Форум » Тренировочный процесс & Теория спортивной гимнастики » МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ » Ответить

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Светлана: Эти материалы были любезно предоставлены Игорем.

Ответов - 196, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Игорь: Медленный переворот вперед на две ноги. Ноги следует ставить одновременно одну перед другой (пятка над подъемом). Колени слегка развести в стороны, чтобы сзади стоящая нога не мешала впереди стоящей. Опираться в основном на сзади стоящую ногу. Медленный переворот вперед (продольно). Выполняется на одну или две ноги. Первый вариант труднее. Переворот требует очень хорошей гибкости и тонкого владения стойкой на руках продольно. Вставание на ноги без потери устойчивости также сопряжено с существенными трудностями: но только исключено всякое последующее перемещение вперед или назад, но и уменьшен (почти вдвое) обычный переднезадний размер опорной поверхности ноги. Поэтому с начала переворота до получения ногами уверенной опоры надо сохранять хорошую устойчивость в стойке на руках. Переворот можно начинать толчком одной или двумя ногами, выжиманием согнувшись (ноги вместе или врозь). Медленный переворот вперед на одну ногу опорой одной рукой. Данный элемент рекомендуется выполнять быстрее, чем с опорой двумя руками. Особое значение приобретает здесь точный, без смещения вправо пли влево, выход в стойку на руке (при выполнении переворота опорой двумя руками небольшие неточности такого рода легко выправляются). Вставать с переворота можно на одноименную или разноименную опорной руке ногу (но опорная рука должна быть одноименной толчковой ноге). В первом случае производится смена положения в стойке, а вторая половина переворота аналогична второй половине переворота вперед с последовательной опорой (см. ниже). Возможны два варианта переворота: без выкрута в плечевом суставе и с выкрутом. Каждый из них можно делать со вставанием на одной ноге или с быстрой постановкой второй ноги сразу вслед за первой. Второй вариант воспринимается как переворот вперед с последовательной опорой с пропущенной опорой первой рукой («через одну руку»). Быстрый переворот вперед. Выполняется на одну или на две ноги. Нужное прогибание здесь достигается легче, чем при медленном перевороте. Это освобождает гимнастку от необходимости значительно смещать плечи назад при прохождении стойки на руках. Возможности контроля и коррекции боковой устойчивости тела во время переворота незначительны, поэтому особенно велика роль точного начала. Быстрый переворот можно выполнять с места, с 1-2 шагов, с вальсета. Несколько сложнее перево¬рот опорой одной рукой, предъявляющий более высокие требования к гибкости гимнастки. Переворот вперед с последовательной опорой руками. Как и в вольных упражнениях существуют два варианта выполнения этого переворота с выкрутом в плечевом суставе второй опорной руки и без выкрута. Но если на ковре не обязательно ставить руки и ноги по одной прямой, то на бревне это необходимо. Руки следует ставить пальцами внутрь (см. рис. 18, в). Оба варианта можно выполнять со вставанием на одну ногу с некоторой задержкой постановки другой (лучше с приходом в неширокий выпад) или с постановкой другой ноги без задержки (желательно, чтобы временные интервалы между моментами опоры конечностями были одинаковыми, как и расстояния между местами опоры); более ранняя постановка второй ноги является ошибкой, за исключением случаев, когда это оправдано логикой ритмического рисунка. Обучение. Б. Основные упражнения. 1. Стоя на полу, наклоном назад с поворотом плеч, одноименным опорной (стоящей сзади) ноге, коснуться опоры рукой и вернуться в и.п. То же на бревне. 2. Переворот на полу, затем на доске, на гимнастической скамье, на низком бревне с уложенными до уровня рабочей поверхности матами или с помощью и страховкой. В. Затруднения в обучении. Первая опорная нога ставится со смещением в разноименную сторону. Это часто бывает при использовании варианта с выкрутом, вследствие того, что гимнастка мало отводит ногу, то есть недостаточно направляет ее движение в одноименную сторону: чем больше разворот туловища и таза, тем больше должно быть отведение ноги, чтобы ее движение происходило точно в плоскости бревна. Нужно медленно (с помощью) проделывать переворот на низком бревне, следя за движением ноги.

Игорь: Переворот с последовательной опорой руками в упор сзади присев. Интереснее вариант исполнения в упор сзади присев на одной, откуда легче без паузы переходить к исполнению переворота назад с последовательной опорой руками. Как и на ковре, гимнастка после касания опоры первой ногой немедленно сгибает ее, одновременно завершая выкрут в плечевом суставе опорной руки. Другая нога остается на весу. Вместо упора сзади присев можно прийти в упор сзади сидя с опорой согнутой ногой, для чего первую опорную ногу нужно поставить несколько дальше вперед, чтобы избежать переноса на нее веса тела. Темповой переворот вперед на одну ногу. При выполнении его необходима фаза полета после толчка руками (на бревне она меньше выражена, чем в вольных упражнениях). Чтобы лучше опереться, руки ставят на бревно хотя и одновременно, но одну перед другой пальцами внутрь либо одну - в этом случае переднюю - пальцами вперед. Обучение. Б. Основные упражнения. 1. С шага и темпового подскока переворот вперед на полу, ставя описанным выше образом руки и ногу на начерченную полосу (доску). 2. То же на гимнастической скамейке, затем на низком бревне (сначала с уложенными до уровня рабочей поверхности матами, затем без них). По мере необходимости применять помощь и страховку. В. Затруднения в обучении Незначительна или отсутствует фаза полета. Чаше всего это связано с поздним началом отталкивания руками в результате недостаточной скорости переворачивания тела и боязни неточно поставить ногу, если фаза полета начнется рано. Первое устраняется постановкой опорной ноги при завершении вальсета далеко позади проекции ц.т.т., мягкой постановкой вслед за этим толчковой ноги и максимально энергичным махом-толчком на переворот. Второе можно исправить только предельной стабилизацией постановки ноги на бревно после перепорота при наличии фазы полета, то есть многократным повторением правильного исполнения элемента на низком бревне со страховкой либо без страховки, уложив вровень с рабочей поверхностью маты у места приземления. Темповой переворот вперед на две ноги. В момент приземления одна нога ставится впереди другой вплотную. Одновременности постановки ног следует добиваться ускоренным «догоном» толчковой ноги, стараясь соединить их в стойке на руках. В действительности ноги соединяются значительно позднее, но установка на раннее соединение ног помогает в обучении, да и после его завершения. Темповой переворот вперед с опорой одной рукой. Опорную руку для лучшего выполнения толчка следует ставить пальцами вперед. Отталкиваться надо с активным, хотя и на небольшой угол, поворотом плеч, чтобы повысить эффективность толчка за счет работы мышц туловища. Чем энергичнее мах-толчок ногами, тем легче оттолкнуться рукой так, чтобы была фаза полета перед постановкой ноги на бревно. Темповой переворот вперед в присед на одной ноге. Исполняя этот переворот, гимнастка сгибается в тазобедренных суставах, но в колене сгибает только ту ногу, на которую приземляется, другая остается прямой. Целесообразно применять только вариант со сгибанием тела и опорной ноги после касания ею бревна. По приходе в присед гимнастка может опереться руками о бревно (упор присев) , Приседание создает впечатление большой высоты подлета тела. Вариант: темповой переворот со сменой ног в присед на одной. Прыжком переворот вперед. Первая часть переворота - прыжком выход в стойку на руках с продолжающимся движением тела вперед. Прыжок осуществляется толчком одной или двумя ногами, руки ставятся пальцами внутрь, вперед или наружу (обе одинаково или комбинируя). Вторая половина выполняется как быстрый переворот на одну или две ноги. В варианте с толчком двумя ногами в момент прихода на руки тело согнуто. Совмещая прогибание с толчком руками, можно выполнить темповой переворот (с фазой полета после толчка руками) в стойку либо в присед на одной или двух ногах. Переворот прыжком можно выполнять с последовательной опорой руками, а также из стойки продольно. Полуперевороты вперед. Полуперевороты вперед из стойки на руках поперек с симметричным положением рук представляют собой вторые половины соответствующих медленных переворотов, описанных выше. Полуперевороты вперед после поворота тела (без перестановки рук) из стойки на руках продольно или шагом одной рукой из стойки на руках поперек выполняются как вторые половины соответствующих переворотов вперед с последовательной опорой руками. Предшествующие полу переворотам вперед сложный выход в стойку на руках или различные движения ногами могут координационно затруднить прогибание тела и точную постановку ноги (ног) на бревно. Поэтому желательно сначала полностью завершить предшествующие движения и лишь затем начать полупереворот.

