сравнить с сокращением предварительно натянутой упругой пружины. Сальто выполняется верно, если вращение в полёте происходит как бы вокруг оси плечевых суставов, с быстрым разгибанием туловищем в момент приземления.

Игорь: Сальто назад выпрямившись ( прогнувшись ). Этот прыжок следует считать основным в группе простых сальто как в техническом, так и в методическом плане. Сальто назад выпрямившись можно выполнять после рондата или фляка. Заключительная часть рондата или фляка ( курбет ) перед сальто – вход в него. Спортсмен должен приземляться на носки напряжённых ног под острым углом к опоре – от 48 до 51 град. Начав активное разгибание туловищем ещё при завершении курбета, спортсмен должен продолжить его опорном положении до полного выпрямления тела. Чрезвычайно важно после отталкивания руками быстро выполнить мах ими вверх и несколько назад. Исследования показали, что максимальное торможение маха руками совпадает с касанием носками опоры до конца амортизации. Именно в этот момент спортсмен испытывает наибольшую нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Эффект от маха руками будет ничтожным, если спортсмен медленно разогнётся туловищем при отталкивании ногами. Начало замедления маха руками должно совпадать с полным разгибанием туловища до прямого или слегка прогнутого положения тела. В момент выталкивания гимнаст должен ограничивать продвижение плечевого пояса назад, «не сваливать» плечи. При этом очень важно сохранять округлость туловища, которая контролируется напряжением мышц передней поверхности тела. Выталкивание на сальто целесообразно завершать до пересечения плечевым поясом вертикали опоры. Одновременное активное замедление маха руками и продвижения плечевого пояса назад приводит к передаче вращательного движения нижерасположенным звеньям тела. Руки в полёте надо держать близко к груди, расположив их в одном из трёх положений, по усмотрения исполнителя ( прижав к груди, перед грудью, внизу вдоль туловища ). Предпочтительно сальто, при котором вращение тела происходит как бы вокруг оси, проходящей через область плечевого пояса. Такое видимое вращение «вокруг плеч» - следствие правильных движений при отталкивании и сохранения позы выпрямившись в полёте. При этом спортсмен должен удерживать прямое положение тела или чуть согнуться и вывести руки вперёд, вверх и в стороны, а ногами потянуться назад и приземлиться под острым углом на носки упругих напряжённых ног. Устойчивость приземления достигается упругим сгибанием ног в коленях, а также относительно постоянным наклоном туловища к опоре. Обучение: А. Исходная база. 1. Умение выполнять входные разгонные элементы (рондат, фляк) с высокой скоростью вращения и перемещения. 2. Всевозможные навыки. Вращения назад через голову, в том числе толчком с жёсткой и упругой опоры. Б. основные упражнения. 1. Сальто назад выпрямившись на батуте. Стоя на краю сетки, гимнаст толчком с места выполняет сальто назад с продвижением к центру снаряда. На начальном этапе выполняется с подвижным поясом, а затем и без него. Задача - сохраняя округлость спины и наклон головы вперед (закрытое положение тела) и не допуская сваливание плечевого пояса назад при толчке, добиться достаточно быстрого вращения по сальто назад с прямым телом. Очень важно при подготовительных действиях к отталкиванию сохранить округлость спины и наклонять голову вперед. Отталкиваться рекомендуется с места, без предварительных подскоков, так как на начальном этапе обучения они мешают принять нужную позу с закрытым положением тела. Подготавливаясь к собственно выталкиванию, при приседании следует сохранять вертикальное положение, по возможности не наклонять голени вперед. Чтобы ощутить высокую скорость при сальто, можно в момент вылета слегка сгибать ноги, а по мере овладевания быстрым вращением, сгибание тела сводить к минимуму. При выполнении изучаемого упражнения с поясом, тренер еще перед отталкиванием должен умеренно натянуть трос и сохранять такой «активный» контакт с исполнителем до его приземления. Не следует ослаблять трос в момент приседа спортсмена непосредственно перед толчком. Упражнение можно считать освоенным, если оно выполняется как; места, так и с темповых подскоков без чрезмерного продвижения плечевого пояса назад, с быстрым вращением в полете и приземлением с наклоном округленного тела вперед. 2. Прыжок па батуте вверх и назад как бы в стойку на голове с прямым телом, стараясь приземлиться в стойку вертикально сверху. Упражнение выполняется с подвесным поясом. Задача – делая прыжок, по возможности быстро принять вертикальное положение головой вниз. Таким образом может быть достигнут правильный вылет на сальто с прямым телом. Тренер должен помочь исполнителю оттолкнуться и зафиксировать (удержать) его в положении головой вниз, а затем, если не хватает вращения на сальто, опустить спортсмена на сетку. Постепенно положение «стойки на голове» должно быть проходящим. 3. Серия фляков на эластичной дорожке с места, с увеличивающейся скоростью перемещения. При выполнении с поясом в конце серии можно делать сальто выпрямившись. 4. темповой подскок с места, рондат, фляк, сальто выпрямившись. Начинается с темпового подскока, тренер должен опережать движение спортсмена и сообщать ему добавочную скорость перемещения. 5. Сальто выпрямившись после рондата и фляка на ковре. Упражнение можно считать выученным, если оно исполняется без разбега (вальсет прыжком с места). В. Затруднения в обучении. Замедленная скорость вращения в сальто, спортсмен «зависает» и во второй части сальто сгибается. 1. Несоответствие угла постановки ног в курбете и предварительной скорости перемещения тела. При обычной постановке ног малая скорость в рондате приводит к ослаблению «крутки». В этом случае следует увеличить скорость перемещения тела. Если это невозможно, то постановка ног в курбете должна быть менее стопорящей. 2. Отталкивание на сальто недостаточно мощное. Необходимо возвратиться па эластичную дорожку с ПСП и, увеличив скорость разбега, закрепить навык быстрого сальто выпрямившись в соединении. Сальто выполняется быстро, но весь период полета сохраняется поза полусогнувшись. 3. Спортсмен недостаточно выпрямляется при отталкивании, мах руками заканчивается ниже уровня оси плечевых суставов. Надо довести до совершенства сальто выпрямившись, выполняя упражнения Б-1,3. Вращению с прямым телом могут способствовать контрзадапия: выполнить сальто прогнувшись; выполнить мах руками «за голову» и даже, отталкиваясь вверх «свалить» плечи назад. Вместо сальто выпрямившись гимнаст делает сальто прогнувшись. 4. При отталкивапии гимнаст прогибается, плечи «сваливаются» назад, мах руками слишком высокий. Ощутить прямое положение тела в полете можно с помощью упражнения Б-2. Не обходимо многократно проимитировать мах руками на сальто, стоя на полу. Мах должен быть быстрым, хлестким и не выше 45 градусов от горизонтали плечевых суставов. Завершение должно сочетаться с округлением спины и поясницы, втягиванием живота в себя и полунаклоном головы вперёд.

