Форум » Тренировочный процесс & Теория спортивной гимнастики » МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ » Ответить

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Светлана: Эти материалы были любезно предоставлены Игорем.

Ответов - 196, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Игорь: Маховые элементы с поворотами, перемахи махом вперёд и назад Махом вперёд подлёт с поворотом кругом в стойку (оберучный в стойку на руках) (рис. 7). Выполняя сход почти прямым телом, гимнаст начинает сгибаться к вертикальному положению; сгибание продолжается до момента перехода в одноопорное положение. Отклоняя несколько плечи назад спортсмен противодействует центробежной силе инерции (стягивающей тело вперед) , уменьшает радиус кривизны траектории о.ц.м. и сохраняет высо¬кую угловую скорость, необходимую для броскового движения вверх. Поворот начинается с момента пересечения уровня жердей винтообразно от ног к туловищу и продолжается до завершения элемента, сочетаясь с одновременным выпрямлением тела. С момента перехода и одноопорное положение тело в целом перемещается вертикально вверх, а опорная рука и плечо перемещаются вперед. В этот же период убыстряется поворот плеч (накат на опорную руку). Этими действиями и обеспечивается выталкивание (подлет) в безопорное положение. Постановка рук на жерди после полета происходит на том же месте в положении тела, близком к вертикали; значительное отклонение рук от нужной зоны дохвата приводит к ошибкам. В финальной фазе тело доводится до точной стойки на руках. При описанном движении сгибание тела может быть большим или меньшим как у разных гимнастов, так и у одного спортсмена, в зависимости от скорости движения тела при сходе. Последующее разгибание в любом случае должно выполняться в закрытом положении, без переразгибания. Типичная грубая ошибка в связи с этим - поворот с «вываливанием» живота. Голова гимнаста также может занимать несколько произвольное, удобное для данного спортсмена положение: в каждой фазе она занимает положение, удобное для зрительного контроля за перемещением тела и вместе с тем более близкое к естественной для человека позе - теменем вверх. Наиболее распространенный вариант работы головой: наклон головы на грудь в начальной фазе движения вверх, затем, в решающей фазе поворота, быстрый ее перевод в сторону поворота к опорному плечу. Интересен вариант работы головой при «оберучном», когда гимнаст не контролирует зрением движение (не смотрит на носки ног), а сразу поднимает голову вверх и как бы делает ею в такт движению широкий круг вверх-налево назад (при повороте налево). Такое движение содействует более эффективной работе опорной рукой, но труднее в отношении ориентации. При завершении поворота спортсмен как бы тянется к опоре, что создаст впечатление исключительной легкости и виртуозности исполнения. Обучение. А. Исходная база. Владение сходом (свободное маховое движение вперед из стойки на руках). Б. Основные упражнения. 1. Отработка последовательности перехвата рук в упоре лежа сзади, опираясь ногами на возвышения (30-40 см). Мелом на полу обозначить жерди. 2. Исходное положение как при Б-1. Винтообразный поворотом от ног перейти в положение полувыкрута в упоре лежа боком и тут же вернуться в исходное положение. При переводе в упор лежа боком туловище максимально отводить от руки. 3. Движением Б-2 повернуться кругом в упор лежа. Руки ставить па условные жерди (несколько раньше одноименную направлению поворота или одновременно). При повторении упражнения опору для ног постепенно повышать до 80-100 см. 4. Поворот махом вперед на низких брусьях с удержанием спортсмена одноопорной фазе в положении полувыкрута. Тренер стоит на помосте со стороны, разноименной направлению поворота, и подхватывает гимнаста за туловище и ноги (в обхват). 5. Поворот махом вперед в стойку на руках с помощью. Помощь оказываете как при Б-4. После дохвата за жерди тренер доводит гимнаста до стойки. Вначале выполнять с размахивания, затем со схода. В Затруднения в обучении. При повороте ноги разводятся («стригут»). Причина - вялое ввинчивание ногами в начале выполнения поворота. Для исправления ошибки использовать упражнение Г-1. При завершении поворота в момент дохвата жердей гимнаста «ломает» а сторону опорной руки. Причина - гимнаст не отводит ступни в противоположную сторону (или отводит мало) при движении тела в упоре на одной руке. Для устранения ошибки выполнять Г-2. Жесткий приход при дохвате. Причина - сильный наклон рук назад («отвал плеч»). Для устранения ошибки наметить ориентиры для дохвата. Дополнительно поработать над сходом, чтобы не было задергивания маха. Выполнять по 2-3 схода подряд, не теряя темпа махового движения. Г. Вспомогательные движения. 1. Выполнение поворота с зажатым между ступнями листком бумаги с задачей не уронить его до конца упражнения. 2. Махом вперед соскок вправо (влево) с поворотом налево (направо), с приземлением на ориентир, обозначенный на матах. 3. Поворот махом вперед с перемещением ног в направлении ориентира, подвешенною на высоте 150-200 см над разноименной направлению поворота жердью впереди снаряда. При повторении упражнения по 2-3 раза подряд в одном подходе к снаряду вырабатывается необходимая стабильность, способность выполнять упражнение в сочетании с другими элементами. Попорот махом вперед, выполняемый не в стойку, а в упор, по современным представлениям практически такой же элемент, так как снижение высоты движения заведомо теперь воспринимается как погрешность. При необходимости выполнить поворот без задержки в стойке, в темповом соединении, гимнаст лишь направляет ноги несколько больше обычного вперед, после поворота ставит руки на жерди с меньшим наклоном плеч вперед.

Игорь: Подъем махом вперед с поворотом кругом в упор. До отрыва плеч от опоры техника элемента в основном не отличается от техники подъема в упор. Поскольку исполнение поворота требует наличия достаточной безопорной фазы движения над жердями, общая мощность подъема, включая бросок и действия собственно подъема, должна быть больше. Еще одна особенность элемента - необходимость меньшего сгибания тела при выходе в упор и более быстрый переход к его выпрямлению. Последнее действие - разгибание тела до его выпрямления (рис. 17, кадр 7 и далее) сочетается с поворотом тела вокруг продольной оси. Важно понять, что в сочетании с обычным для простого подъема сгибанием тела (кадры 5-7) поворот никогда не исполняется. В зависимости от момента перехода к разгибанию тела несколько раньше или позже начинается и поворот тела, который делается винтообразным движением от стоп к плечам. Финальная часть подъема и поворота протекает одновременно. Чем лучше в целом исполняется движение, тем больше поворот походит на аналогичное движение махом вперед из упора (см. рис. 7).

Игорь: Перемах ноги врозь назад (рис. 21) Редко исполняемый, хотя и несложный элемент. Он способен придать оригинальное звучание комбинации. Выполнить перемах ноги врозь назад практически невозможно с обычного маха вперед в упоре, так как в этом случае нельзя освободиться от опоры. Необходимый для перемаха подлет над жердями достигается искусственным усилением отталкивания руками от жердей. для этого выполняется мах вперед на согнутых руках; сгибание рук должно быть полным, чтобы получаемый при этом упор был полноценным. Бросковым махом вперед в упоре на согнутых руках гимнаст выводит ноги над жердями и, мощно разгибая руки и отталкиваясь, одновременно резким коротким движением разгибается в тазобедренных суставах и разводит ноги. В конечной фазе перемаха тела гимнаст обычно находится в положении, близком к горизонтальному. В дальнейшем обычно исполняется спад.