Игорь: Перевороты и полуперевороты в сторону Медленный переворот в сторону (рис. 20). Чтобы технически правильно и уверенно выполнить переворот в сторону, нужно точно проходить положение стойки на руках. Между тем широкое распространение получило такое исполнение переворота в сторону, при котором тело перемещается не в вертикальной плоскости и даже согнуто в тазобедренных суставах. При этом снижается зрелищность исполнения, допускается техническая ошибка и к тому же гимнастка лишается хорошего ориентира: проходя через положение стойки на руках, легко определить даже небольшие отклонения от правильного направления движения и принять необходимые меры к его коррекции. На бревне переворот в сторону выполняют, если это специально не оговорено, из и.п. лицом по направлению движения тела. Обучение. А. Исходная база. На полу: переворотом в сторону стойка на руках, ноги врозь, обозначить. В. Затруднения в обучении. В средней части переворота тело согнуто в одном или в обоих тазобедренных суставах. Нужно стараться выходить в положение стойки на руках с прямым или даже слегка прогнутым телом. Отрабатывать на полу, на низком бревне, на скамье. С этой же целью выполнять переворот в сторону у стены. Гимнастка часто теряет устойчивость, падая в сторону лицевой поверхности тела. 1. Движение неверно направлено: тело проходит мимо правильного положения в стойке на руках. Следует отрабатывать (с помощью и без нее) выход в стойку на руках движением переворота в сторону, можно делать это у стены. 2. Потеря устойчивости из-за сгибания толчковой ноги в тазобедренном суставе: выходя из плоскости бревна, она перевешивает, и устойчивость нарушается. Метод исправления тот же, что и в предыдущем случае, однако главная задача - фиксация правильного (симметричного) положения ног. Переворот в сторону с поворотом в разноименную сторону в шпагат. Вначале переворот выполняется так же, как обычный, но, пройдя стойку, гимнастка начинает энергичное движение одноименной перевороту ногой по направлению к опорной руке. Это происходит уже после поворота таза для опускания ног. Есть два варианта: с соединением ног в стойке и без него. Быстрый переворот в сторону. По «рисунку» движений исполняется так же, как медленный, только значительно быстрее. Это, с одной стороны, почти лишает гимнастку возможности до момента приземления корректировать устойчивость тела, с другой - небольшие неточности положения тела не успевают сказаться. Очень возрастает роль точного начала переворота - направления движения тела махом-толчком: даже небольшая неточность в направлении приводит к существенной ошибке. Полуперевороты в сторону. Наиболее широко применяют медленный полупереворот в стойку на руках продольно, значительно реже - с поворотом в стойку на руках поперек. Эти же полуперевороты могут быть выполнены прыжком махом-толчком. Главная трудность их исполнения - в сохранении устойчивости тела в стойке при неточном приходе в это положение. Обычная ошибка - приход в стойку со смещением тела назад (причина - опасение потерять устойчивость в сторону спины). Следует смелее выходить в стойку с таким расчетом, чтобы вес тела сразу был перенесен на пальцы. Другая ошибка - вес тела остается преимущественно на первой опорной руке, из-за чего нарушаются привычные ощущения балансирования в стойке на руках, и к тому же работа второй рукой не может быть полноценной из-за малой нагрузки на нее.


Игорь: Перевороты и полуперевороты назад Медленный переворот назад. Необходимость узко ставить руки на опору значительно затрудняет переворот, уменьшая подвижность рук в плечевых суставах. Кроме того, из-за этого трудно сохранять устойчивость во фронтальном направлении. Предпочтение следует отдать постановке рук пальцами наружу (II—V пальцы опираются на боковые поверхности бревна), так как это открывает возможности дальнейшего усложнения элемента (с перекатом, с перемахом и т.п.- см. рис. 21,28, 31). В практике применяется и плоская постановка рук (пальцами - вперед или внутрь). Голову лучше с самого начала наклонять назад. Это несколько затрудняет сохранение устойчивости во время наклона туловища назад, но позволяет раньше увидеть бревно и место постановки рук, улучшить ориентировку в решающий момент. При выполнении переворота назад очень важно получше прогнуться в грудной части позвоночника и как можно, дальше вверх-назад завести руки. Это не только облегчает выполнение переворота, но и украшает его. Основные варианты: 1) переворот со сведением ног в стойке на руках; 2) переворот со сменой ног в стойке на руках; 3) переворот в упор присев на одной или двух ногах; 4) переворот в упор на колене или сидя на пятках; 5) переворот с поворотом на 90 или 180° при вставании. Обучение. А. Исходная база. Медленный и быстрый перевороты назад на полу. Б. Основные упражнения. 1. В стойке на одной наклон назад до касания пальцами скамьи, поставленной сзади, и возвращение в и. и. Это упражнение помогает удерживать вес тела на ноге, не передавая его преждевременно на руки. 2.На полу мост с узкой постановкой рук и опорой па одну ногу - махом одной и толчком другой переворот назад. С помощью данного упражнения осваивается правильная постановка плеч. 3.Переворот назад на гимнастической скамейке и на низком бревне. Выполнение переворота на скамейке приучает к плоской постановке рук на бревно. Во время тренировки на бревне можно па первых порах использовать мат, положенный сверху, однако злоупотреблять данным средством не следует, поскольку это приучает небрежно относиться к постановке ног на опору. 4. Переворот назад на наклонном бревне (вниз).

Игорь: Медленный переворот назад в упор сидя ноги врозь или в упор углом ноги врозь вне (рис. 21). Рис.21 В отличие от базового переворота назад гимнастка после выхода в стойку на руках соединяет ноги, подает плечи вперед и силой замедляет опускание прогнутого тела. Развести ноги можно либо сразу же вслед за их сведением, либо несколько позднее. Завершая опускание, можно перейти (не касаясь бревна) в упор углом ноги врозь вне. Медленный переворот назад с перемахом в шпагат. Узкий хват очень затрудняет перемах, поэтому некоторым исполнительницам приходится выполнять энергичный курбет, отрывая ладони от бревна (см. кадры 4-5, рис. 31). Завершая движение, гимнастка может по желанию повернуться в поперечный шпагат. При хорошей гибкости спортсменка не испытывает трудностей с перемахом (нужно лишь задержать таз повыше). Медленный переворот назад опорой одной рукой. Переворот можно выполнять через одноименную или разноименную опорной ноге руку. Легче первый вариант, так как при этом за счет некоторого поворота таза и плеч можно как бы повысить гибкость тела и поставить руку ближе к толчковой ноге. Следует предостеречь от значительного выкрута в плечевом суставе: в этом случае трудно избежать поворота всего тела и нормально встать на бревно. Руку нужно ставить пальцами вперед либо внутрь в пронированном положении (при выполнении переворота без выкрута в плечевом суставе) или пальцами внутрь, но в предельно супиннрованном положении (при выполнении с выкрутом).