Игорь: Полёт-кувырок Этот прыжок можно исполнять двумя способами. При первом мах руками в момент отталкивания выполняется встречным движением снизу вперед и вверх (кадры 1, 2). Стопорящий толчок после разбега в совокупности с махом руками вверх и в стороны до отказа и последующим быстрым прогибанием тела с приподнятой головой создают вращение вперед и обусловливают форму прыжка «прогнувшись». Эффективность упражнения зависит от умения возможно дольше фиксировать принятую позу в полете. Приземление должно осуществляться под углом около 30 градусов к вертикали (кадр 7). Наклоняя голову на грудь и сгибая руки, гимнаст делает перекат вперед на спину и завершает упражнение. Отличительной особенностью второго способа является мах руками вниз и назад вдоль туловища с последующим выведением их вперед круговым движением вверх. Поскольку такие движения способствуют большему вращению вперед, стопор при отталкивании должен быть усилен. Основные и вспомогательные упражнения: 1. С разбега прыжок прогнувшись с мостика на горку поролоновых матов на живот. Поверхность горки рекомендуется устанавливать с некоторым наклоном в сторону кувырка. 2. Прыжок прогнувшись в кувырок вперед толчком о мостик, а затем на дорожке. Это упражнение полезно только для овладения первым способом выполнения прыжка. Рекомендуется также прыгать через планку с регулируемой высотой. 3. Прыжок прогнувшись с приземлением на руки тренера и ассистента, стоящих лицом друг к другу взявшись за руки. 4. Полет-кувырок па мягкую, а затем на жесткую опору.

Игорь: Прыжок с поворотом на 360 в кувырок После разбега выполняется стопорящий толчок с вылетом вперед-вверх с округленным телом и ма¬хом руками. Сразу после отрыва от опоры гимнаст должен сделать контр-движение правой рукой чуть в сторону, назад и вниз с одновременным разгибанием в тазобедренных суставах до выпрямленного положения. Указанные действия в совокупности с вращательным импульсом в результате стопорящего толчка приводят к повороту гимнаста па 180 градусов (кадр 4). В это же время левая рука отводится назад, сопровождаемая взглядом спортсмена. Вращаясь далее и разгибаясь еще больше, гимнаст поворачивается на последующие 180 градусов. Причем правой рукой он продолжает движение, начатое при вылете, направляя ее теперь вперед и вверх к голове. Таким образом, к моменту приземления на руки с прямым телом спортсмен успевает выполнить правой рукой полное конусообразное движение вдоль туловища. Такое же конусообразное движение он делает и в тазовопоясничиом отделе в сторону, противоположную повороту. Приземление происходит под углом к вертикали с округлением тела и кувырком вперед. Обучение. А. Исходная база. 1. Полет-кувырок с прямым телом. 2. Пируэт вперед на батуте и с трамплина. Б. Основные упражнения. 1. На батуте. С места прыжок вперед с поворотом кругом и приземлением на спину на мат, лежащий па сетке, или в яму с поролоном. 2. Тот же прыжок (1), но с поворотом на 360 градусов и приземлением в горизонтальное положение лежа па животе. 3. После 2—3 подскоков па сетке прыжок с поворотом па 360° с приходом на руки в положение, близкое к вертикальному. Выполняется па поясе, желательно скользящем. 4. Толчком с батута прыжок с поворотом па 360° в кувырок (в яму). 5. Трамплин - яма. Упражнения 1-4. То же с разбега толчком о рейтеровский мостик. 6. То же на дорожке и ковре с помощью тренера.