Игорь: Подъем разгибом с перемахом ноги врозь назад (рис. 45). Данное соединение особенно трудно выполнить в середине жердей. Проще вариант на концах жердей. Упражнение требует хорошего развития мышц спины, так как завершающая часть (после фазы полёта) выполняется силой. До начала выхода в упор элемент выполняется по схеме подъема разгибом. С началом выхода в упор гимнаст разводит плечи, быстро наклоняя плечи вперед, отталкивается руками и отводит таз назад. Дохватившись в упор, спортсмен наклоняет руки вперед и, силой поднимая спину, завершает перемах ногами в горизонтальном положении.

Игорь: Поворот махом назад в упор (рис. 24) При всей его внешней простоте - координационно сложное упражнение, требующее высокой точности действий. Техника выполнения упражнения может быть различна. Выделяют два основных варианта: с ранним поворотом и поздним. При раннем повороте гимнаст делает в упоре мах назад средней силы и как бы акцентированно ударяет ногами вниз-назад. Вскоре после того, как ноги пройдут через нижнюю вертикаль, он снимает с жерди руку, разноименную повороту, и ставит ее на другую жердь в хват сверху. Рука перемещается очень быстро, кисть движется к новой опоре по кратчайшему пути. Немедленно после этого гимнаст снимает с опоры одноименную руку и, продолжая движение всем телом назад-вверх и отводя плечи назад, поворачивается кругом. Постановка свободной кисти на опору после поворота при данном способе исполнения совпадает по времени с выходом тела в высшую точку маха назад и оконча¬нием всего упражнения. Такое выполнение, если оно правильное, обеспечивает наиболее эффектный и техничный поворот. При позднем повороте гимнаст относительно спокойно, без акцента, делает мах ногами назад, опираясь на обе руки как минимум до горизонтального положения. После того как давление на опору падает (вследствие того что движение ног притормаживается) , следует поворот. При этом движения кистями в основном те же, что и в первом случае. Описанный поворот можно выполнять на значительной высоте. При этом он оканчивается, как правило, уже при движении тела вниз, что снижает зрелищность исполнения. Элемент может быть исполнен таким оригинальным способом, как соединение поворота махом назад в стойку продольно и возврат через обратный диомидовский с поворотом на 270°. Главное - не потерять слитность всего соединения.

Игорь: Перемах ноги врозь вперед в упор или упор углом (рис. 30). Движение начинается умеренным по силе махом назад в упоре. Приблизившись к вертикальному положению, гимнаст несколько сгибается и тут же производит бросковое движение ногами назад-вверх. Мах сопровождается незначительным движением плеч вперед, уравновешивающим тело. При лучшем исполнении перемаха вслед за броском следует немедленное, резкое сгибание тела в тазобедренных суставах, дающее вращение назад. Чтобы сгибание было в этом смысле эффективным, оно должно происходить при хорошем контакте с опорой: исполняя перемах, гимнаст не должен наклонять плечи вперед; напротив, одновременно с курбетом он активно отводит плечи назад, навстречу стопам. Если сгибание тела с отталкиванием руками было выполнено верно, гимнаст после отпускания рук свободно поднимает плечи, проносит ноги снаружи от жердей, раньше ставит кисти на жерди и фиксирует упор или упор углом. Современный перемах ноги врозь - это стилизованный подлет с перемахом. Поэтому после него приход на жерди сопровождается заметным ударом. Однако по современным представлениям это не должно считаться погрешностью.

Игорь: Подъем махом назад с перемахом ноги врозь в упор углом (рис. 32). Элемент выполняется мощным хлестовым движением ног в три темпа (отставание, обгон, отставание). Отставание ног, начиная с момента пересечения ногами уровня жердей, является результатом активного сгибания тела. Оно вызывает, с одной стороны, торможение движения ног, с другой - мощный нажим руками на жерди. Результатом этого усилия является изменение вращательного движения тела. Если тело вращалось против хода часовой стрелки, то с этого момента оно начинает вращаться по ходу часовой стрелки. Вращение это еще несколько усиливается за счет завершающего толчка ладонями вниз-вперед. Здесь следует обратить внимание на то, что гимнаст не посылает плечи вперед, как при подъеме махом назад, а, наоборот, выталкивает их даже несколько назад. Это очень существенный момент техники выполнения элемента, связанный с рациональным использованием энергии махового движения. С момента отрыва плеч от опоры о.ц.м. перемещается по вертикали как вверх, так и вниз. Дохват жердей кистями происходит в месте пересечения линии о.ц.м. с жердями, на 25-30 см сзади от первоначального места захвата. Высокое положение ног над опорой и пружинисто округленная спина в момент дохвата жердей позволяют гимнасту самортизировать и мягко погасить движение о.ц.м. книзу при фиксации угла. Этому же служит отклонение плеч назад, которое создает как бы противовес движению носков под жерди. После погашения сил инерции движения гимнаст фиксирует упор углом.