Игорь: Из моста опорой одной ногой попоротом на 360 (через упор присев и мост) переворот назад (рис. 22). Рис.22 Техника исполнения упражнения хорошо видна на приведенной кинограмме. Следует лишь обратить внимание на одну деталь: заканчивая поворот выкрутом опорной и постановкой на бревно второй руки (кадры 4-6), нужно несколько акцентированным выпрямлением опорной ноги и как можно более ранним выпрямлением и махом другой уже посылать себя на переворот, иначе получится остановка в положении «мост» и слитность поворота с переворотом нарушится, получатся два отдельных элемента. Переворот назад с поворотом кругом в стойке на руках (рис. 23). Рис.23 Существует четыре основных варианта исполнения этого элемента. В первом и втором гимнастка, выходя в стойку, соединяет ноги и поворачивается плечом вперед либо назад. В третьем и четвертом она выходит в стойку па руках в продольном шпагате и во время поворота плечом вперед либо назад не меняет положения ног в пространстве, переходя, таким образом, через положение стойки па руках продольно в поперечном шпагате в стойку на руках поперек в продольном шпагате (по уже другая нога впереди: сравните положения 3 и 5). Варианты с поворотом плечом назад труднее, но эффектнее, поскольку направление перемещения тела вдоль бревна в процессе поворота совпадает с направлением его перемещения при обоих полупереворотах. Медленный переворот назад с последовательной опорой. Вторую руку можно ставить на бревно пальцами внутрь или наружу, но первую - обязательно пальцами внутрь, супинируя при варианте с выкрутом плеча, пронпруя при варианте без выкрута. Элемент можно заканчивать вставанием или приседанием на одной.

Игорь: Медленный переворот назад с последовательной опорой из упора сзади присев (рис. 24). Гимнастка опирается супннироваиной рукой, одноименной опорной ноге. Мах рукой и ногой должен быть направлен по ходу перемещения тела вдоль бревна, чтобы способствовать переносу веса тела с ноги на руку. Так же следует направить толчок ногой, осуществляемый почти полным ее выпрямлением в колене. Данный переворот можно выполнять и из упора присев сзади толчком двумя. Начиная однако с махового движения ногой, разноименной опорной руке, еще до завершения толчка. В результате ноги разводятся в плоскости бревна, и положение стойки на руках гимнастка проходит точно так же, как в варианте из упора присев на одной. Завершить переворот можно вставанием либо упором присев на одной или двух ногах. Переворот назад прыжком толчком двумя (рис. 25). Рис.25 Трудность перепорота назад прыжком (толчком двумя) заключается главным образом в точной постановке рук на бревно. Их приходится ставить узко, притом так, чтобы получить хорошую опору. Из основных способов постановки рук - пальцами наружу, вперед и внутрь (см. рис. 18, а, б, в) - спортсменки обычно используют третий, при котором меньше сказываются небольшие неточности в постановке рук. Преимущество же первого способа в том, что, пользуясь им, легче регулировать боковую устойчивость тела, «притормаживать» его при опускании в сед ноги врозь или при перекате через грудь (см. рис. 21, 28), пропустить ногу при персмахе в шпагат. Применяется и комбинированная постановка рук: передняя - пальцами вперед, задняя - пальцами внутрь, а также постановка рук пальцами вперед, но рядом. Выполняя переворот назад прыжком на бревне, важно сообщить телу достаточную горизонтальную скорость. Если она мала (обычно из-за стрикоссата), гимнастка медленно проходит положение стойки на руках, в худшем случае даже не может дойти до него (рис. 26, а), в связи с чем не только страдает оценка исполнения, но и затруднена амортизация. Более энергичное выпрямление ног в коленных суставах и наклон всего тела назад во время отталкивания (рис. 26, б) позволяют делать прыжок ниже и благоприятно изменяют направление реакции опоры относительно рук, что облегчает приземление на них.

Игорь: Переворот назад махом-толчком (рис. 27). Рис.27 Данный элемент выполняется с места, с шага, с шага назад, с темпа (после переворота назад с последовательной постановкой ног, переворота в сторону с разноименным поворотом, ровдата с последовательней постановкой ног). Основная трудность первых двух вариантов в том, что тело гимнастки почти не перемещается назад. В связи с этим очень важно предотвратить смещение плеч вперед после приземления на руки. Наоборот, нужно активно удерживать их И даже стремиться сместить назад, хотя из-за узкого хвата сделать это значительно труднее, чем на ковре. Впрочем, для гимнастки, обладающей достаточной гибкостью и силой рук, данный элемент не очень сложен.

Игорь: Переворот назад прыжком с перекатом (рис. 28). Рис.28 В отличие от других переворотов назад прыжком в рассматриваемом отталкиваться надо не вверх-назад, а вверх и приземляться на руки поближе к месту отталкивания ногами. При выполнении переворота назад прыжком с перекатом очень важно приземлиться на руки в стойку с несколько «заваленными» за спину ногами (рис. 28, кадр 7) и небольшой скоростью вращения тела вокруг поперечной оси, иначе очень трудно остановить это движение к концу переката, да и положить туловище на бревно для переката нелегко. Во время переката нужно сохранять прогиб (кадр 10). Когда перекат заканчивается, быстрое опускание ног (кадр 11) позволяет уменьшить опорную реакцию. Чем выше прыжок, тем эффектнее исполнение. Но с высотой прыжка увеличивается и трудность амортизации приземления уступающей работой руками (кадры 8-9). С увеличенном высоты прыжка больше часть работы амортизации, которая приходится на руки, перекат начинается позднее и становится короче. Вариант: прыжок толчком-махом, соединяя ноги в верхней точке полета. Обучение. А. Исходная база. 1. Переворот назад прыжком с перекатом на полу. 2. Из стойки на руках поперек на бревну перекат в упор лежа на бедрах или сидя ноги врозь (в зависимости от выбранного варианта). Б. Основные упражнения. 1. Совершенствование упражнений А, 1,2. 2. Выполнение разучиваемого элемента со страховкой и помощью на среднем бревне с положенным на него поролоновым матом (на месте, куда должны опуститься таз и ноги). То же на высоком бревне без помощи. Затем то же без мата, но с поролоновой накладкой на бревно или с листом поролона, привязанным к тазу (при выполнении варианта с упором лежа на бедрах - и к коленям). 3. На полу: прыжок вверх с высоким махом назад (желательно в стоику на руках) и, амортизируя приземление на руки, перекат в упор лежа на бедрах. 4. Из виса завесом носками на кольцах (высоту подобрать) падение и стойку па руках с перекатом через грудь (сначала на мате, затем на полу).

Игорь: Переворот назад прыжком в упор сидя ноги врозь. Как и при исполнении переворота назад прыжком с перекатом, плечи следует после опоры руками сразу же подать вперед, чтобы приблизить вертикальную проекцию ц. т. т. к месту опоры. При этом появляется возможность противодействовать ускорению опускания тела под действием силы тяжести и тем самым избежать удара о бревно. На кинограмме (рис. 29) показано выполнение после описываемого элемента переката назад в стойку. Переворот назад прыжком с поворотом до опоры руками (рис. 30) Трудность элемента связана с тем, что поворот провоцирует смещение тела относительно вертикальной плоскости бревна. На этой основе часто возникают «перекосы», смещение ц.т.т. в сторону от плоскости бревна, появляются трудности с «попаданием» рук на рабочую поверхность бревна. На кинограмме видно, что поворот начинается (кадр 7) еще до завершения отталкивания ногами, и сопровождается изгибанием тела в вертикальной плоскости: в момент поворота на 90° это сгибание влево (кадры 8 и 9), а по завершении поворота кругом (кадр 10) - сгибание вперед. Руки гимнастка ставит пальцами вперед, но допустима и другая постановка рук. Завершается этот элемент как обычный медленный переворот вперед (кадры 13-18). Прыжком переворот назад с перемахом в шпагат (рис. 31) По технике исполнения мало отличается от фляка в шпагат на ковре. Кисти ставятся пальцами наружу, как показано рис. 18, а, либо пальцами в разноименную сторону (см. рис.18, в) с перехватом после курбета в хват пальцами наружу. Перемах также можно выполнять двумя способами: так, как показано на рис. 31, либо сгибаясь из стопки на руках сначала в обоих тазобедренных суставах (ноги вместе). Перевороты назад прыжком из стойки продольно. Эти перевороты можно выполнять толчком двумя ногами либо махом-толчком. Отталкивание должно быть направлено несколько вперед, чтобы обеспечить переворачивание тела и вместе с тем предупредить смешение его назад, которое повлекло бы за собой потерю устойчивости. С той же целью гимнастка может использовать высокий прыжок, учитывая, однако, при этом свои возможности в амортизации приземления на руки. Варианты завершения рассматриваемого переворота разнообразны: в упор стоя на одной или двух ногах, ноги врозь (обычно или широко), в шпагат (поперечный или поворотом продольный), с перемахом согнувшись или ноги врозь вне, или в упор с последующим оборотом назад. Прыжком переворот назад с последовательной опорой руками. Прыжок можно выполнять толчком двумя, но легче махом-толчком с приземлением на одноименную толчковой ноге руку, затем на бревно ставится вторая рука, и упражнение продолжается как обычный переворот назад с последовательной опорой. Парную руку надо ставить на опору либо с частичным выкрутом в плечевом суставе (супинируя её), либо без выкрута (в этом случае пронируя), но в обоих вариантах пальцами внутрь.