Игорь: Твист в группировке Курбет рондата или фляка должен закапчиваться стопорящей постановкой ног с очень быстрым разгибанием тела па опоре, которое следует начинать возможно раньше, продолжая поворот вокруг продольной оси. При исполнении твиста поворот надо выполнять в ту же сторону, что и в рондате. Поворот должен быть своевременным и начинаться во второй части отталкивания ногами (но не раньше). Ведущими частями тела в повороте являются плечевой пояс, голова и руки. Нежелательно утрированное скручивание тела при повороте; поворачиваясь, необходимо сохранять упругую жесткость в тазово-поясничном отделе и возможно быстрее подключать к повороту также и ноги. Важной деталью техники является мах руками, выполняемый вверх и несколько назад так, чтобы к его концу обе руки были максимально приближены к голове (прижаты к ушам, кадр 3). Этот мах должен быть одинаково активным как вверх, так и в сторону поворота. При отталкивании не следует наклонять голову назад. Спортсмен взглядом сопровождает движение плеча, одноименного повороту, как бы «смотря под мышку». Поворот должен закончиться (точнее - резко замедлится) сразу за опорной вертикалью при минимальном вращении тела по сальто (кадр 5). Поворот плавно переходит в движение руками и плечевым поясом но дуге вперед и вниз, как бы через препятствие. Во вращении по сальто субъективно ведущим движением становится в этот момент округление поясницы. После поворота рекомендуется не сгибать ноги возможно дольше, вплоть до приближения к ним плечевого пояса и рук. Группироваться надо сгибанием ног и захватом руками голеней сверху (кадр 8). Вращение вокруг поперечной оси реализуется после выполнения поворота с увеличенной угловой скоростью за счёт группировки. Разгруппировка начинается в третьей четверти сальто (кадр 10); руки при этом выводятся вперед и в стороны. Обучение. Твист, выполняемый с полным поводом до группировки, высоким взлетом, быстрой группировкой и полным разгибанием перед приземлением, — профилирующий прыжок этой группы упражнений. Ниже описано обучение твисту с воротом налево. А. Исходная база. 1. С места или после рондата или фляка прыжок вверх и назад с попоротом кругом в кувырок вперед. Прыжок должен быть высоким, с округленной спиной и поясницей. 2. Сальто вперед в группировке с небольшого разбега. Б. Основные упражнения. С места вальсет, рондат, фляк и прыжок вверх с поворотом кругом. Тренер поддерживает гимнаста спереди под грудь. Повторяя упражнение, следует (добиваться движения, подобного прыжку дельфина. На нисходящей части траектории гимнаст может сгруппироваться. 2. С разбега рондат, фляк и твист с приземлением па горку поролоновых матов пли в поролоновую яму. Страховать же, как при сальто вперед; правой рукой поддерживать гимнаста у пояса, левой — подкручивать под спину во второй половине сальто. В. Затруднения в обучении. Вынужденная чрезмерно ранняя группировка. 1. Не освоено отталкивание с поворотом кругом. Спортсмен не владеет или суверенно выполняет упражнение А-1. Необходимо с помощью упражнений -2,3 довести до совершенства упражнения Г-4,5. 2. Толчок недостаточно мощный, гимнаст уходит с согнутых ног, высота полета недостаточна. Необходимо отработать упражнения Г-10,12. Недостаточное вращение по сальто, спортсмен, приземляясь па ноги, падает назад. 3. Чрезмерно стопорящее отталкивание при недостаточной скорости перемещения. Необходимо или ускорить разбег, или (что менее желательно) уменьшать стопор при толчке. 4. Гимнаст медленно группируется или чрезмерно разделяет поворот и группирование. Необходимо отработать более быструю группировку сначала на трамплине с поясом, затем в комбинации па дорожке. Гимнаст заранее разворачивает стопы в курбете перед толчком на твист. 5. Недостаточно освоена техника поворота. Необходимо регулярно повторять упражнения Г-1,2,3. Потеря равновесия с продвижением вперед после приземления. 6. Излишняя скорость перемещения по ходу прыжка после толчка ногами, гимнаст слишком отталкивается в длину, отбрасывая плечи назад. Необходимо усилить стопорящее отталкивание, не допуская прогиба тела в толчке и требуя при махе руками возможно шире разводить лопатки (предотвращает излишнее прогибание тела при отталкивании) . Г. Вспомогательные упражнения. Имитационное упражнение: 1. Стоя на полу спиной к основному направлению, быстрые, хлесткие махи руками вверх, к ушам. Спина округлена, лопатки разведены. 2. Стоя па полу, мах руками (как и в упражнении 1) с поворотом кругом на носках без переступания. Окончание поворота должно согласовываться с завершением маха руками и округлением туловища. Кисти рук в конце маха рекомендуется соединять. Ягодичные мышцы напрягать, спину закреплять. 3. Стоя па полу спиной к гимнастической стенке (в 1,5 шага от нес), мах руками вверх с поворотом кругом и, теряя равновесие, опереться руками о стенку. В конечном положении тело располагается под углом 45 градусов. Обязательно соблюдать условия, указанные в упражнении Б-2. 4. Из стойки руки вверху (прижаты к голове) кувырок прыжком через препятствие (рулон дорожки). Руки посылать по дуге вверх, вперед, вниз, сохраняя округлость спины на протяжении всего упражнения. 5. Стоя спиной к горке из двух поролоновых матов, мах руками с поворотом кругом, толчком ног кувырок вперед (соблюдая условия задания А). Следует постепенно попытать горку матов до максимума, а затем, понижая её, довести упражнение до 3/4 сальто на спину. 6. На трамплине (батуте). Из стойки спиной к матам мах руками вверх, прыжок вверх-назад с поворотом кругом и, приземляясь на ноги, кувырок вперед. 7. То же, что Г-1, но сразу кувырок вперед без опоры на ноги. Для этого упражнения следует настелить горку матов до уровня пружинящей доски трамплина. 8. Твист с подвесным универсальным поясом. При переходе к выполнению твиста без пояса следует проделать серию «настроечных» прыжков с поворотом на 180 градусов с помощью тренера, который должен стоять на матах лицом к трамплину. 9. Твист с трамплина с проводкой. На дорожке (ковре) со скользящим поясом. 10. С разбега рондат, фляк и прыжок вверх с поворотом кругом с поддержкой исполнителя тренером под грудь иди в области таза. 11. С разбега толчком о мостик затяжное сальто вперед в группировке. 12. С разбега рондат, фляк и твист. Сальто вперед следует выполнять возможно позже с предварительным четким поворотом на 180 градусов.