Игорь: Подъем махом назад с поворотом кругом (рис. 33). Элемент выполняется мощным хлестовым движением в три темпа: отставание, ускорение и вновь отставание ног, или, говоря иначе, сгибание, прогибание и выпрямление тела. Благодаря большой скорости махового движения назад и нажиму руками на жерди, значительно усиленному за счет заключительной части хлестового движения, тело гимнаста взлетает вверх, перемещаясь почти поступательно. Плечи поднимаются вертикально, точно над местом их нахождения до отрыва от жердей. После поворота на этом месте произойдет дохват жердей кистями. Это один из существенных признаков рациональной техники. Частая ошибка, встречающаяся в этой фазе движения,- рывок плечами вперед, к кистям, предшествующий отпусканию рук и повороту. Ее следствие - приход после поворота в неполноценный упор с сильно наклоненными назад плечами или даже падение назад в упор на руки. Эта ошибка, как правило, является следствием отрицательного переноса навыка с обычного подъема махом назад в упор или в стойку, где такой рывок плечами вперед – нередкое явление. При правильном подъеме с поворотом гимнаст должен, входя в поворот, расслабить сгибатели рук, давая плечам под действием центробежной силы свободно соскользнуть назад. Это позволяет занять после поворота активное положение с выведенными вперед плечами и отлично выполнить мах назад в упоре. Одновременно с отрывом плеч от опоры начинается поворот ног, который к моменту отрыва от жерди руки, разноименной направлению поворота, уже достигает примерно 60°. Немного позднее начинается и поворот туловища. Таким образом тело поворачивается винтообразно от ног к туловищу. Отрыв второй руки от жерди акцентированным выпрямлением происходит сразу же, менее чем через 0,1 с после отрыва первой. Эта разновременность используется в определенной мере для поворота туловища, которое к этому времени отстает от ног. Важность этого момента очевидна, ибо высота тела над жердями при завершении элемента зависит и от быстроты его поворота. После очень короткой (около 0,1 с) фазы полета гимнаст дохватывается за жердь рукой, разноименной направлению поворота (не передавая на нее тяжесть тела!). К этому моменту гимнаст успевает повернуться па 90°. Далее при опоре на одной руке продолжается быстрый поворот тела, и примерно через 0,2 с гимнаст дохватывается другой рукой и завершает элемент с очень высоким положением тела над жердями. Колени гимнаста находятся на уровне головы. Гимнаст завершил поворот в основном при восходящем движении о.ц.м. К моменту дохвата второй рукой о.ц.м. успел снизиться не более чем на 10 см. Основной же недостаток исполнения подъема заключается в том, что из-за вялого поворота гимнаст долго находится в опоре на одной руке и завершает поворот при значительном снижении о.ц.м. с низким положением тела над снарядом. В идеальном случае подъем махом назад с поворотом должен полностью завершаться па восходящей части траектории о.ц.м. Этого можно добиться при сочетании мощного хлестового маха назад с максимально быстрым поворотом тела. Совершенствуя поворот, нужно, в частности, помнить, что быстрее всего он протекает в том случае, если безопорная фаза сведена до минимума: рука, разноименная повороту, должна как бы подбивать другую, мгновенно сменяя ее на опоре. Только в этом случае гимнаст имеет достаточное время для активного поворота в упоре. Особо следует остановиться на характере движения головы в процессе выполнения упражнения. До фазы полета гимнаст поворачивает голову вокруг сагиттальной оси, наклоняя ее к плечу. Далее, после постановки руки на опору, гимнаст быстро поворачивает голову в сторону ног. При этом голова удерживается по возможности теменем вверх, т. е. ближе к естественному положению. Такой характер движения головы обеспечивает условия для наблюдения за перехватом рук и движением ног относительно жердей при завершении поворота. Конечное положение при подъеме махом назад с поворотом должно быть таким же, как при правильном подъеме махом вперед без поворота. В этом отношении уместно напомнить о возможности использования как прямого, так и стилизованного согнутого конечного положения с высоко поднятым тазом. Обучение. А. Исходная база. Умение выполнять хлестовое маховое движение назад в три темпа в упоре на руках. Б. Основные упражнения. 1. Махом назад в упоре на руках высокий подлет хлестовым движением в три темпа. Следить, чтобы при возвращении в исходное положение руки оказались точно на прежних местах. Перемещение вдоль жердей указывает на преждевременное или запоздалое выполнение основного усилия при подлете. 2. Махом назад в упоре на руках подлет повыше с максимально возможным поворотом ног. 3. Отработка последовательности перехвата рук в упоре на полу (с обозначением жердей), на стоялках или брусьях. 4. Подъем махом назад с поворотом ног до седа. Руки не перехватывать. 5. Подъем махом назад с поворотом кругом в сед ноги врозь с перехватом одной руки (разноименной направлению поворота). 6. Подъем махом назад с поворотом крутом в сед ноги врозь. Стремиться перехватиться руками раньше, чем бедра коснутся жердей. После этого упражнения можно переходить к самостоятельному выполнению со страховкой. При страховке стоять со стороны, разноименной направлению поворота, в готовности поддержать гимнаста под ноги и спину в случае промаха рукой при дохвате.

Игорь: Из упора на руках махом назад перелет согнувшись с поворотом кругом в упор (рис. 34). Необходимый для подлёта мах выполняется из упора согнувшись на руках мощным разгибом вверх-вперед с ощущением натяжения тела. Носки ног перемещаются по максимально удаленной от плеч дуге. Далее нарастающее по скорости движение тела выполняется хлестом в три темпа: отставание ног, обгон, торможение-сгибание. Хлест на фоне мощного махового движения назад позволяет нажать руками на жерди и перейти в фазу полета. Подъем плеч сопровождается их разворотом вправо, что в немалой степени обеспечивается более длительным толчком левой руки. Гимнаст поворачивает плечи вправо, опираясь на жердь левой рукой. В этом суть разновременного отрыва рук от жердей. По характеру движения элемент подобен перелету Воронина. Полет продолжается около 0,4 с. Гимнаст как бы парит над жердями, совершая поворот в согнутом положении тела. Руки нацелены на жерди. Контакт с опорой совершается в момент пересечения ступнями уровня жердей. Далее логичны продолжения через вис согнувшись как ранним (форсированным), так и поздним спадом. Исходной технической базой для изучения перелета является владение мощным маховым движением назад в упоре на руках. Изучается перелет целостным методом со страховочным поясом.

Игорь: Соскоки Сальто назад прогнувшись Базируется на технике сальто назад в упор. Напомним, что для такого движения характерно более сильное вращательное движение, чем при сальто в стойку на руках. Поэтому гимнаст значительно уменьшает силу «подрыва» грудью или исключает его вовсе, хотя это снижает высоту полета. Разгибание тела, неизбежное после броска со сгибанием, имеет либо характер спокойного и неполного выпрямления тела на опоре (без характерного прогибания), либо в основном выполняется в полете. Такое построение данной фазы движения позволяет избежать излишних потерь в скорости вращения тела. Еще одна особенность сальто в соскок - больший, чем в сальто в стойку, наклон плеч назад. Такой переход в полет также содействует ускорению вращательного движения. Сальто в соскок выполняется со смещением всего тела в сторону от жердей. Нормальное смещение составляет примерно длину руки гимнаста; это относится как к устаревшему ныне доскоку с дохватом, так и без него. Выведение тела из жердей обеспечивается строго синхронной работой рук, как бы наталкивающих брусья внутрь, начиная с подъема ног нал жердями и кончая переходом в полёт. При атом плечи гимнаста смещаются в соответствующую сторону, а руки наклоняются, оставаясь параллельными. Обычно любой соскок сальто назад ниже сходного сальто в упор. Это также обязано с необходимостью ухода в сторону от снаряда. Чем дальше приземление от брусьев, тем ниже соскок. Поэтому требования к активности действий при соскоках с сальто особенно велики. Только при мощном их выполнении, движение может быть достаточно высоким.