Игорь: Фляк. От переворота назад прыжком фляк отличается тем, что содержит курбет. Для выполнения хорошего курбета тело должно достаточно быстро перемещаться назад, причем к началу курбета следует создать натяжение мышц передней поверхности тела, которое позволит энергично согнуться и благодаря этому эффективно оттолкнуться руками, сообщая телу вращательное (назад) и поступательное (вверх-назад) движение. Необходимость выполнить курбет заставляет гимнастку отказаться от мягкой амортизации в момент прихода на руки с прыжка назад. Следовательно, руки нагружены больше, чем при перевороте назад прыжком, таким же по высоте. Фляк опорой одной рукой. Выполнение элемента связано с большой нагрузкой на руку, а также с асимметрией движений руками и туловищем, которое в первой половине фляка несколько сгибается в сторону безопорной руки, а во второй половине снова выпрямляется. Эффектно соединение двух фляков опорой в первом одной рукой, а во втором - другой. Фляк из стойки продольно. При выполнении этого элемента следует отталкиваться несколько вперед («стрикоссировать»), чтобы после завершения фляка не упасть назад. Варианты: в стойку на ногах, в широкую стойку, в стойку на одной ноге, в продольный (поворотом) или поперечный шпагат. Конечно, исполнение фляка на месте требует очень хорошей гибкости, а в условиях столь ограниченной опоры - и высокой точности движений. При выполнении курбета необходимо направить плечи вперед, чтобы предупредить перемещение тела назад.

Игорь: Обычно элемент,котрым гимнастка начинает своё упражнение,попадая на снаряд,называется наскоком, но в учебнике почему то пишут вскок.Я о таком в первый раз честно говоря слышу,но раз написано - то так и пишу. Вскоки Простые вскоки Простые вскоки с опорой руками. Из этой группы несложных элементов можно упомянуть вскоки в поперечный и продольный шпагаты (без наклона, с наклоном), высоко-далеким прыжком в упор с махом назад и переходом без паузы в равновесие на одной ноге, толчком руками и поворотом на 180, 270 и 360° в присед, толчком руками и поворотом на 270° в сед на бедре. Простые вскоки без опоры руками. Вскоки без опоры руками сложнее и значительно эффектнее. Толчком одной чаще всего выполняют вскок на одну ногу с переходом в присед либо в стойку на одной или двух ногах. Его можно улучшить, начиная прыжком широким шагом (рис. 43) с фиксацией этого положения в полете. Сложнее, но эффектное вскок прыжком со сменой ног в широкий шаг (аналогично прыжку на рис. 15). Вскакивая на конец бревна далекими стремительными прыжками, следует ставить ступню на заднее ребро бревна, чтобы опущенной ниже уровни рабочей поверхности пяткой создать хороший упор во избежание проскальзывания (см. рис. 43). Перечисленные вскоки можно выполнять как на конец бревна, так и на середину, усиливать поворотами, сливать со следующим элементом. Толчком двумя можно выполнить вскок в присед, то же с поворотом на 90° и дальнейшим поворотом кругом (рис. 44), вскок в широкую стойку (без наклона, с наклоном), в поперечный или продольный (поворотом на 900) шпагаты, с поворотом на 270° в сед на бедре. Определенный интерес могут представлять вскоки в присед па одной или на двух, выполняемые прыжком углом или углом ноги врозь (второй из них - на конец бревна).

Игорь: Вскоки с перемахами Вскоки с опорными перемахами. Опорные перемахи - несложные элементы, за исключением нескольких, связанных с круговыми движениями ногами и поворотами. В качестве примера можно назвать вскок кругом одной с поворотом кругом в упор углом ноги врозь вне (лицом к мостику) или вскок кругом двумя с поворотом в сед на бедре. Эти и сходные элементы почерпнуты из арсенала мужской гимнастики (конь, перекладина), они выполняются в основном опорой на одну руку. Интересны вскоки с персмахами без опоры руками и с отпусканием рук во время перемаха. Группа эта немногочисленна, в нее входят и такие сравнительно простые элементы, как вскок махом-толчком с последовательным перемахом ногами в сед на бедре (рис. 45) или вскок перемахом (толчком руками) ноги врозь в упор сзади. Но к ней содержатся и вскок углом вперед в упор сзади (махом-толчком - рис. 46, толчком двумя), и вскок перемахом ноги врозь (без опоры руками) в упор сзади. Поскольку во вскоках этой группы предусматривается приземление в сед или упор, а не на ноги, большое значение приобретает его амортизация. Она осуществляется главным образом за счет быстрого, своевременного опускания ног. При разучивании следует применять поролоновую накладку на бревно, если се нет, закреплять куски поролона на верхней части бедра.

Игорь: Вскоки полупереворотом и переворотом Вскок в стойку на груди (рис. 47). Трудность вскока в том, чтобы удержать стойку, которую можно фиксировать, как показано на рисунке, на середине бревна поперек, придавая то или иное положение ногам: ноги вместе - вертикально, горизонтально назад, согнуты назад, «кольцом»; ноги врозь - одна назад, другая согнута вперёд; одна вертикально, другая согнута назад либо согнута в «кольцо». Можно выполнять стойку па груди поперек и па конце бревна. Вскок в стойку на руках (рис. 48). В отличие от предыдущего этот вскок требует очень сильного толчка ногами (двумя) и энергичного дожимания в стойку. Следует обратить внимание на необходимость правильно расположить плечи после опоры руками с учетом скорости разбега, силы отталкивания и силовых возможностей при дожимании стойки. Нередко гимнастки не фиксируют стойку на руках, переходя сразу к выполнению полупереворота вперед (см. рис. 19). В таких случаях говорят обычно о вскоке переворотом вперед. Завершая вскок, можно без остановки перейти к выполнению поворота на 90° или 180° в стойке на руках (плечом вперед или назад). В этом случае поворот входит в состав вскока. При хорошем отталкивании вскок выполняют с прямыми руками. Обучение. А. Исходная база. 1. Стойка на руках, соответствующая разучиваемому варианту вскока. 2. С короткого разбега вскок в стойку на руках на коне. Б. Основные упражнения. 1. Дожимание стойки на руках после слабого отталкивания одной или двумя ногами. Дожимать следует так, чтобы поддержать движение тела по инерции без остановки или замедления. 2. Вскок в стойку на руках на пониженное бревно или подкладывая под мостик жесткие маты. 3. Совершенствование упражнения А1. Вскок полупереворотом в сторону в стойку на руках. Выполняется на конец либо на середину, причем на середину со стороны первой или второй опорной руки (второй вариант легче). Широко разведя ноги в стороны (как можно раньше), гимнастка легче выйдет в стойку.