Игорь: Сальто боком в группировке или согнувшись ноги врозь после рондата или фляка Курбет перед толчком па сальто (кадры 5-7) надо делать но закругленной траектории на упруго-жесткне ноги. Поворот вокруг продольной оси выполняется одновременно с отталкиванием. Поворачиваться надо всем толом при ведущей роли в повороте рук и плечево¬го пояса. Округляя в момент толчка туловище (втягивая живот), гимнаст должен очень быстро, хлестко взмахнуть руками вверх и в сторону поворота, причем левой рукой (при повороте налево) мах надо делать вдвое быстрее, чем правой. К моменту потери связи с опорой (кадр 8) гимнаст успевает выполнить большую часть поворота (60-80 градусов). При повороте налево во время вылета он продолжает энергичное движение левой рукой сверху по широкой дуге в сторону и вниз и ноге. Мах другой рукой спортсмен направляет вверх и затем возвращает ее вниз к одноименной ноге. Одновременно с опусканием рук происходит разведение ног с последующим принятием группировки с согнутыми или прямыми ногами (с захватом руками ног под колени). Начало группировки недопустимо, пока по выполнен поворот на 90 градусов. Группируясь, спортсмен должен стремиться развести ноги как можно шире, приближая колонн к плечевым суставам. При этом туловище надо округлять и, разводить лопатки, наклонять голову вперед: такие действия способствуют увеличению «крутки». Сальто боком может быть выполнено в переход, с последующим переворотом в сторону, рондатом или с таким же сальто. Обучение. А. Исходная база. 1. С 2-3 шагов сальто боком махом одной и толчком другой. 2. Сальто назад в группировке после рондата. Б. Основные упражнения 1. Из положения стоя на полу спиной к основному направлению мах руками в стороны-вверх и дугами наружу вниз одновременным поворотом на носках на 90 градусов. Мах руками надо выполнять быстро, хлестко, слитно с поворотом, при этом мах рукой, одноименный поворот; направляется вверх и в сторону поворота вдоль головы (касаясь уха). Это упражнение следует повторять регулярно, многократно, включая его в разминку. 2. Кувырок боком через барьер (горка матов или рулон акробатической дорожки из войлока). Вначале следует повторить кувырок боком из стойки боком в избранную сторону. Затем надо постепенно приближать исходное положение к стойке спиной к основному направлению и увеличивать высоту препятствия. 3. Прыжок вверх и назад с поворотом па 90 градусов в кувырок боком после рондата, фляка. Выполняется в яму или на поролоновые маты. В первых подходах после поворота, входя в кувырок, можно слегка коснуться дорожки первой опорой ногой. 4. Сальто боком после рондата, фляка. Упражнение выполняется с умеренного разбега, но с активными действиями при рондате, фляке. Необходимо давать гимнасту установку на полный поворот па 90 градусов перед сальто. Можно установить ориентир для поворота. Для страховки тренер при повороте должен стоять со стороны спины спортсмена. Если поворот выполняется налево, то правой рукой тренер подхватывает исполнителя под поясницу слева и помогает (если необходимо) в момент отталкивания. Во второй половине сальто тренер подхватывает гимнаста за поясницу двумя руками и контролирует приземление. Первые самостоятельные прыжки рекомендуется выполнять с приземлением в поролоновую яму. В. Затруднения в обучении. Форма прыжка искажена, спортсмен выполняет нечто среднее между сальто боком и сальто назад, падает назад после приземления. 1. Не освоен поворот па 90 градусов при отталкивании. Надо возвратиться к упражнениям Б-1,2,4 и прочно овладеть ими на батуте, трамплине, обращая внимание прежде всего на быстрый, четкий поворот. Полезно повторять курбет толчком с повышенной опоры в отскок с поворотом на 90 градусов и последующим кувырком боком. 2. При отталкивании плечи «сваливаются» назад. Рекомендуется, выполняя сальто боком, по возможности ограничивать перемещение плечевого пояса по ходу прыжка в конце отталкивания. При толчке и повороте не следует выпускать из поля зрения носки ног и округлять при этом спину, втягивая живот. Гимнаст недокручивает сальто, натыкается на ногу, падает набок. 3. Недостаточно мощное отталкивание ногами с медленным разгибанием туловищем. Необходимо многократное повторение курбета толчком руками с повышенной и обычной опоры, с мощным отскоком вверх. Совершенствуя упражнения Б-5, Г-3,4, следует сосредоточиться па быстром разгибании туловищем при толчке, махе ногой в сторону-вверх при вылете с последующим быстрым принятием группировки. 4. Неплотная группировка, гимнаст вращается замедленно. Повторяя сальто боком на снарядах и на дорожке, необходимо стараться «растянуть» руками ноги в стороны пошире, приблизить их к плечам. Приземление неустойчивое, спортсмен продолжает двигаться, по ходу прыжка. 5. Быстрый разбег со «сваливанием» плеч при толчке, как следствие - излишняя скорость горизонтального перемещения. Не уменьшая скорости разбега, увеличить стопорящий эффект отталкивания. Лишь в крайнем случае сни¬зить интенсивность движений в целом. 6. При достаточной высоте сальто «вторая» опорная нога ставится близко к «первой», в узкую стойку, неустойчивое положение. Повторяя упражнение Б-5, следует делать при приземлении широкий шаг по ходу движения. Полезно освоить разгруппировку «выстреливанием» дальней ногой с широким шагом ею в сторону (с приземлением на мягкую опору). Г. Вспомогательные упражнения. 1. На батуте с поясом и без него. Стоя па краю сетки, толчком с места прыжок назад и вверх с поворотом па 90 гадусов в кувырок боком в поролоновую яму. 2. На трамплине. Выполнять упражнение Г-1 с поясом и без него. Опыт ведущих спортсменов-акробатов показывает, что трамплин является важнейшим вспомогательным снарядом для овладения большинством разновидностей сальто боком. 3. Имитационное упражнение для разучивания сальто боком махом одной и толчком другой ногой. Исходное положение: стоя в небольшом выпаде левой лицом к гимнастической стенке, правая рука в положении замаха спереди, левая сзади - толчком левой и махом правой с одновременным разнонаправленным махом руками в стороны и вверх прыгнуть на стенку и опереться о нее левой рукой в крайнем верхнем положении.

Игорь: КОНЬ МАХИ Информация взята из учебника «Гимнастическое многоборье. Упражнения на коне. М.: Физкультура и спорт, 1980». Автор Б.В. Маслов, под редакцией Гавердовского. Скрещения Прямое скрещение Из упора левой скрещение вправо. При скрещении вправо в крайней точке маха вправо одновременно выполняется два встречных перемаха левой вправо-назад и правой вперед. Они получаются благодаря повороту тазового пояса налево (рис. а,кадры 14—19). Мах вправо в упоре левой такой же, как и при размахивании. С началом торможения маха «ведущей» правой ногой гимнаст отталкивается правой рукой (рис.б, кадр 2) и, продолжая отводить правую ногу и туловище от опорной руки, поворачивает таз налево. Левая нога перемещается вправо и назад, а правая устремляется вперед (рис. а, кадры 14—19). Как только ноги пройдут над снарядом, быстро вернуть правую руку на опору, опережая опускание ног (рис.а, кадры 19—23). Скрещение влево выполняется точно так же, являясь как бы зеркальным отражением скрещения вправо. Взаимное перемещение звеньев тела наглядно прослеживается на траекториях движения точек, а основное направление совершенствования техники видно из сравнения рис. а и б. Обучение (все упражнения выполняются в обе стороны). А. Исходная база. 1. Размахивание в упоре верхом. 2. Перемах правой из упора. 3. Перемах левой вправо-назад из упора верхом левой. Б. Основные упражнения. 1. На тренажере или комбинированном снаряде несколько скрещений подряд без взмахов «ведущей» ногой, только за счет колебательного движения всем телом и изгибания в стороны. 2. На коне с ручками проводка с фиксацией позы в середине ООФ. 3. То же, что 1, но «в полной координации». 4. На коне с прыжка мах вправо, перемах левой, скрещение вправо, мах влево, перемах правой назад, мах влево. 5. Перемах левой, скрещение вправо, перемах правой влево-назад, перемах правой и т. д. б. Перемах левой, два скрещении, мах вправо, перемах левой назад. В. Затруднения в обучении. Наиболее трудной задачей оказывается доведение подъема «ведущей» ноги и размаха колебания всего тела до возможного предела- близко к стойке на руках. Для ее решения надо знать, чем отличаются высоте и широкие скрещения от низких и куцых. Чем качественнее выполнены скрещения, тем больше угол отведения туловища от опорной руки в ООФ и угол отведения «ведущей» нога от туловища (рис.б кадр 3). Для достижения большего подъема «ведущей» ноги требуется сообщить ей большую скорость и поддерживать ее как; можно дольше. При этом длительность всего упражнения увеличивается в основном за счет ООФ, а ДОФ практически постоянна. Г. Вспомогательные упражнения Серии темповых скрещений. Гимнаст-мастер должен уметь выполнять в серии но 30- 40 скрещении.