Игорь: Сальто вперед с поворотом кругом (рис. 28). Техника сальто вперед без поворота и с поворотом кругом до фазы вылета одинакова. Чтобы избежать ненужных повторений, рассмотрим технику сразу на примере соскока с поворотом. Исходное положение технически совершенного соскока сальто вперед- предельно доступный для гимнаста замах вперед. Основные признаки правильного исходного положения: высокое положение таза (не ниже уровня плеч), минимальное сгибание тела в тазобедренных суставах, воз¬можно больший плечевой угол (больше прямого) с сильно натянутыми мышцами плечевого пояса, смещение плеч вперед относительно точек хвата или минимальный их наклон назад. Соскок выполняется мощным маховым движением назад, скорость которого усиливается за счет быстрой, но под небольшим углом подачи плеч вперед с момента пересечения вертикали до принятия телом горизонтального положения. На рис. 28 отрыв рук от опоры происходит в положении тела, близком к стойке на руках, при высоте о.ц.м. около 60 см над жердями. Одновременно с махом назад, начиная от вертикали, все тело равномерно смещается в сторону соскока до самого момента вылета. Этим смещением объясняется видимая разновременность отрыва рук от жердей, хотя по ощущениям гимнаста отход должен быть строго одновременным. В полете за счет энергии маха тело гимнаста поднимается примерно еще на 20 см, достигая максимальной высоты над жердями 80 см и более. Благодаря этому гимнаст успел сгруппироваться, полностью развернуться кругом над жердями винтообразным поворотом от плеч к ногам и подготовиться к уверенному и устойчивому приземлению. Выполняя соскок влево от снаряда, гимнаст в рассматриваемом случае поворачивается направо, т. е. лицом к жерди. С таким же успехом поворот может быть выполнен в другую сторону, т. е. лицом от жерди. Опыт показывает, что предпочтение нужно отдавать именно такому повороту, так как он легче контролируется. Обучение. Дается описание профилирующего соскока сальто вперед без поворота. А. Исходная база. 1. Владение размахиванием с предельной амплитудой вплоть до стойки на руках и высокого упора сзади. 2. Свободное владение доступными движениями типа сальто вперед (на батуте, трамплине и т. п.). Б. Основные упражнения. 1. Размахивание в упоре с высоким подлетом махом назад. 2. Махом назад вылет в сторону на стопку матов или помост в стойку на руках и кувырок вперед. Помост нужно установить на уровне жердей вплотную к снаряду. Вылетать стойку следует точно в сторону на линию опоры руками. Для этого мелом начертить линию. 3. Сальто вперед согнувшись с приземлением спиной на стопку матов (лучше поролоновых). Затем то же в сед.При выполнении упражнения следить, чтобы плоскость смещении о сторону была строго вертикальна и параллельна жердям. Перекосы тела недопустимы. 4. Соскок сальто вперед согнувшись в поролоновую яму или на высокий поролоновый мат. Рукой за жердь не браться. После уверенного и правильного выполнении соскока в поролоновую яму следует постепенно перейти к стандартным (соревновательным) условиям. От вытягивания за руку или выталкивания с другой стороны, а также применения обоих способов помощи одновременно следует отказаться. Такай помощь при современном техническом оснащении спортивных залов устарела и может применяться лишь в исключительных случаях. Подвесными поясами для страховки также не следует злоупотреблять, так как это может привести к закреплению навыка выполнения соскока с перекосом. В. Затруднения в обучении. Сальто выполняется с перекосом и ударами ногами о жердь. Неравномерное смещение тела в сторону. Ноги при горизонтальном положении на махе назад смешаются в сторону больше, чем плечи, и тело гимнаста разворачивается относительно жерди. Повторить упражнения Б-2, 3. Проследить, чтобы при сальто в сед на горку матов ноги были строго параллельны жерди. Сальто выполняется с разворотом и падением на жердь. Гимнаст не может отвести взгляд от жердей. Это наиболее опасная и трудно устранимая «болезнь», требующая тщательного и длительного «лечения» с помощью всех основных упражнений. При этом особенно нужно следить за точным движением головы по сальто без поворотов и наклонов в стороны. Если гимнасту и это не поможет, то он должен переучить сальто в другую сторону.

Игорь: ПЕРЕКЛАДИНА и РАЗНОВЫСОКИЕ БРУСЬЯ Материал взят из учебников: «Гимнастическое многоборье: Мужские виды .Упражнения на перекладине. Гавердовский Ю.К. – М.:Физкультура и спорт, 1987, - 480с., ил.» и «Гимнастическое многоборье: Женские виды. Изд. Г 48 2-е, перераб. Упражнения на брусьях разной высоты. Гавердовский Ю.К. – М.:Физкультура и спорт, 1986. – 336с., ил.». В заключительном разделе Методик рассмотрим сразу два снаряда вместе – перекладину и разновысокие брусья. Дело в том, что техника исполнения элементов на этих двух снарядах практически не имеет отличий, хотя брусьям и присущи некоторые специфические моменты. К сожалению, с увеличением ширины между жердями брусьев, они утратили ряд очень оригинальных и специфических именно для брусьев движений, и в настоящее время брусья стали лишь сдвоенной перекладиной. Поэтому и хочется вспомнить то, что было присуще именно брусьям – что придавало этому снаряду особое изящество и технику выполнения.

Игорь: ВИСЫ, УПОРЫ, СТОЙКИ Упоры спереди Одно из наиболее часто употребляемых рабочих положений, составляющих основу технической подготовки гимнастки. В простейшем упоре (рис. 3, а) тело гимнастки выпрямлено и уравновешено относительно опоры, положение плечевого пояса - активное, высокое. На примере этого положения у юной гимнастки развиваются первичные представления о необходимой рабочей осанке на снаряде, о стилистике движений. Очень важно уверенное владение рабочим упором в динамических движениях - отмахах, оборотах. В этом положении (рис. 3, б) тазобедренный сгиб должен быть совмещен с жердью за счет «проваливания» плечевого пояса. Овладение приемом «проваливания» дает гимнастке возможность выполнять отмах без сгибания рук в локтях. Упоры спереди могут также выполняться исключительно за счет контакта с жердью бедрами (рис. 3, в). Динамическая разновидность упоров спереди - упоры «не касаясь» (рис. 4), их техника прямо связана с техникой соответствующих маховых упражнений.

Игорь: Упоры сзади В принципе аналогичны предыдущим. Простейший из них - стилизованный сед (рис. 5,а). Очень важно владение активным упором сзади, нужным при отмахах (рис. 5, б). Эффектен, но технически не рационален упор «высоким углом» (рис. 5, в). Злоупотребление им снижает мощность, спадов, сбивает их ритм. Наиболее активное положение в упоре сзади «не касаясь» показано на рис.5, г. Такое высокое, подтянутое положение эффективно и зрелищно при исполнении спадов обоих направлений. По аналогии с упорами «не касаясь» спереди, существуют и упоры сзади «не касаясь» (рис. 6). Уверенное владение такими положениями резко расширяет возможности в исполнении гимнасткой соответствующих махов, повышает их класс.

Игорь: Висы согнувшись и прогнувшись Рабочие положения, соответствуют упорам, но с верхней опорой. Наиболее активные действия исполняются в висах согнувшись сзади (рис. 7). Эти положения устойчивы как в статике, так и в быстром движении. При правильном висе сзади согнувшись (рис. 7, а) тело уравновешено относительно опоры: гимнастка движется в плотной складке, таз приподнят, коленный сустав заходит за линию рук, голова на груди. Важно положение таза, если он выдвинут вперед, то равновесие нарушается (рис. 7,6), гимнастка вынуждена силой контролировать позу. При быстром движении такое положение сохранить еще труднее. Разновидностью виса согнувшись является вис ноги врозь вне (рис. 7, в). При верной технике ноги в этом положении разводятся нешироко (обнимая плечи) и максимально заводятся за линию рук. Сгибание в тазобедренных суставах - максимально достижимое (голени могут опускаться ниже плечевой оси). Голова несколько приподнята, мышцы задней поверхности шеи напряжены. То и другое связано с необходимостью некоторого допол¬нительного силового контроля этого положения. Увеличение тазобедренного угла (при соответствующем изменении и угла в плечах) переводит гимнастку из висов согнувшись сзади в положения, более или менее близкие вису прогнувшись сзади. Эти положения труднее фиксируются и потому реже используются практически. Достаточно устойчив лишь собственно вис прогнувшись сзади (рис. 8, а), выпрямление же тела (б) приводит к возникновению внешних сил, срывающих тело в вис сзади. Еще менее устойчивы висы согнувшись и прогнувшись спереди. Вис типа, показанного на рис. 9, а, требует силовой фиксации и применим лишь при относительно небыстром движении, его устойчивость несколько повышается лишь при подъеме таза (рис. 9,6). Положения же с выпрямленным телом (рис. 9, в) совершенно неустойчивы.