Игорь: Соскоки Простые соскоки, то есть соскоки, не связанные с переворачиванием тела, применяются только спортсменками младших разрядов. Внимания заслуживают соскоки со сгибанием и поворотом разгибаясь (толчком двумя, махом-толчком, с поворотом па 180, 270, 360°). Попорот осуществляется благодаря энергичному круговому движению ногами из положения согнувшись в сторону, противоположную повороту (ноги как бы описывают воронку). Отмстим еще соскоки с поворотом на 540 -1080° (тело должно быть строго прямым и жестко закрепленным), перекидным прыжком, с дополнительным попоротом кругом, «кольцом» (рис. 52), согнувшись (с касанием ногами груди). Соскоки из стойки на руках немногочисленны. Отметим соскоки ноги врозь или согнувшись из сгонки на одной или двух руках, соскок боком с поворотом в одноименную сторону, соскок прогнувшись через стойку на одной руке с поворотом (рис. 53). Эффектно соединение: полупереворот вперед прыжком (сгибаясь и разгибаясь) в стойку на руках и соскок ноги врозь (рис. 54).

Игорь: Соскоки с переворотами Соскоки переворотами вперед. Соскоки этой группы по структуре движений отличаются от соответствующих переворотов прежде всего заметным смещением плеч вперед во время отталкивания руками: нет надобности приближать место приземления. Кроме того, на бревне практически не выполнимы перевороты, соответствующие соскокам с поворотами на 180, 270, 360° и более. Из стойки продольно в соскок можно выполнять темповые перевороты махом-толчком либо толчком двумя ногами (рис. 55), тогда как на бревне их сделать невозможно. Соскоки переворотами назад. По структуре движений прямые соскоки этой группы мало отличаются от соответствующих переворотов назад. На рис. 56 показан соскок переворотом назад прыжком опорой одной рукой с поворотом кругом. Следует обратить внимание на быстрое вращение тела вокруг поперечной оси (почти как в сальто прогнувшись), выражением чего являются постановка правой руки с наклоном назад и последующее перемещение ее плеча вперед. Быстрое переворачивание тела значительно уменьшает нагрузку на руку. Ряд соскоков переворотом назад можно сделать из стойки продольно: медленными и быстрыми переворотами, с поворотами и без них, фляком, фляком с поворотом (рис. 57), фляком с перемахом ноги врозь (рис. 58).

Игорь: Соскоки сальто вперёд Соскоки сальто вперед толчком двумя с места. Их можно выполнять с места или с разбега, в группировке, согнувшись или согнувшись ноги врозь. Для выполнения соскока сальто вперед из стойки продольно ступни следует ставить так, чтобы кончики больших пальцев выступали за край бревна. В этом случае ноги не проскользнут назад. Высота снаряда позволяет выполнять затяжное сальто. После достижения вершины траектории следует энергично и плотно группироваться или сгибаться. Перед этим тело следует держать прямым, руки и плечевой пояс поднятыми, голову слегка опущенной. Соскоки с разбега можно выполнять с конца бревна или с середины. В соскоке сальто вперед согнувшись можно, разгибаясь с воронкообразным движением ногами и руками, повернуться на 180 или даже 360°. Обучение. Б. Основные упражнения. 1. Совершенствование исполнения базовых упражнений. 2. Сальто вперед в соскок с бревна на горку матов либо со среднего бревна (меньше исходный запас высоты, это заставляет выше и энергичнее прыгать, плотнее группироваться). 3. Соскок сальто вперед через веревочку (лучше - кусок марли), натянутую настолько высоко, чтобы заставить гимнастку мобилизоваться для выполнения высокого сальто. В. Затруднения в обучении. Недостаточная высота сальто. 1. Гимнастка спешит группироваться, из-за чего неполноценно завершает отталкивание ногами, может быть, даже не выпрямляет их полностью. Она должна заставить себя сначала прыгнуть как можно выше, предельно энергично закончить отталкивание и лишь после того, как почувствует, что уже оторвалась от опоры, группироваться (или сгибаться) для быстрого переворачивания. 2. Гимнастка во время толчка ногами наклоняет вперед туловище. Избавляясь от этой ошибки, следует веревочку натянуть поближе к спортсменке, что будет мешать ей наклониться. Есть и другой прием: подвесить (или держать на «удочке») вверху-впереди бумажку так, чтобы гимнастка не могла достать ее, если не потянется кверху.

Игорь: Соскоки сальто назад Соскоки сальто назад толчком двумя. Соскоки сальто назад с разбега могут быть трех типов. Первый - сальто назад с продвижением вперед (сальто Ауэрбах). На рис. 65 показано, что гимнастка во время толчка подает вперед таз, обеспечивая сохранение скорости разбега, и благодаря этому уход от снаряда. При соскоке не с конца бревна, а с середины, в таком продвижении вперед нет необходимости, поэтому гимнастка удерживает таз несколько сзади опорной вертикали, подобно тому, как показано на рис. 40, кадры 3-4. Прогибанием в грудном отделе туловища (см. рис.65) гимнастка помогает себе создать отталкиванием вращающий момент, без чего невозможно переворачивание. Этот соскок можно усложнить пируэтом или поворотом кругом. Второй тип соскока - после разбега, завершаемого прыжком с поворотом кругом. Третий тип - после разбега выполняется прыжок с поворотом кругом, в конце которого гимнастка группируется (рис. 66) или сгибается, удерживая ноги вместе или разводя их в стороны (рис. 67). Такой «задний твист» может быть выполнен и после переворота вперед.

Игорь: Соскоки сальто назад махом-толчком. Эти соскоки выполняются с места, с темпа и с разбега. В первом и втором случаях тело переворачивается по ходу, в третьем - против хода поступательного перемещения тела. Соскоки сальто с места и с темпа по структуре движений мало отличаются от соответствующих сальто на бревне, но в соскоках намного легче обеспечить переворачивание тела. Поэтому остановимся лишь на сальто с разбега, где вращение назад сочетается с продвижением вперед. Эти сальто можно выполнить в группировке (рис. 70). согнувшись, прогнувшись (рис. 71), в группировке или согнувшись с «затяжкой», согнувшись или в группировке с пируэтом. Соскок с конца бревна требует значительного продвижения тела вперед, чтобы не задеть снаряда. Правда, можно облегчить себе задачу, если развести ноги: выполняя соскок согнувшись или прогнувшись чадо после сведения ног в сагиттальной плоскости развести их в стороны, что позволит пропустить между ними конец бревна и потому меньше перемещаться вперед. При соскоке с середины (из положения поперек) может даже не быть продвижения тела вперед, поскольку гимнастка уходит от снаряда в сторону. Однако быстрый разбег и значительное смещение тела вперед делают такой соскок более эффектным.

Игорь: ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ БРУСЬЯ Материал взят из учебника: «Гимнастическое многоборье: Мужские виды .Упражнения на брусьях. Алекпёров С.А./под редакцией Гавердовского Ю.К. – М.:Физкультура и спорт, 1987, - 480с., ил.» Честно говоря раздел про Параллельные брусья мне понравился меньше всего. Во первых сразу же описываются самые сложные модификации элементов,для кого спрашивается не понятно.т.е. обычных элементов практически не разбирается. Потом очень непрятным образом разбиты элементы по порядку их следования.А именно,все нормальные авторы стараются как то элементы сортировать по структурным группам,а тут вообще по направлению маха. Из за этого читать книгу становится очень сложно и элемент отыскать соответственно. К примеру маховые элементы,по мнению автора книги стоит начинать с оберучного в стойку,а потом учить сразу Диомидов. С этим мягко говоря согласиться я не могу. И что добивает ещё,так это то,что все элементы намешаны в жуткую кашу. Читаешь подъёмы,потом бац и соскоки,затем маховые элементы,потом опять соскоки и т.д. К тому же в этой книге не разбираются многие элементы,а порой и даже целые структурные группы. Но за не именением ничего лучшего,будем писать,что есть.