Игорь: Обратные скрещения Из упора правом обратное скрещение вправо (рис. 47). Мах вправо как при размахивании, но с предельно быстрым приведением левой ноги (кадры 1-5). Как только правая рука станет мешать дальнейшему развитию маха, ее следует отпустить и тут же сильно взмахнуть правой ногой через сторону вверх (кадры 7-9). Усилием левой руки не допускать завала плечевого пояса влево. Во время торможения подъема вправо ноги, слегка поворачивая таз направо, выполнить встречные перемахи. Притормозив перемещение ног поперек снаряда и придерживая их опускание, быстро вернуть правую руку на опору. В этот момент вся нижняя часть тела должна быть максимально отведена вправо. Из анализа траектории ступней и головы видно, что плечевой пояс реактивно перемещается влево только в фазе активного маха, до отпускания руки (кадры 1-7), а затем направляется навстречу ногам. Обучение. А. Исходная база. 1. Размахивание в упоре верхом левой, 2. Из упора сзади перемах левой назад. 3. Из упора верхом перемах правой влево в упор сзади. Б. Основные упражнения. 1-3. Те же упражнения, что и для прямого скрещении, но вместо прямых скрещений - обратные. 4. На коне с ручками перемах прапой, мах влево, обратное скрещение вправо, мах влево, мах вправо, обратное скрещение влево, перемах правой назад. 5. То же, что 4, но несколько скрещений подряд. В. 3атруднения в обучении. Малая высота подъема ног и недостаточная амплитуда колебаний всего тела. Необходимы усиление взмаха «передней ногой» и более жесткая фиксации плечевого пояса отводящими усилиями опорной руки в ООФ. Раннее выполнение встречных перемахов, слишком широкое разведение ног в переднезаднем направлении, потеря продольного направления маха; в КП туловище оказывается прижатым к опорной руке (рис. 47, кадр 17). Вернуться к А, 3, Б, 1-3.

Игорь: Маятникообразные махи с переходами Выполняя маятникообразпые махи, можно с помощью поочередных или одновременных перехватов рук переместить тело вдоль оси снаряда без поворота на соседнюю часть коня. Для этого мощным броском нужно направить ноги в сторону, подкрепляя его давлением на опору в противоположном направлении. Пользуясь реактивным ускорением движения туловища вслед за ногами, после их торможения переставить руки на новое место опоры. Прямые скрещения с переходами прыжком Из упора левой скрещение вправо с переходом вправо прыжком в упор правой на крупе и правой ручке (рис. 48) (83-125). В отличие от обычного скрещения акцент в броске правой ногой и ее торможение происходят раньше, а усилия рук направлены больше влево, чем книзу (кадры 1-2). По достижении правой ногой горизонтального положения правая рука снимается с опоры (кадр 3) и сразу вслед за этим гимнаст отталкивается и левой (кадр 4). Продолжая действия нижней частью тола и ногами, как при обычном скрещении, гимнаст захватывает левой кистью правую ручку (кадр 1). Только после достижения прочной опоры на левую руку начинается опускание ног (кадр 7) и правая рука ставится на круп, полностью опущенная в плечевом суставе (кадр 8). Обучение. А. Исходная база. 1. Темповые скрещения на ручках с акцентрированными взмахами «ведущей» ногой, почти теряя равновесие в сторону маха ногами. 2. Темповые скрещения в упоре верхом на крупе и ручке. 3. Из размахивания в упоре верхом левой на ручках махом вправо перескок в сед верхом левой на крупе и ручке. Б. Основные упражнения. 1. Из упора стоя имитация действий руками. 2. Из размахивания в упоре махом вправо перескок в упор на крупе и ручке с помощью. 3. Из размахивании в упоре верхом левой перемах левой вправо-назад с перескоком в упор на крупе и ручке к соскок. 4. На тренажере скрещение вправо, скрещение влево, скрещение вправо с перескоком; то же на ноне с помощью. 5. Перемах правой, скрещение влево, скрещение вправо с перескоком в упор верхом вправо на крупе и правой ручке, мах влево. В. 3атруднения в обучении. Ранний отрыв руки от левой ручки. После отпускания правой ручки усиливать давление на левую ручку, стремясь отвести все тело за правую ручку. При захвате правой ручки после перескока левая рука не должна испытывать перегрузки, так как перемещение вправо еще продолжается.

Игорь: Обратные скрещения с переходами прыжком Из упора правой скрещение вправо с переходом вправо прыжком и упор левой и на крупе и правой ручке (рис. 49) (83-125). Мах вправо в упоре верхом, как и для скрещения на ручках, но усилиями рук гимнаст стремится удержать плечевой пояс от перемещения влево (кадры 1-2). А сразу за отталкиванием правой рукой, усиливая мах правой ногой в сторону, продолжает увеличивать давление левой па опору (кадры 3-4). В момент торможения ног справа, пользуясь реактивным перемещением туловища вправо, гимнаст отталкивается и левой рукой (кадр 4), переставляя ее на правую ручку (кадры 5-6). Закончив встречные перемахи и продолжая отодвигаться от левой руки вправо, гимнаст опускает правую руку на круп (кадры 7-5). Обучение. А. Исходная база. 1. Темповые обратные скрещения на руч¬ках, увеличивая плечетуловищный угол в ООФ до предела. 2. Из упора верхом правой на ручках махом вправо перескок в упор на крупе и правой ручке. Б. Основные упражнения. 1. На тренажере из упора правой скрещение вправо с перескоком. 2. Из размахивания в упоре правой скрещение вправо с перескоком вправо в сед. 3. На тренажере из упора правой скрещение вправо, скрещение влево, скрещение вправо с перескоком в упор левой на крупе и ручке, перемах левой назад. 4. То же, что 3, но на коне с ручками с помощью при перескоке.

Игорь: Обратные скрещения с переходом из упора ноги врозь на ручке Из упора верхом на левой ручке, левая рука на шее коня перемах левой назад с перехватом на ручку обратное скрещение вправо в упор левой на ручках (рис. 50) (41-83). В и.п. правая ладонь на передней части ручки (кадр 1). Поднять обе ноги вперед и повернуть тазовый пояс налево (кадр 2). Как только левая нога приблизится вплотную к руке, быстро перехватиться левой рукой за ручку, оставляя ноги поднятыми слева от опоры (кадры 2-3). Плечевой пояс удерживать перед опорой, а таз прижать к рукам. Нажимая обеими руками на ручку, сильно взмахнуть обеими ногами вправо и назад вдоль коня (кадр 4). С началом торможения подъема ног оттолкнуться правой рукой и поворотом тазового пояса направо выполнить встречные перемахи (кадр 5), продолжая отодвигаться вправо. Слегка сгибаясь, удерживать ноги от быстрого опускания, чтобы поставить правую ладонь на правую ручку, пока ноги еще достаточно высоко справа от опоры (кадр 6). Обучение. А. Исходная база. 1. Из упора левая на шее, правая па левой ручке перемах левой, перемах правой вне, перемах левой назад с перехватом левой за ручку, перемах правой назад с перехватом правой за правую ручку. 2. Темповые обратные скрещения. Б. Основные упражнения. 1. То же, что А, 1, но вместо перемаха правой назад обратное скрещение с помощью. 2. То же, что Б, 1, но самостоятельно.