Игорь: Стойка на руках и висы Рабочие положения, составляющие принадлежность так называемых больших махов. С течением времени роль соответствующих упражнений все больше возрастает. Стойка на руках, а также близкие к ней наклонные положения (рис. 10, а) - конечное положение многих отмахов, оборотов, перелетов, а также и начальное положение спадов. Требования к стойке, к осанке в этом рабочем положении, должны быть очень высоки. Основные из них: - правильная стойка на брусьях разной высоты (независимо от контекста конкретного упражнения) - это всегда активное положение, в котором предельно доступная гимнастке оттяжка поддерживается напряжением мышц плечевого пояса, туловища; - стойка на руках в своей основе совершенно прямое положение, в котором для «вытяжения» тела используются все анатомические ресурсы подвижности. В особенности это относится к движениям в плечевом поясе, а также (что часто упускается из виду) к естественным изгибам позвоночника; - гимнастка должна владеть устойчивой осанкой в стойке, в том числе положением головы (в основном «полуоткрытым», см. об этом ниже); - указанные требования к исполнению стойки должны сохраняться (и практически четко, автоматизированно исполняться) в применении не только к статической, но и особенно к динамической стойке, проходимой в движении (рис. 10, а-г). Указанные требования в полной мере сохраняются и при переходе в вис, в основе того и другого положения должен лежать единый навык, выработанный в процессе специальной технической подготовки на брусьях. При исполнении висовых положений несколько меняется лишь структура напряжения мышц, контролирующих позу. Обычно в висе тело гимнастки достигает максимального удлинения в зоне вертикали (рис. 10.г). При этом плечевой пояс предельно приподнят, руки сведены (хват меньше ширины плеч), голова «втянута» в плечи и слегка выведена вперед. Сложная разновидность виса - вис сзади (рис. 10, д). В принципе освоения движений в этом положении вполне доступно гимнасткам, хотя и требует кропотливой подготовки. Значительную роль в исполнении рабочих положений типа стоек-висов имеют осанка тела и ее связь с установкой головы, определяющей тонус мышц плечевого пояса и туловища. На рис.11 показано четыре условных типа осанки. «Открытая» осанка (рис. 11, а) провоцирует прогибание тела с ухудшением «оттяжки» в плечах. Достаточно рациональна «полуоткрытая» осанка (рис. 11,6), позволяющая иметь удовлетворительную «оттяжку» и хороший визуальный контроль: голова слегка приподнята над руками, взгляд направлен на кисти. «Полузакрытый» (рис. 11, в) и «закрытый» (рис. 11, г) виды осанки лишены смысла при работе в стойке на руках, но весьма удобны, «техничны» при движении в висе, особенно близком к вертикали. Таким образом, разные виды осанки могут (и должны) применяться в разных ситуациях, и гимнастка должна владеть ими. Исключение составляет лишь явно «открытая» осанка, необходимость в применении которой возникает редко.

Игорь: Висы углом Разновидность висов, применяемая при ограничении свободы движения для ног гимнастки (рис. 12). Наиболее «техничен» вис углом с ногами, опущенными вплотную к препятствию (рис. 12, а). Подъем ног в этот момент движения обычно приводит в дальнейшем к форсажу разгибания; такое движение применимо в отдельных случаях, но требует от гимнастки дополнительных физических возможностей, чаще же затрудняет работу. В этом случае нагрузка на мышцы-сгибатели туловища может быть отчасти достигнута за счет разведения ног (рис. 12,6).

Игорь: Смешанные висы и упоры Характерная принадлежность именно брусьев разной высоты. Наиболее элементарны висы лежа спереди, исполняемые в статике при медленных движениях (рис. 13, а). При столкновениях тазом с жердью, в висе лежа возникает сильное сгибание в тазобедренных суставах (рис. 13,6). С действиями такого рода связано исполнение многих отмахов, а также махов под опору. Аналогом упомянутых висов лежа являются висы лежа сзади (рис. 14). Обычно они используются для простых переходов, но в принципе могут применяться и для исполнения некоторых оригинальных упражнений. К смешанным висам должны быть отнесены и висы касаясь, возникающие при переходах из собственно виса в вис на тазобедренном сгибе (рис. 15). Последний (будучи уже самостоятельным рабочим положением) достаточно устойчив как в статике, так и в динамике. Отметим также, что аналогичными смешанными висами и висами без опоры руками можно пользоваться на махе назад (вращении вперед). В этом случае опорным звеном становится поясница гимнастки.

Игорь: Упоры и висы стоя Широко практикуемые рабочие положения, особенные тем, что тело гимнастки в этом случае представляет собой замкнутую биокинематическую цепь. При правильной технике упор и вис стоя практически не отличаются в смысле исполнения: гимнастка упирается в жердь «подушечкой» стоп (а не ее подъемом!), ноги полностью выпрямлены, носки ног напряженно оттянуты. Тело гимнастки предельно согнуто в тазобедренных суставах, плечевой угол - максимальный, голова - в положении, соответствующем «полуоткрытой» осанке. Обычно в положении виса стоя (рис. 16,6) все элементы «оттяжки» в силу внешних перегрузок выражены еще сильнее.

Игорь: Вис на подколенках С пецифически женское рабочее положение. Возможны довольно разнообразные, в том числе и сложные, движения, исполняемые с прохождением через это положение. Стойка на ногах (рис. 17) Рабочее положение, перенесенное на брусья разной высоты из вольных упражнений и соответственно используемое для исполнения «акробатизированных» движений. Отталкиваясь от жерди ногами, гимнастка опирается о нее носками, используя тем самым возможности активной работы стопой.