Игорь: Я с Вашего разрешения разобью элементы на такие три структурные группы: 1)Подъёмы и кувырки в упоры и стойку на руках 2)Маховые элементы с поворотами,перемахи махом вперёд и назад 3)Соскоки Это то же конечно не идеально,но всё таки мне больше нравится. Подъёмы и кувырки в упоры и стойку на руках Подъем махом вперед в упор. Начиная движение вперед в упоре на руках (рис. 16), гимнаст усиливает мах при прочной опоре руками. Обычно вначале движение протекает с легким прогибанием тела. Затем ноги обгоняют туловище, благодаря чему тело пересекает вертикаль прямым. К моменту достижения ступнями уровня жердей тазобедренный угол составляет около 140 градусов. Уменьшение тазобедренного угла продолжается и в дальнейшем, до конца подъема. Такова внешняя картина действий в тазобедренных суставах при исполнении подьема махом вперед. Однако основой подъема махом вперед не является обычный бросковый мах ногами с простым сгибанием тела. Несмотря на то, что видимого разгибания тела перед выходом гимнаста в упор зачастую нет, в состав движения входит чрезвычайно важное здесь торможение движения ног. Оно начинается в момент движения туловища и ног под углом около 45° от вертикали и связано с замедлением темпа сгибания тела; при более сильном импульсе на разгибание (обычно необходимом при мощном начальном махе) сгибание тела может на время полностью приостановиться или даже перейти в кратковременное, мало заметное разгибание. Окончание импульса на разгибание с соответствующим торможением ног обычно приходится на момент движения тела в горизонтальном положении. На протяжении данной фазы гимнаст ощущает усиленное давление плечами на опору и воспринимает его как начальную фазу отталкивания плечами от жердей. Лишь после того, как торможение ног заканчивается, спортсмен вновь продолжает активное сгибание тела. Начиная с этого момента, давление на опору падает, гимнаст, завершая толчок плечами, снимает их с опоры. Таким образом, торможение ног с импульсом на разгибание тела в тазобедренных суставах или с буквальным его разгибанием - контр действие по отношению к начальному бросковому маху вперед. При этом чем сильнее начальный мах, тем активнее, резче должно быть движение животом вперед-вверх перед переходом в упор. Гимнасты, не понимающие особенностей этой фазы подъема махом вперед, часто попадают в тупик: считая, что основой маха является лишь активный бросок ногами, они стремятся его усилить и сталкиваются со все большими трудностями. При исполнении подъема махом вперед существенную роль играет центробежная сила инерции, которая прогрессивно нарастает вместе со скоростью движения тела. До тех пор пока тело движется под жердями, эта сила лишь прижимает плечи гимнаста к опоре, «проваливает» их. Во время движения тела до горизонтального положения впереди центробежная сила стремится стянуть плечи гимнаста вперед и согнуть руки. Если локтевые суставы плохо фиксированы, это вызывает ошибки в подъеме: гимнаст выходит в упор через сильно согнутые руки. Если же руки жестко закреплены в полусогнутом положении (а затем активно выпрямляются), то в фазе собственного подъема в упор центробежная сила содействует движению тела вперед, вращению рук в том же направлении и в конечном итоге всему подъему. В зависимости от мастерства гимнаста конечное положение подъема может быть различным. При хорошем исполнении плечевой угол спортсмена должен быть возможно большим, плечевая ось смещена вперед. Что касается тазобедренного угла, то он также меняется в зависимости от манеры исполнения. Отличным считается подъем, при котором тело почти полностью выпрямлено, а носки ног располагаются выше уровня плеч. В последние годы подъем часто заканчивают сильным сгибанием тела. Однако оно оказывается достаточно красивым и технически эффективным, если немедленно после этого гимнаст полностью выпрямляется, сохраняя высоту конечного положения. Если же таз спортсмена успевает опуститься, то труднее соединить подъем с последующими маховыми элементами. Обучение. А. Исходная база. Умение выполнять свободное размахивание в упоре на руках и отодвиг в упор на руках махом назад. Б. Основные упражнения. 1. Из упора лежа сзади на руках с опорой ногами о жерди (ноги врозь) или другую опору, установленную впереди на уровне жердей, после начального разгибания выход в упор путем энергичного сгибания тела и нажима руками на жерди вниз-назад. Повторять по 3-5 раз подряд в каждом подходе. 2. Небольшим махом подъем в сед ноги врозь. Следить, чтобы ноги не опирались о жерди раньше отрыва плеч от опоры. Желательно утрировать основные действия подъема, особенно промежуточное торможение ног и отталкивание плечами. 3. Небольшим махом подъем вперед с помощью. Проводя по движению, поддерживать гимнаста под бедро и спину. По мере освоения техники помощь уменьшать. В. Затруднения в обучении. Плечи подъезжают к кистям, а подъема нет. Отсутствует необходимое торможение ног при махе вперед. Следует разъяснить гимнасту сущность ошибки, затем вернуться к упражнению Б-3, установив гимнасту для броска ногами низко расположенный ориентир. Полезно проделать также упражнение Г-1. Преждевременное приложение усилий для отрыва плеч от жердей (рывок грудью) и слабое усилие на разгибание рук. Повторить упражнение Б-1, пытаться нажимать на жерди почти прямыми руками; проделать упражнение Г-2. Выход в упор происходит с трудом, тело сильно согнуто, таз опущен. Та же причина, что и в упражнении В-1, Если никакие другие методы усиления разгибания тела не помогают, следует в разумной мере снизить силу маха вперед, по возможности не нарушая внешнего вида движения. Г. Вспомогательные упражнения. 1. Малым махом вперед в упоре на руках подъем в упор без броскового движения ногами вперед с помощью. Обязательные компоненты движения: бросок вперед-вверх животом и после него сгибание тела с выходом в упор. Движение животом производится из прямого положения или после маха с заранее согнутым телом. 2. Выполнение завершающей части подъема с проводкой по движению. Гимнаста, находящегося в упоре на руках, берут спереди за ноги и, вытягивая вперед-вверх, заставляют выйти в упор. Задача самого гимнаста - сильнее нажимать руками на жерди вниз-назад и помогать подъему.

Игорь: Кувырок назад в стойку Гимнаст, слегка сгибая руки и выпрямляя тело, начинает опускаться в упор на руках. Опускание на жерди с почти прямыми руками даёт возможность выполнить движение с широкой амплитудой и накопить много кинетической энергии к моменту принятия вертикального положения внизу. Кроме того, перемещая тело в упоре на прямых руках, можно наращивать скорость движения за счет активных мышечных усилий (притягивания руками к опоре). При переходе в упор на руках гимнаст умеренно увеличивает прогиб в пояснице, стремясь оставить ноги сзади. Вследствие этого мышцы передней поверхности тела растягиваются, подготавливая бросок ногами. Перемещаясь в упоре на руках, не следует пассивно провисать в плечах. Наоборот, нужно стремиться сохранить высокое положение. Правда, и в этом случае гимнаст провиснет, так как давление на руки в вертикальном положении бывает довольно значительным (примерно в 4 раза превышает вес гимнаста). Но такое провисание является активным: мышцы находятся в состоянии растянутой пружины, в полной готовности для быстрого сокращения. При пассивном провисании нельзя быстро сократить мышцы, не говоря уже о том, что можно получить травму плечевого пояса. Примерно в вертикальном положении начинается быстрое сгибание в тазобедренных суставах и пояснице и ноги обгоняют туловище. Это дает возможность сохранить высокую угловую скорость, несмотря на перемещение тела в направлении против действия силы тяжести. При движении гимнаста на уровне опоры его сносит центробежной силой вперед. Если локтевые суставы не фиксированы, то гимнаст вынужден сделать нежелательное движение плечами вперед вдоль жердей и, как правило, рано отпустить руки. Поэтому чем больше разгон при кувырке, тем жестче должен гимнаст держать руки непосредственно перед отпусканием жердей. Тотчас после пересечения ногами уровня жердей начинается резкое разгибание тела с одновременным отпусканием кистей для перехвата. Это разгибание позволяет, с одной стороны, произвести сильный нажим (толчок) плечами на жерди, что способствует дополнительному взлету тела вверх, с другой - вызывает торможение вращательного движения ног. В этой фазе спортсмен выполняет энергичные движения руками и головой. Быстро перехватив руки и отклонив голову назад для зрительного контроля, гимнаст завершает упражнение. Обучение. А. Исходная база. 1. Умение выполнять подъем махом вперед с максимальной амплитудой после отодвига из стойки на руках. 2, Владение техникой сальто назад в стойку из упора. Б. Основные упражнения. Упражнение изучается в целом с помощью страховочного пояса или с поддержкой за бедро в момент вылета на сальто. Тренер находится на площадке, установленной на уровне брусьев в 10 - 15 см от ближней жерди. Подхватывая гимнаста за ноги, он помогает ему зафиксировать стойку на прямых руках. Трудность овладения техникой кувырка сальтовым темпом, которую испытывают многие гимнасты, объясняется не столько сложностью самого элемента, сколько недоработанностью исходной базы.