Игорь: Скрещения с поворотами кругом Прямые скрещения с поворотом кругом Выполняются чаще всего на ручках, причем одиночные. Но нужно уметь их выполнять также на теле и ручке. В совершенстве овладеть техникой скрещении с поворотами можно только па базе темповых широких скрещении на ручках. Из упора левой скрещение вправо с поворотом налево кругом (рис. 51) (82-40-82). Принимая и.п., перемахом левой из упора оставить свободной переднюю часть ручки. Мах вправо, как для скрещении без поворота, но с началом торможения подъема ног начать поворот налево (кадры 1-2). Оттолкнувшись правой рукой, продолжать отведение туловища от левой руки и подъем ног. Закончить поворот налево в упор поперек на ручке с прогнутым телом (кадр 3). Нажимая руками на ручку вперед и книзу, стараться сохранить это положение и после отталкивания левой для перехвата ею на свободную ручку (4-5). В этот момент следить только за перехватом, не форсируя завершение поворота. Обучение А. Исходная база. 1. Широкие темповые скрещения с полным разгибанием в тазобедренных суставах и фиксацией этого положения во второй половине ООФ. 2. Из размахивания в упоре перемах правой с поворотом налево кругом. Б. Основные упражнения. 1. Из упора левой имитация скрещения вправо с поворотом кругом. 2. Проводка. 3. Перемах левой, скрещение вправо с поворотом налево в упор поперек на ручке ноги врозь прогнувшись. 4. То же, что 3, и перехват левой на свободную ручку. 5. Перемах левой, скрещение вправо с поворотом кругом, перемах правой. В. Затруднения в обучении. Преждевременный поворот. Гимнаст остается согнутым и заканчивает упражнение в вертикальном положении в остановку. Гимнаст не фиксирует прогнутое положение поперек на ручке, рано снимает левую руку с опоры, не упираясь как следует правой. Слишком широко разводятся ноги в упоре поперек. Возвращаясь к Б, 2, заучить схему ритмичного рисунка: взмах ведущей ногой - торможение с разгибанием - попорот и фиксации прогиба в упоре поперек - перехват левой не сгибаясь.

Игорь: Обратные скрещения с поворотом кругом Из упора правой скрещение вправо с поворотом налево кругом (рис. 52) (82-40-82). Уже в начале маха вправо обеими ногами начать поворот налево так, чтобы его направление было больше назад, чем о сторону (кадры 1-2). Переставив правую руку на левую ручку, продолжить движение ногами с поворотом тела налево и акцентировать отведение левой ноги (кадры 3-4). В момент ее торможения близко к верхней точке подъема оттолкнуться левой рукой и, закончив встречные перемахи, перехватить на свободную ручку (кадры 5-6). В процессе перехвата не отводить таз назад, чтобы сохранить продольное направленно маха. Обучение. А. Исходная база. 1. Высокие и широкие темповые обратные скрещения. 2. Из упора поперек ноги врозь на ближней ручке махом назад скрещение с поворотом налево кругом в упор правой на крупе и левой ручке. Б. Основные упражнения. 1. Из упора правой проводка. 2. На тренажере (см. рис. 5) несколько скрещений с поворотами из размахивания или на коне с ручками из размахивания в упоре правой скрещение вправо с поворотом налево кругом с помощью. 3. Из размахивания в упоре правой скрещение вправо с поворотом кругом и мах вправо. 4. То же, что Б, 3 и перемах правой назад или скрещение вправо. В. Затруднения в обучении. В момент перехвата правой рукой прерывается мах вдоль тела коня. Раннее сгибание и отведением таза назад. Повторная фиксация упора поперек на ручке ноги врозь. Первую половину поворота гимнаст делает сам. Рис.5 Тренажёр

Игорь: Двойные скрещения с поворотом кругом При скрещениях с поворотом кругом можно дважды сменить положение ног встречными перемахами в одной крайней точке маха. Получается сначала прямое скрещение с поворотом на 90 градусов и тут же обратное скрещение с поворотом. Перехваты могут быть поочередные или одновременными (прыжком). Первый обеспечивает большую надежность и способствует достижению большей высоты подъема ног. А при повороте прыжком отталкивание руками болев мощное и готовит к освоению перескоков с поворотами. Двойное скрещение с попоротом кругом прыжком (из упора левой скрещение вправо с поворотом кругом и двойной сменой положения ног, прямое в обратное, рис. 53) (82 -110-82). Мах вправо и начало поворота, как при скрещении с поворотом (см. рис 51). Но здесь перехваты прыжком, сходные с оберучным поворотом на брусьях. После взмаха правой в сторону и ее резкого торможения отпускается правая ручка (кадр 2) и гимнаст начинает поворот налево. Перед дохватом правой за левую ручку отталкивается и левой (кадр 3-4). Опираясь па правую руку, гимнаст продолжает поворот тазового пояса налево с отведением левой ноги в сторону и назад. При вторичной смене положения ног особенно важно сохранить продольное направление маха, не согнуться. Обучение на базе хорошего владения скрещением с поворотом кругом и обратным скрещением с поворотом из упора поперек ноги врозь на ручке. Вспомогательное упражнение. Из седа верхом левой на крупе с хватом обеими руками за правую ручку, имитации действий ногами с помощью партнера.

Игорь: Скрещения с поворотами и переходами прыжком Из упора левой скрещение вправо с переходом вправо прыжком и поворо¬том налево кругом в упор левой на крупе и левой ручке (рис. 54) (81- 123). Мах вправо, как для скрещения с перескоком (рис. 48, кадры 1-2). После отталкивания правой рукой продолжить отведение всего тела вправо и туловища от левой руки и начать поворот налево, разгибаясь в тазобедренных суставах и поворачивая таз налево. Оттолкнувшись левой рукой (кадр 5), закончить попорот налево на 90 градусов и поставить правую руку на ближнюю ручку (кадр 4). Отводящим усилием правой руки поддержать перемещение тела в сторону края коня (кадр 5). Закончив поворот налево кругом и удерживая прогиб, поставить левую ладонь на середину крупа (кадр 6). Обучение. А. Исходная база. 1. Скрещение с поворотом кругом (см. рис. 51). 2. Скрещение с перескоком (см. рис. 48). Б. Основные упражнения. 1. Проводка или имитация перехватов и поворота. 2. Упражнение в целом на тренажере. 3. Скрещение с перескоком и без опоры о тело коня, поворот в упор поперек на ручке ноги врозь, поворот в сед верхом па теле. 4. То же, что Б, 3. но в упор верхом.