Игорь: ХВАТЫ Хваты на брусьях. Специфика хватов, используемых на брусьях разной высоты, определяется свойствами жерди как опорной части снаряда. Брусья - единственный женский снаряд, требующий захвата опоры. Основными особенностями жерди в этом смысле являются ее относительно большой (сравнительно, например, с перекладиной, кольцами, конем) диаметр опоры, некоторая, еще сохраняющаяся эллиптичность ее сечения. До тех пор пока жерди еще мало «притерты» с магнезией, некоторую роль играют и свойства материала, из которого изготовляются жерди (имеется в виду сцепление кисти с опорой). Толщина жерди (особенно по сравнению с размерами кисти юных гимнасток) придает специфику хватам на этом снаряде: кисть лишь частично накрывает жердь, и хват никогда не носит замыкающего характера, однако при этом значительная часть ладони контактирует с опорой, чем обеспечивается сильное сцепление. По этой причине при вращении кисти вокруг жерди практически не применяется хват с противопоставленным большим пальцем. Такой хват нужен лишь в случаях, когда необходимо фиксировать кисть на опоре (например, в упорах, стойках). Соответственно этому основной вид хвата на брусьях (в первую очередь в висах)- односторонний, с примкнутым большим пальцем. Такой хват дает достаточную связь с опорой и удобен при дохватах. Оба вида хвата (фиксирующий, с противопоставленным пальцем - в упоре и односторонний, с примкнутым большим пальцем - в подвижных висах) могут чередоваться в одном движении. Так, до начала спада из упора гимнастки часто пользуются фиксирующим хватом, а с началом спада примыкают большой палец к остальным. Супинаторно-пронаторные разновидности хватов, применяемые на женских брусьях, в сущности, сводятся к хвату сверху, который используется при всех вращениях назад, в большинстве действий в упорах, при размахиваниях изгибами и проч. Хват снизу используется для движений типа оборотов вперед, а также как промежуточное положение поворотов в стойках и т.п. Наконец, для дохватов за головой изредка используется обратный хват. «Мягкость» мышечно-связочного аппарата гимнасток позволяет им довольно непринужденно пользоваться глубокой пронацией кисти, в том числе при кратковременных, быстрых действиях. Возможная, но еще малоосвоенная область применения этого хвата связана также с движениями типа оборота вперед с выкрутом в вис обратным хватом. Хваты на перекладине. Главное требование, предъявляемое ко всем хватам, - надежность. При гимнастическом хвате большой палец противопоставляется четырем другим, тем самым гриф полностью замыкается кистью. Односторонний (цирковой) хват с присоединенным большим пальцем удобен при оборотовых движениях и перелетах (кисти хорошо находят гриф), но не всегда пригоден при исполнении других упражнений. Основных хватов три: сверху, снизу и обратный. Они различаются степенью поворота кисти по продольной оси. Если хват снизу в висе, стойке принять за исходное положение, то хват сверху и обратный хват связаны соответственно с поворотами кисти внутрь (пронацией) на 180 и 360", Хват сверху, используемый в простых висах, стойках, упорах, наиболее естествен и удобен. Простейшие движения на перекладине (в том числе размахивания) чаще выполняются именно в этом хвате. В висе сзади хват сверху требует глубокой пронации кисти и дается гораздо труднее. Хват снизу, связанный с супинацией кисти, вызывает заметное напряжение мышц предплечья и плеча. Гимнаст должен воспитывать привычку, чтобы этим хватом вполне свободно браться за гриф одновременно обеими руками. В упорах хват снизу удерживается свободнее. Достаточно удобен и хват снизу в висах сзади, соседствующий здесь с обратным хватом. От последнего хват снизу отделяется лишь выкрутом в плечах. Обратный хват - подчеркнуто искусственный способ захвата, основанный на предельном повороте кисти внутрь со значительным напряжением мышц предплечья. Его применение требует специальной тренировки кистей. Хорошо подготовленные гимнасты могут в положении руки вверх уверенно брать гриф обратным хватом как одной, так и обеими кистями одновременно, но в большинстве случаев это вызывает затруднения. Наиболее типичные способы перехода в обратный хват - повороты вокруг ру¬ки и выкруты из виса сзади хватом снизу. Надежность обратного хвата зависит от подвижности кистей и от положения тела. Чем свободнее гимнаст владеет активной пронацией кисти, тем прочнее его обратный хват. Легче широкий обратный хват, при котором кисти ставятся в анатомически более удобное положение, но при этом ухудшается техника движения. Обратный хват с параллельно поставленными руками желателен, но более труден. У неподготовленных гимнастов при та¬ком хвате внутренние пальцы (мизинцы, безымянные) стремятся раскрыться. Такой захват грифа опасен. При обратном хвате сильно выражено ладонное сгибание кисти. Это делает его малоэффективным в стойке на руках, так как вся нагрузка здесь приходится на один большой палец и его основание. Указанный недостаток хвата меньше выражен при хорошей подвижности в кистях (и параллельной установке рук). Наиболее труден обратный хват в упоре руки вниз; здесь поворот кистей внутрь достигает анатомически возможного предела. При вкручивании вперед из положения руки вверх гимнаст переходит из обратного хвата в вис (упор) сзади хватом снизу. Нормальные и аномальные хваты. Хват и направление вращения кисти на грифе взаимосвязаны. При вращении под нагрузкой хват остается прочным лишь в том случае, если трение об опору вызывает сгибание кисти («наматывает» ее на перекладину), а гриф как бы стремится перекатиться от пальцев к запястью. В противном случае (когда гриф перекатывается в направлении кончиков пальцев) кисть раскрывается; при этом чем крепче гимнаст сжимает руками гриф, тем больше опасность ослабления хвата. В связи со сказанным вращения вперед и назад обычно выполняются в совершенно определенных хватах, которые можно назвать нормальными. Применение других - аномальных - хватов ограничено и возможно лишь в определенных и вынужденных ситуациях.

Игорь: ПЕРЕХВАТЫ, ПОВОРОТЫ В ВИСЕ, ПЕРЕМАХИ И ОТМАХИ Перехваты Техника и трудность перехвата определяются как его спецификой, так и рабочим положением тела в этот момент. Выделяются два характерных типа перехватов - с поворотом кисти на 180 и 360°. Они различны не только по величине поворота, но и по технике. Перехваты с поворотом кисти на 180° выполняются с переносом кисти через гриф. При этом гимнасту приходится на время отводить кисть до опоры. Далекое отведение рук чревато промахом при дохвате. При слишком близком расположении кистей от грифа они могут задевать за опору, что также приводит к ошибкам. Поэтому, несмотря на относительную простоту, такие перехваты переносом требуют точности. Наиболее распространенные перехваты переносом - из хвата снизу в хват сверху и обратно. Они часто связаны с переходом в аномальный хват, поэтому гимнаст должен не только владеть самим перехватом, но и приемами укрепления хвата. Перехват из хвата сверху в обратный хват встречается редко и требует от гимнаста хорошей техники. Противоположный перехват - из обратного хвата в хват сверху - значительно легче, так как освобожденная кисть автоматически разворачивается наружу. Перехваты с поворотом кисти на 360° не требуют переноса руки через опору: освобожденная кисть как бы перекатывается по грифу, не теряя с ним контакта, и вновь берется за перекладину. Это большое преимущество таких перехватов перекатом. Практически существует лишь одна пара перехватов такого типа: из хвата снизу в обратный и противоположный перехват. Трудность первого перехвата обусловливается глубокой пронацией руки. Гимнаст должен обладать хорошо разработанными кистями и владеть надежной техникой перехватов. Второй перехват - один из наиболее простых. Кисти сами мгновенно перекатываются по грифу до хвата снизу. Обучение хватам, элементам техники работы кистями и перехватам необходимо начинать с первых шагов воспитания гимнаста. Освоение хватов базируется на тех же методических основах, что и общее развитие гибкости и подвижности в суставах. Независимо от уровня готовности гимнаста и плана разучивания конкретных упражнений в программу тренировки должны входить регулярно применяемые упражнения, направленные на совершенствование работы кистями. Разучивать основные перехваты следует параллельно с овладением хватами. Умение свободно перехватывать гриф (особенно в трудную сторону) - критерий овладения хватами. Техника аномальных хватов также осваивается в младших разрядах, а затем совершенствуется. Наиболее характерные упражнения для кистей: - вкручивание и выкручивание палки с разным чередованием хватов: снизу (сзади) - обратный. Наиболее эффективны упражнения, выполняемые с предельной амплитудой движения палки, в узком хвате и с крепко сжатыми кистями; - хваты в разных рабочих положениях: висах, упорах, висах согнувшись, висах сзади. Особенно полезны длинные комбинации висов, висов сзади, висов согнувшись (с разным начальным хватом); - повороты в висе на одной руке; - размахивания в висе различными хватами; на первых порах особенно полезны размахивания в лямках; - перехваты в статическом положении. Делаются в висе стоя. Задача - оценить подвижность кистей, ознакомиться с техникой перехватов переносом и перекатом. Перехваты чередуются с пробными висами в новом для гимнаста хвате; - размахивания с перехватами. Осваивается перехват одной, а затем двумя руками. Последний требует особой тренировки; - размахивания в аномальных хватах; основная задача - освоить приемы укрепления хвата; - освоение широких махов в аномальных хватах. Совершенствуется техника работы кистями, вводятся дополнительные приемы укрепления хвата. В итоге обучения хватам гимнаст старшего разряда должен уметь свободно делать в разном хвате высокий (вплоть до стойки) мах дугой из виса, переворот вперед из стойки разным хватом и хватом сверху, подъем махом назад разным хватом и др. Гимнаст-мастер обязан настолько уверенно владеть техникой работы кистями, чтобы делать по крайней мере один полный большой оборот вперед в разном хвате.