Игорь: Кувырок вперед из упора Популярный связующий элемент. Его исполнение требует точной техники и безупречного ощущения стиля движения. В зависимости от наклонностей и намерений гимнаста кувырок может быть нарочито медленным или более быстрым, темповым. Для замедленного исполнения характерен высокий начальный мах назад: плавно задерживая силой мах в упоре, гимнаст мягко сгибает руки, округляет спину и опускает плечи к жердям; голова некоторое время остается приподнятой. При темповом кувырке мах ногами в упоре не очень высокий: как только ноги проходят горизонтальное положение, руки быстро сгибаются и плечи идут к жердям. При обоих способах вторая фаза кувырка (после прохождения телом верхнего вертикального положения) протекает одинаково: опуская голову на грудь, гимнаст отпускает руки и сразу переводит их вперед, пораньше дохватываясь за жерди. Подъем махом назад в стойку на руках (рис. 31). Элемент делается, как правило, из упора согнувшись на руках или проходящим движением через это положение. Разгибая тело ногами вверх-назад и подбрасывая плечи к кистям, а не скользя ими по жердям, гимнаст выполняет мощный мах назад хлестовым движением в два темпа (отставание и ускорение ног). С момента пересечения вертикали он усиливает мах активным движением ног назад-вверх и, сильно нажимая руками на жерди, посылает плечи вперед. При этом за счет напряжение мышц плечевого пояса и спины продолжается движение тела в стойку, которое завершается одновременно с полным выпрямлением рук. Все движение выполняется слитно, без задержки темпа. Переход из упора на руках в упор совершается благодаря фиксации движения в плечевой оси в момент начала подъема, в результате чего начинается вращение тела вокруг оси кистей. Чем ближе плечи расположены к кистям, тем меньше увеличивается радиус о.ц.м. при переходе на новую ось вращения и тем меньше потеря скорости. Разгибание рук и выпрямление тела должны произойти одновременно с приходом в стойку на руках.

Игорь: Оборот (подъем) назад в стойку на руках (рис. 37). Как правило, этот элемент выполняется ранним спадом из упора или с прыжка из виса стоя. Техника выполнения в обоих случаях, начиная с момента приближения плеч к уровню жердей при движении книзу, одинакова. После раннего спада разгибание тела начинается несколько раньше момента пересечения плечами вертикали внизу. Далее движение продолжается, как при высоком подъеме дугой и при обороте. Оба движения почти-одинаковы, если не считать того, что в первом случае голова наклонена к груди, а во втором - к спине. Это существенно для ориентации. Для исполнителя дуги голова (по субъективному восприятию) движется вперед, для исполнителя оборота - назад. Кроме того, при обороте назад отклонение головы к спине тонизирует мышцы-разгибатели спины и ног и тем самым способствует более энергичному выполнению основного движения. Разгон тела завершается акцентированным отрывом кистей от жерди, после чего его движение происходит по инерции за счет приобретенной к этому времени скорости. От мощности разгона в висе согнувшись зависит высота безопорной части оборота. Чтобы дохватиться прямыми руками, нужно поднять о.ц.м. в полете примерно на 100 см. Для этого необходима стартовая скорость около 4 м/с. На кинограмме (рис. 38) скорость близка к этому показателю, поэтому оборот завершается дохватом жердей прямыми руками. В тех случаях, когда достичь необходимой стартовой скорости 4 м/с не удается, спортсмен может поставить прямые руки на жерди наклонно и, нажимая ими на жерди, принять правильное вертикальное положение всего тела, хотя темп подъема при этой падает. Следует особое внимание обратить на перехваты рук. Отрыв рук от опоры и последующий захват жердей происходит в одном и тон же месте. Это значит, что энергия движения, накопленная к моменту старта, израсходована наиболее рационально, точно на подъем по вертикали. Обучение. А. Исходная база. 1. Высокий подъем дугой (через стойку на плечах) в упор на руках. Выполняется с максимальной мощностью. Б. Основные упражнения. 1. Соскок дугой на концах жердей на поролоновую площадку, установленную на уровне (или выше) жердей. 2. Проводка из виса согнувшись в стойку на руках подниманием за ноги. Помогающие стоят на площадках, установленных на уровне жердей. 3. То же самое, но с небольшого размахивания в висе согнувшись. 4. Оборот в стойку с помощью. Помощь оказывается нажимом под плечо и поддержкой за грудь снизу жердей. Можно помогать, подхватывая спортсмена в момент старта за ноги и вытягивая его в стойку. Следует заметить, что главное - добиться необходимой скорости за счет форсированного спада и мощного разгибания в висе согнувшись.

Игорь: Подъем дугой в упор на руках (рис. 41). На рисунке подъем дугой выполняется поздним спадом из стойки на руках. После выполнения позднего спада с умеренной оттяжкой ног к груди гимнаст несколько раньше момента пересечения плечами вертикали внизу начинает энергично разгибаться и поднимать таз кверху. О.ц.м. перемещается вверх и ближе к оси вращения, вследствие чего поддерживается высокая скорость движения тела. Сразу же после пересечения тазом уровня жердей гимнаст отрывает руки от опоры и при продолжающемся подъеме тела быстрым и коротким сгибанием спины ставит плечи на опору. Затем, несколько сгибаясь, захватывает жерди кистями. Из виса в упор гимнаст перемещается вследствие сложения двух движений тела - вращательного дви¬жения вокруг оси кистей и перемещения ног и туловища в сторону жердей активными мышечными усилиями. Ни одно из указанных движений в отдельности не даст возможности выполнить подъем. Активное движение о.ц.м. вверх-вперед от плечевой оси связано с нарастанием давления на плечевую ось, т. е. с усилением натяжения рук, что воспринимается гимнастом как возникновение чувства тяги. Отсутствие этого чувства должно информировать гимнаста о том, что либо он вяло разгибается и поднимает таз, либо разгибается не в указанном выше направлении. Не должен гимнаст забывать и об активных действиях на спаде. Обучение. А. Исходная база. 1. Умение выполнять спад. 2. Умение выполнять размахивание в висе согнувшись. Б. Основные упражнения. 1. С прыжка вис согнувшись и соскок дугой с концов жердей лицом наружу. Тренер поддерживает гимнаста за плечо и под спину. 2. С прыжка вис согнувшись и подъем дугой в положение лежа на мат, положенный на жерди спереди. Упражнение выполняется со страховкой. Тренер поддерживает гимнаста под спину. 3. Подъем дугой с помощью. Тренер, поддерживая под спину, проводит гимнаста по ходу движения. После того как элемент будет изучен с прыжка в вис согнувшись, следует выполнять его после спада, сначала с помощью, потом самостоятельно.