Игорь: Скрещения с поворотом и перескоком в разноимённую сторону Из упора левой скрещение вправо с переходом влево прыжком и поворотом налево кругом в упор левой на шее и правой ручке (рис. 55) (81-25). Выполняя мах вправо, увеличить смещение плечевого пояса, загружая левую руку (кадр 1). В момент торможения подъема ног оттолкнуться правой рукой и, поворачиваясь налево, направить ее на шею коня (кадр 2). Не дожидаясь касания правой руной тела коня, оттолкнуться левой (кадр 3). Закончив поворот на 90 градусов налево, поставить правую ладонь, на середину шеи и сразу вслед за перемахом левой над ручками поставить левую руку па ручку не сгибаясь (кадр 4). Обучение. А.Исходная база. 1. Скрещение с поворотом кругом. Б. Основные упражнения. 1. Имитация поворота и перехватов. 2. Проводка. 3.Скрещение с перескоком в разноименную сторону. 4. Все упражнение, но с поздним перехватом левой.

Игорь: Круги двумя без поворотов и переходов Особенности техники всех круговых движений двумя ногами (кругов продольно и поперек, кругов с переходами, выходов и входов, кругов прогнувшись, кругов с винтами) определяются перпендикулярным направлением главных взаимодействующих сил. Момент силы тяжести тазового пояса стремится опустить тело гимнаста в вертикальное положение, прижимает к снаряду. Усилиями рук и плечевого пояса гимнаст противодействует этому опусканию. Прямое тело принимает наклонное положение, из которого ему сообщается ускорение по горизонтали. Поочередно отталкиваясь руками, гимнаст поддерживает круговое движение вокруг центра масс (ЦМ) тела, расположенного над центром площади опоры. Характер этого взаимодействия постоянен независимо от фазы опоры и положения тола и пространстве. Поэтому скорости движения; линейные - точек тела и угловые - звеньев то же довольно постоянны по величине, а ритм действий плавный, без резкой смены ускорений и торможений. Особенности разучивания. Все круговые движения разучиваются преимущественно целостным методом. Облегчение условий выполнения достигается применением тренажеров, дополнительных снарядов и приспособлений: грибков, козла с одной и двумя ручками, коня без ручек, низкого коня (рис. 5) . Обучение начинается с формирования базового навыка вращательного движения прямого тела на прямых руках вокруг ЦМ на «круговом» тренажере (рис. 5, а, б). Если в зале нет тренажера, применяется кружение в висе па кольцах, перекладине, в упоре па руках на брусьях; над козлом без ручек. Первое ознакомление с движением и целом на основном снаряде осуществляется проводкой. Следующим этапом является непосредственное разучивание модельной техники кругов двумя в облегченных условиях: на тренажере «с разгрузкой» (рис. 5, в), на грибке (рис, 5, г), козле без ручек. После уверенного выполнения на грибке или козле без ручек не менее десяти темповых кругов прямым телом в ровном произвольном темпе можно приступать к разучиванию разновидностей кругов, начиная с кругов поперек. Вся комплексная подготовка гимнастов на коне складывается из круговой и маховой, которые дополняются разучиванием ограниченного числа переключений с кругов на махи и обратно и соскоков. Важнейшей и наиболее объемной частью комплексной подготовки, является круговая. Модельная техника кругов двумя предлагается на примере круга двумя на ручках. Здесь опорные условия и симметричность положения гимнаста наиболее благоприятны для управления широким круговым перемещением тела в упоре. Остальные круги продольно отличаются от модельных незначительно. Специфика их определяется в основном характером опоры, местом хвата, а также относительной величиной препятствий для движения ног по горизонтали. Рис 5.а,б,г,д,е

Игорь: Круг двумя в упоре продольно на ручках Круг двумя на ручках продольно - базовое упражнение для всей последующей круговой подготовки гимнаста. В комбинациях он встречается в разнообразных соединениях с другими движениями как круговыми, так и маятникообразными. Но наиболее эффектно воспринимается находясь в середине серии темповых кругов, выполненных на высокой скорости. Пользуясь действием центробежных сил, при ускорении вращения гимнаст добивается увеличения радиуса и высоты траектории движения стоп (рис. 6, б). Стабилизируется прямая осанка. Форма траектории приближается к окружности. Полный цикл вращения при круге (вправо-назад) состоит из двух круговых перемахов: из упора сзади вправо-назад в упор (рис. 6, а; кадры 1-5) и из упора влево в упор сзади (кадры 6- 10). Действия гимнаста для каждого перемаха распределены по двум фазам опоры: первая ДОФ (двухопорная фаза) – мах в упоре сзади (кадры 1-3) переходит в первую ООФ (одноопорная фаза) - перемах назад при опоре на левую руку (кадры 4-5). Действия во во второй ДОФ – мах в упоре ( кадры 6-8) – готовят перемах вперёд на правой (кадры 9-10), который составляет содержание второй ООФ. Все эти действия логически взаимосвязаны в плавном круговом движении. В и. п. (рис. 6, а, кадр 1) все тело вытянуто влево-книзу вдоль коня. Отсюда гимнаст ускоренно направляет всю нижнюю часть тела вправо по кругу, увеличивая давление на опору обеими руками, особенно правой, книзу и влево. При этом таз слегка поворачивает налево (кадры 2-3). При прохождении телом среднего положения в упоре сзади скорость движения ног и величина давления па опору достигают максимума. Правая рука не снимается с опоры, пока таз не окажется перед правой кистью (кадр 4). Оттолкнувшись правой рукой, гимнаст продолжает отводить прямое тело назад (кадр 5) и быстро возвращает правую руку на опору (кадр 6). В упоре продолжается ускоренное перемещение тазового пояса влево по кругу с нажимом па опору обеими руками, особенно левой (кадры 7-8). И здесь максимум скорости и давления на опору приходятся на середину фазы (кадр 7). Как и при махе в упоре сзади, тазовый пояс поворачивается налево (кадр 8). Чтобы избежать сгибания тела при ускорении маха в упоре, гимнаст стремится довести разгибание до прогибания и в этой позе заканчивает круг (кадр 10). После отталкивания левой, пользуясь торможением ног, гимнаст стремится еще больше продвинуть таз вперед и быстро переносит левую руку за бедро. Обучение. А. Исходная база. 1. Выполнение не менее десяти кругов прямым телом и с правильным ритмом и темпом на круговом тренажере (см. рис. 5, а, б). То же на комбинированном снаряде (см. рис. 49,6). Б. Основные упражнения. 1. Круги двумя на тренажере с частичной разгрузкой (см. рис. 5, в), или на тренажёре Польского, или провока на коне с ручками (если нет тренажёров). 2. Круги двумя на грибке (см. рис. 5,г), если нет грибка - на козле без ручек или с ручками. 3. На укороченном коне с прыжка или после перемаха одной вне и назад круг двумя в соскок. В случае удачного выполнения увеличивать количество кругов в подходе до 10. 4. То же, что 3, но на коне с ручками; непосредственно перед первым подходом повторить Б, 1 или Б, 2. В. Затруднения в обучении. При выполнении В,2 круговое движение не получается. Обучить наскоку на грибок с отставанием ног от движения таза сразу после отталкивании ногами. Встать сзади и придержать ноги гимнаста сразу после отскока, и затем пронести их по широкой дуге. При выполнении В,2 перемах назад с «рывком тазом». Пронести ноги гимнаста по правильной траектории маха в упоре сзади и зафиксировать прогнутое положение тела перед отпусканием одноименной рукой опоры. Если не поможет, предложить выполнение кругов прогнувшись. На грибке, с низким положением спины ( в «висячем упоре»). При выполнении В,2 при перемахах вперед ноги гимнаста «заносит» в направлении вращения. Раннее ускорение движения ног из упора со сгибанием. Этим провоцируется раннее отталкивание. Нарушается устойчивость вращения. Повторить проводку по маху в упоре с фиксацией граничной позы перед отталкиванием (ноги гимнаста придержать, а таз подтолкнуть вперед до пригибания). «Хромающий» ритм кругов. Неравномерная загрузка рук, с самого начала маха в упоре тяжесть тела остается на опорной руке и поэтому толчковая «не работает». Посоветовать гимнасту больше загрузить одноименную руку. С этим заданием повторить сначала Б, 1-2. Перечисленные затруднения могут повториться и при переключении с выполнения Б, 2 на Б, 3 и Б, 4. Тогда, кроме перечисленных, применить некоторые из вспомогательных упражнений. Г. Вспомогательные упражнения. 1. Круги двумя на тренажере, грибке и коне с ручками в разном темпе: от самых медленных (силой)- до максимальных по скорости, затем замедлять вращение до остановки. Мастера должны уметь варьировать темп кругов в пределах 2,0 с на 10 кругов. При этом учесть, что гимнасты низкого роста оптимальный темп имеют и пределах 9,8-10.0 с на 10 кругов, а выше среднего -10,3-10,4 с. 2. Круги двумя под звуковое сопровождение. 3. Круги двумя с отягощением плечевого пояса в 1-2% от веса тола. 4. Круги на шляпке грибка, положенной на пол. 5. Круги на низком коне (см. рис. 5, д). 6. Круги на коне без ручек (на всех частях). 7. Круги на грибке, тренажере Говердовского, коне с ручками, низком коне «на количество». Гимнаст-мастер должен уметь выполнять 70-80 темповых кругов за подход; при этом 40-50 из них, не теряя скорости, с хорошей осанкой и оптимальной амплитудой. 8. Разучивание разновидностей кругов продольно. Разновидности кругов двумя продольно. Все круги в упорах продольно отличаются лишь условиями опоры и величиной препятствий для перемахов. Поэтому при их исполнении надо действовать по схеме, предложенной для модельного круга двумя, учтя специфику каждого, а при разучивании опираться на базовые навыки кругов на грибке и ручках коня, придерживаясь последовательности упражнений и заданий, описанных выше. В порядке нарастания трудности их можно расположить следующим образом.