Игорь: Повороты махом вперёд в висах Принципы исполнения любых поворотов сводятся к следующим основным положениям: - поворот исполняется в конце махового движения, в высшей точке подъема. В этот момент давление на опору падает и условия для исполнения поворота наиболее благоприятны; - поворот обеспечивается в первую очередь взаимодействием с опорой. Используя опору, гимнаст скручивает тело в нужную сторону. Вначале, до отпускания рук (руки), поворачиваются ноги гимнаста, а вслед за ними последовательно другие звенья. При одноопорных поворотах отталкивание рукой направляется либо назад, за голову (одноименный поворот), либо вперед (разноименный) . В поворотах с отпусканием обеих рук отталкиваются обе руки, нажимая на опору в разные стороны; - поворот нужно правильно сочетать с перемещением тела в передне-заднем направлении. Исполнение одноопорных поворотов на 180 или 540° требует смещения тела в сторону опорной руки. Одноопорные повороты на 360°, а также любые повороты с отпусканием снаряда обеими руками производятся с вращением вокруг главной продольной оси тела и не требуют смещения в сторону. Поворот махом вперед (одноименный и разноименный). Основа движения ничем не отличается от обычного маха вперед в висе. Во время броска ногами из виса узким хватом гимнаст посылает стопы а сторону будущей опорной руки и начинает ими поворот в нужную сторону. С началом разгибания, отталкиваясь переносимой рукой от грифа, спортсмен включает в поворот и плечевой пояс; эта часть движения совершенно тождественна аналогичному маху дугой с поворотом. При одноименном повороте рука отбрасывает гриф назад, за голову, и движение выполняется плечом вперед, гимнаст хорошо видит гриф перед дохватом (особенно при махе ниже горизонтали). Разноименный поворот протекает в менее выгодных условиях; гимнаст некоторое время не видит перекладины и лишь в конце поворота выныривает из-под грифа. Поворот махом вперед (оберучный). Отпускать обе руки можно по мере совершенствования обычного поворота плечом вперед. Чем динамичнее бросковое движение из виса, тем легче «оберучный» поворот. Упражнение имеет большое методическое значение. Поворот, исполняемый в сериях, помогает совершенствовать бросковый мах вперед, рабочую осанку в висе, элементы техники опорного поворота, а также является хорошим разминочным и настроечным упражнением, в частности при разучивании соскоков сальто назад. Подготовленный гимнаст должен уметь тремя-четырьмя бросковыми поворотами выходить в стойку. На этой базе делается также подъем махом вперед с поворотом в упор. «Оберучный» поворот (под названием «санжировки») широко используется в практике как незаменимое тренировочное упражнение турниста. Ценность санжнровок (в том числе махом назад) заключается в том, что это чрезвычайно удобное в исполнении упражнение может исполняться много раз подряд, кумулируя в себе целый ряд необходимых базовых навыков, связанных с построением подготовительных действий на спаде, управлением амплитудой маха, освоением осанки, перехватов, регуляции бросового движения, поворота и др. Очень ценны санжировки и как средство тренировки отходов в полет.

Игорь: Повороты из виса на в.ж лицом наружу Возможны повороты различные по сложности. Чаще других исполняются повороты, кратный 180°, после которых следует мах вперед в сторону н.ж. Наиболее прост поворот махом вперед кругом плечом вперед (рис. 167). Пройдя (в узком хвате) вертикальный вис, гимнастка броском ногами поддерживает мах и поднимается в слегка согнутом положении (кадр 1). Приближаясь к высшей точке маха, она, разгибаясь, начинает поворот. В идеале основная часть поворота (кадры 1-3) должна исполняться в совершенно прямом положении, с оттяжкой в плечах, с головой, расположенной между руками. Дохват - в высшей точке подъема. Удобен и эффективен поворот, выполняемый с перехватом обеих рук. Однако он требует более подчеркнутой, акцентированной работы, позволяющей легко освободить на время поворота обе руки. При виртуозном владении таким поворотом возможно его дальнейшее усложнение, вплоть до поворота на 540° и более. В этом случае обязателен подъем в броске не ниже горизонтали. На рис. 168 показан такой поворот, исполняемый после большого оборота назад аналогичным спадом. Техника, показанная на кинограмме, специфична: для интенсификации поворота гимнастка использует нарочитое разведение ног, начинающееся при сохранении опоры о жердь обеими руками и по времени совпадающее с «броском» в большом обороте. Поворачивая разведенные ноги налево (кадры 5-6), гимнастка создает на опоре вращение, которое в дальнейшем используется: сводя ноги (кадры 6-7 и далее), исполнительница поворота резко ускоряет поворот, в который вслед за ногами вовлекаются и вышележащие звенья. Последующая часть движения протекает совершенно так же, как в аналогичном махе дугой.

Игорь: Повороты махом назад в висах Высокий поворот махом назад в вис разным хватом Возможны разнообразные модификации этого поворота. Наиболее простые из них - повороты вокруг руки плечом вперед и назад. Таков, например, поворот кругом из виса разным хватом (на кинограмме, рис. 46, левая обратным хватом). Основная часть движения (1-4) сходна с большим оборотом накатом. Поднявшись над перекладиной (4), гимнаст, нажимая руками на опору, начинает поворот, снимает левую кисть и, перенося ее через правую руку, еще до конца поворота ставит на гриф в хват снизу. Благодаря исходному хвату (допускающему поворот кругом, не отпуская рук) и узкому расположению кистей на грифе такой перехват может быть почти незаметным. Шире распространен поворот махом назад с предшествующим перехватом из обратного хвата или хвата снизу (рис. 47). Обеспечив подъем (1-2), гимнаст после рывка к опоре снимает с грифа обе кисти. Одну из них (здесь правая) тут же возвращает в хват сверху, а вторую посылает в направлении поворота (2-4). Упираясь одной рукой, он поворачивается плечом вперед (4-6), пораньше дохватывается другой рукой (7) и заканчивает поворот вдвухопорном положении (7-8). Характерный момент всех поворотов этого типа - выбор места для постановки кистей после перехвата и поворота. Используются три варианта действий. Первый вариант: гимнаст, перехватив гриф, оставляет кисть на том же месте, а поворот делает со смещением в сторону; естественно, что при этом требуется и заблаговременное смещение ног в сторону будущей опорной руки. Второй (противоположный) вариант предполагает смену положения рук на грифе: опорная рука снимается со своего места и во время перехвата сдвигается внутрь на то ме¬сто, где только что была другая кисть, а та, в свою очередь, после поворота занимает место первой. Этот поворот делается без смещения тела в сторону. Третий вариант - промежуточный по технике и наиболее удобный. Гимнаст во время подъема немного смещает ноги в стороны будущей опорной руки, а руку незначительно (на половину ширины хвата) отводит к противоположному плечу.