Игорь: Подъем дугой в упор (рис. 42). Элемент, как правило, выполняется ранним спадом, но столь же успешно может быть выполнен поздним спадом, с прыжка в вис согнувшись и даже из упора углом. Все дело в уме¬нии разгонять тело к моменту отрыва рук от жердей. Картина движения при выполнении подъема дугой до момента отрыва рук от жердей и основном такая же, как при подъеме ли упора на руках. Но все действия выполняются энергичнее, на полную мощность. Скоростные параметры движения о.ц.м. увеличиваются примерно и а 20%. К моменту пересечения тазом уровня жердей при движении тела вниз (независимо от того, из какого исходного положения начато движение) гимнаст, округляя спину, оттягивается назад и, быстро сгибаясь, прижимает прямые ноги к туловищу. При этом он продолжает отводить таз назад относительно рук (угол между туловищем и руками увеличивается). Благодаря этому о.ц.т. перемещается по максимально возможной дуге и сила тяжести наиболее полно используется для разгона. Такая оттяжка - наиболее характерный признак техники подъема дугой в упор. Поднимание таза с мощным разгибанием ног начинается несколько раньше момента пересечения вертикали плечами и продолжается до момента отрыва рук от жердей. С момента отрыва рук плечи благодаря сгибанию тела устремляются как бы вдогонку за ногами и на фоне общего подъема о.ц.м. взлетают вверх, а прямые руки движением вниз-назад ставятся на опору. При этом руки напряжены и находятся в готовности довести плечи вперед до надежного упора. Этому же способствует движение тела вперед (о.ц.м. и фазе полета перемещается по параболической траектории), а также сдерживание ног в начале махового движения назад. Дохват жердей руками совершается на 80-100 см впереди от места отрыва. Поза спортсмена в момент дохвата жердей во многом зависит от его положения при отрыве рук от жердей и быстроты сгибания тела в полете (см. рис. 26). Обучение. А. Исходная база. Подъём дугой в упор на руках. Б. Основное упражнение. Подъем дугой в сед ноги врозь или в сед на мат, положенный на жерди, с помощью и самостоятельно. Оказывая помощь па первом этапе Обучения, следует удерживать гимнаста в упоре, поддерживая его под нош и спину снизу жердей. В. Затруднения в обучении. Гимнаст попадает на согнутые руки или скользит вперед на руках. Низкое направление разгибания тела вследствие запаздывания с подъемом таза. Для устранения ошибки выполнять упражнение Г-1. После дохвата гимнаст падает назад в упор согнувшись на руках. Высокое направление разгибания тела или слабый разгон вследствие плохой оттяжки. Для устранения ошибки выполнять упражне¬ния Г-1, 2. Г. Вспомогательные упражнения. 1. Мах дугой с доставанием ногами ориентира (мяч, флажок и т. п.), подвешенного над брусьями на высоте 90-100 см впереди от места захвата жердей на 10-20 см. 2. Гимнаст в висе согнувшись с предельным «складыванием» (таз внизу) раскачивается с помощью двух ассистентов тренера. Ассистенты поддерживают гимнаста одной рукой под спину, а другой за голень, прижимая ногу вплотную к его туловищу.

Игорь: Подъем разгибом в упор (рис. 44). Данный элемент не только является составной частью программных комбинаций. Он ценен в первую очередь как учебное упражнение, развивающее у гимнастов чувство движения в висе углом и в висе согнувшись, на базе которых выполняется много сложных элементов. Элемент выполняется из виса углом или виса согнувшись, начиная с крайней точки маха вперед. С движением назад гимнаст, энергично выпрямляясь, поднимает ноги и таз. При этом он нажимает прямыми руками па жерди, так как это способствует выходу в упор с высоким положением тела над жердями. В крайней точке маха вперед в висе согнувшись тело начинает перемещаться по дуге вниз и к вертикальному положению накапливает определенное количество энергии движения. Разгибаясь, спортсмен приближает о.ц.м, к оси вращения, вследствие чего возрастает угловая скорость тела. Благодаря нарастанию угловой скорости при незначительном сопротивлении силы тяжести вращательному движению гимнаст переходит из виса в упор. Традиционный подъем разгибом предполагает выходи достаточно высокий упор сзади с выпрямленным или несильно согнутым телом. Существует в более современный вариант окончания подъема разгибом: в конечном положении гимнаст высоко поднимает таз и сильно складывается в, тазобедренных суставах. Такое окончание подъема разгибом при правильной технике не только красиво, но и весьма рационально.

Игорь: Оборот вперед (рис. 46). На состязаниях элемент впервые выполнен в 1972 г. Его оригинальность, определяется необычностью (точнее) непривычностью спада вперед который начинается в безопорной фазе. Это открывает путь к новым оригинальным соединениям. Непосредственное исполнение элемента начинается при сдерживаемом маховом движении назад с момента вертикального положения тела плав¬ным падением плеч вперед и книзу. При подходе плеч к уровню жердей гимнаст начинает перехват перекатом с опорой тыльной стороной кисти. Примерно на 0,10-0,15 с контакт с жердью теряется, и спортсмен падает вперед-книзу. В этот момент он наклоняет голову к груди и зрительно хорошо контролирует положение рук и ног относительно жердей. При дохвате руки скользят по жердям от предплечий к ладоням, и гимнаст оказывается в висе. Падение книзу смягчается упругим «складыванием» до момента пересечения вертикали внизу. Далее выполняется вторая половина оборота - подъем разгибом в упор. Обучение. А. Исходная база. Умение выполнять подъем разгибом. Б. Основные упражнения. 1. Медленная проводка гимнаста по ходу спада вперед с поддержкой за плечи и ноги с двух сторон. Особенно важно хорошо прочувствовать способ перехвата. Поэтому в этот период рекомендуется зафиксировать положение гимнаста (поддержать его на руках). 2. Спад вперед над высоко уложенными (80-100 см от жердей) поролоновыми матами. Задача - удержаться в висе согнувшись. 3.Оборот вперед в целом со страховкой При страховке сопровождать гимнаста, чтобы в случае срыва с жердей при дохвате поддержать его под спину. По мере приобретения уверенности гимнаст переходит полностью к самостоятельному исполнению элемента.

Игорь: Махи дугой назад в упор на руках (рис. 47). Упражнение, исполняется после активного маха вперед из виса углом. Это движение завершается острым, акцентированным прогибанием тела (кадр 1), подготавливающим дальнейшую работу в висе согнувшись на махе назад. Быстро согнувшись в тазобедренных суставах (кадры 2-4) и не задерживаясь в этом положении, гимнаст немедленно, резким движением бросает стопы вверх, практически вертикально (кадры 4-7). Это действие сопровождается мощной тягой прямыми руками вниз-вперед, при этом таз быстро проходит линию рук, а затем устремляется вверх, вслед за стопами. В целом эта фаза подъема должна носить характер мощного броска вверх, в результате чего освобождаются кисти гимнаста и он может выполнить, по существу, перелет в положение нефиксированной стойки на плечах (кадры 7-9). В дальнейшем исполнитель движения дохватывается за жерди и переходит в положение упора на руках с последующим махом вперед. Анализ кинограммы говорит, что такое движение может заканчиваться также в положении виса с последующим большим махом вперед.

Игорь: Большим махом вперед подлет в упор (рис. 49). Первая часть элемента выполняется как и большой оборот назад. Сход может выполняться как из стойки, так и после маха назад. Рывковое волнообразное движение от ног к плечам начинается раньше, чем при обороте. При этом бросок ногами выполняется одновременно с их выпрямлением, а плечи сильно посылаются вперед за счет мощного акцентированного нажима руками на жерди за спину, после чего начинается безопорная фаза. В полете гимнаст быстро «складывается», поднимая плечи, и захватывает жерди прямыми руками. Ноги при этом почти касаются туловища, таз приподнят. Выполняя перелет с еще более энергичным рывковым движением плеч вперед, можно выполнить перемах ноги врозь назад (перелет Ткачева) , а можно и сальто вперед до упора на руках. Элемент изучается в целом с помощью. Тренер, поддерживая гимнаста под спину и таз, помогает гимнасту выполнить завершающую часть элемента.



полная версия страницы