Игорь: Круги двумя поперёк По сравнению с кругами продольно опора в большинстве кругов поперек более ограничена. Основные препятствия для движения ног - в переднезаднем направлении, а не в боковом. Поэтому траектории движения ступней в ДОФ значительно выше (сравните рис. 6 и рис. 7, 8) и вытянуты вдоль снаряда. Однако нельзя допускать, чтобы и в ООФ ноги приближались к опоре. Иначе при освоении самых трудных кругов поперек (на седле) и проходов вперед и назад кругами поперек (см. рис. 19) гимнаст встретится с непреодолимыми затруднениями. Чтобы приблизить траектории движения тела к модельным (см. рис. 6), требуется фиксация плечевого пояса перед опорой, более высокая «посадка» и повышенная скорость вращения тела. Круг поперек (из упора поперек на крупе круг двумя влево, рис. 7) (127). Темповые круги поперек - базовое упражнение для разучивания всех остальных кругов в упоре поперек. В системе подготовки они стоят первыми среди кругов двумя. Необходимость высоко поднимать ноги в упоре сзади (кадр 4), чтобы не удариться о ручки, приводит к наклону траектории движения ног назад (в упоре ноги проходят значительно ниже, чем в упоре сзади, - сравните кадры 2 и 4). Это неизбежно, но не должно повлечь за собой уменьшения амплитуды движения ног в боковой плоскости. Поэтому особое внимание нужно уделить отведению нижней части туловища и ног в сторону как из упора, так и из упора сзади (кадры 3 и 5). Хотя в упоре сзади полностью разогнуться никому не удается, но нужно стремиться свести это сгибание к минимуму. При махе в упоре обязательно полностью разогнуться, отведя ноги назад (кадр 2). Равновесие станет более надежным, если кисти ставить не близко к краю, а посредине крупа, не слишком разворачивая пальцами снаружи. В упоре плечевой пояс подать ближе к ручкам (кадры 1-2), а в упоре сзади не откидываться назад (кадр 4), а сильно нажимать руками на опору назад, как бы готовясь начать прямой переход вперед в упор на ручке. Обучение. А. Исходная база. 1. Модельные круги двумя на грибке при уменьшенной опоре (шляпка грибка 37- 40 см с крутыми скатами). Б. Основные упражнения. 1. Темповое круги поперек на козле без ручек и коне без ручек. 2. То же, что 1, на коне с одной ближней ручкой. Сначала повторить круги поперек на коне без ручек, положив на место ручки кусок поролона, набивной мяч или мешочек с накладками. 3. То же, что 2, на коне с ручками. Для перехода к каждому следующему упражнению нужно в предыдущем довести количество кругов в серии до десяти и научиться выполнить их широко, ритмично, полностью разгибаясь в упоре. В. Затруднения в обучении. После первого же перемаха гимнаст садится на коня, не успев дохватиться рукой в упор сзади. Отсутствует круговой мах в сторону в упоре, после отталкивания от пола ноги направляются вперед со сгибанием в тазобедренных суставах. Не работает одноименная рука. Пронести гимнаста по маху в упоре, зафиксировать граничную позу перед отталкиванием одноименной рукой. Обучать предварительному отведению ног назад при наскоке, применяя фиксацию, ориентиры. При перемахе назад гимнаст встает на пол или ударяется бедрам о коня, не успев дохватитъся рукой. Отсутствует мах в сторону в упоре сзади. Не работает одноименная рука. Ещё при наскоке плечевой пояс недостаточно подан вперед, а во время перемаха вперёд, отводится назад. Провести гимнаста за ноги по траектории маха в упоре сзади, зафиксировав граничную позу перед отталкиванием одноимённой рукой.



полная версия страницы