Игорь: Поворот махом назад в вис согнувшись Выполняется вокруг руки, удерживающей перекладину хватом сверху или снизу. В первом случае гимнаст имеет возможность поворачиваться в обе стороны и приходить в хват снизу или обратный (одной или обеими руками). При хвате снизу возможен только разноимённый поворот. Все виды поворотов требуют смещения тела в сторону и соответствующих действий переносимой рукой, характерен вариант поворота, выполняемый из виса сзади хватим снизу в вис хватом сверху. Как и при аналогичном повороте махом вперед, здесь требуется раннее срывное движение. Во время броска гимнаст, отпуская перекладину одной рукой, устремляется в вис. Расправляет плечевой сустав опорном руки и, оттягиваясь, идет (как бы продолжая бросок) в вис согнувшись.

Игорь: Перехваты махом вперёд в висе «Оберучный» перехват махом вперед из виса хватом сверху в вис согнувшись хватом снизу. Мах вперед со сгибанием (рис. 48, 1-3). Учитывая предстоящее исполнение подъема разгибом, гимнаст берет умеренный мах. Торможение ног (3-5). Принципиально важная фаза. Тормозя движение ног (или явно разгибаясь),гимнаст одновременно делает рывок ручками к грифу. Перехват и сгибание (5-10). Немедленно вслед за коротким, рывковым торможением ног (4-5) следует вторичное сгибание тела. Именно в этот момент уменьшается давление на опору и гимнаст выполняет перехват (5-8). На базе такой же, но менее ярко выраженной схемы выполняются и перехваты одной рукой.

Игорь: Перемахи Формы перемахов согнувшись весьма разнообразны. Однако в конечном итоге их можно свести к ряду характерных двигательных ситуаций. В разделе приводится вспомогательная классификация перемахов и ряд примеров, иллюстрирующих показательные движения этого типа. Перемахи внутрь с последующим вращением назад: - с переворота назад в упор; - со спада назад из стойки на руках; - с подъема махом назад. Перемахи внутрь с последующим вращением вперед: - с подъема махом назад; - с переворота вперед через стойку на руках; - с маха дугой вперед или большого маха вперед в стойку на руках; - с полумаха дугой вперед; - с маха вперед из виса. Перемахи наружу с начальным вращением назад; - с оборота (подъема) назад из виса сзади согнувшись; - с маха дугой из висов сзади согнувшись. Перемахи наружу с начальным вращением вперед: - с оборота вперед из висов сзади согнувшись; - с подъема вперед из висов сзади согнувшись. Общее требование к освоению всех названных перемахов – достаточная подвижность в суставах при сгибании тела. В остальном успех выполнения перемахов зависит от движения, в которое перемах включается. Перемахи в висе и висе углом Одна из простейших форм рассматриваемых движений. Наиболее специфично движение для перемаха, выполняемое махом вперед из виса углом. В конце такого маха всегда возникает более или менее резкое разгибание тела, влияющее на характер последующих действий при перемахе. На рис. 171 - спад из упора в вне углом с резким переразгибом тела в конце маха вперед (кадры 6-8). Акцентированное движение ног книзу, их вращение вперед приводит к тому, что при перемахе (когда ноги должны вращаться назад) могут возникнуть затруднения: гимнастке не только физически трудно делать такой перемах, но и трудно добиться высокого движения тазом. Выгоднее форма движения, показанная на рис.172: на махе вперед в висе углом гимнастка акцентирует движение ногами вперед параллельно полу (кадры 3-6) и, сильно напрягая мышцы передней поверхности тела, не допускает его переразгибания. Перемах внутрь в вис согнувшись сзади (с вращением вперёд) Две формы перемаха согнувшись: перемах наружу с полуподъёма вперёд (а) и перемах внутрь спадом из высокого упора (б)

Игорь: Перемахи отмахом назад из виса лёжа Наиболее простые упражнения этого типа¸например отмах с перемахом ноги врозь в вис на в.ж. (рис.39), не требуют специального описания. Ниже приводятся некоторые более сложные упражнения. Повороты кругом с перемахами назад На рис. 40 приведено движение, начинающиеся из простого виса лёжа. Уже в процессе отмаха гимнастка сообщает ногам начальный импульс для поворота относительно продольной оси. После отмаха, оторвавшись тазом от опоры, она продолжает поворот (кадры 1-2). При этом из слегка прогнутого положения (кадр 1.спортсменка через легкий боковой изгиб переходит постепенно к сгибанию тела. На рис. 41 показан вариант описанного поворота, интересный тем, что исполняется из виса сзади лежа. Здесь поворот протекает вокруг руки и требует смещения тела в сторону опорной руки примерно на ширину хвата.

Игорь: ОТМАХИ Движения отмахом вперёд из упора сзади Отмахи в висы (рис. 18, а). Движение начинается из упора сзади хватом снизу с предварительным акцентированным прогибанием тела. Подготовительное прогибание начинается «острым» движением стоп назад за опору, при этом плечи незначительно наклонены назад, голова на груди. Бросок следует немедленно за замахом, в направлении вверх-вперед от опоры. Движение может быть использовано для большого маха назад в висе обратным хватом. В этом случае следует также выкрут, подробнее описанный в другой части книги. На рис. 18, б показан также отмах вперед, выполняемый через сгибание тела. Такая техника координационно сложнее, но физически более доступна. Возможны также отмахи типа контрвращения (рис. 18, в), пока что не реализованные в практике. Отмахи с поворотами и переворотами Упражнения этого рода мало известны, хотя весьма интересны для гимнасток высших разрядов. Поворот кругом в вис, упор, стойку. Движение начинается махом, аналогичным по технике описанному выше. Удобно соединение такого поворота с предшествующим оборотом (подъемом) назад в упор сзади, хотя обычный для этих случаев хват сверху осложняет исполнение поворота (возможно исполнение для этой цели подъема назад в разном хвате, с поворотом вокруг руки, находившейся в хвате снизу). Техника собственно поворота аналогична известному повороту на мужских брусьях («оберучному»): поворот начинается от стоп и выполняется на фоне выпрямления тела (рис. 19, кадры 3-5), гимнастка обращает голову к опорному плечу, возможно активнее, долгим движением за спину отталкивается рукой от жерди и завершает поворот плечами, обращаясь лицом к опоре. При мощном отмахе такой поворот может исполняться с более коротким отталкиванием рукой (и меньшим ее заведением за спину). Это позволяет делать такое движение из упора сзади хватом сверху. Финальное положение поворота зависит как от мощности движения, так и от направленности маха. Относительно низкий мах приводит гимнастку в вис, более высокий может быть закончен упором, стойкой и даже переворотом через стойку.



полная версия страницы