Форум » Тренировочный процесс & Теория спортивной гимнастики » Спортивная гимнастика » Ответить

Спортивная гимнастика

Светлана: Спортивная гимнастика Гимнастика как средство физического развития, укрепления здоровья, военно-прикладной подготовки и лечения была известна еще в глубокой древности. Термин "гимнастика" появился примерно в V в. до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей. Древние греки считали, что гимнастика придает телу гибкость, силу, ловкость, стройность, развивает чувство красоты, храбрости, благородства. Древние греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и в военной подготовке воинов, а также в системе подготовки атлетов-олимпийцев. В Древнем Риме применяли в подготовке легионеров гимнастические упражнения на деревянном коне, лестницах и специальных бревнах для обучения штурмовым приемам. В гладиаторских школах гимнастику использовали для развития ловкости, силы и выносливости гладиаторов. В эпоху Возрождения гуманисты придавали большое значение занятиям гимнастикой как средству развития физической силы и всестороннего воспитания молодежи. В XVI в. был опубликован наиболее известный труд средневековья по гимнастике И. Меркуриалиса "Об искусстве гимнастики". Значительный практический и теоретический вклад в развитие гимнастики сделан немецкими педагогами Г. Фитом (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутсом (1759-1839). Ими были разработаны некоторые элементарные представления о биомеханике гимнастических движений, о методике обучения гимнастическим упражнениям на снарядах. Опыт Г. Фита и Ф. Гутс-Мутса был дополнен и методически развит Ф.-Л. Яном, разработавшим приемы использования гимнастических снарядов в развитии физических качеств на основе соревновательного метода. Само название гимнастики по Ф.-Л. Яну - "турнкунст" - в переводе с немецкого означало искусство изворотливости, определяло направленность и содержание гимнастических упражнений. В немецкой гимнастике поощрялось строгое выполнение движений, прямые линии и многократное повторение одних и тех же упражнений на снарядах. П.-Г. Линг (1776-1839) и его сын Я. Линг (1820-1886) - основоположники шведской системы гимнастики, ввели новые снаряды - лестницу и бревно на разных уровнях, классифицировали упражнения по анатомическому признаку. Однако шведская гимнастика имела скорее гигиеническую направленность, чем спортивную. Огромное влияние на формирование спортивной направленности гимнастики имела сокольская гимнастика, получившая название от обществ "Сокол", распространявших средствами спорта национально-патриотические идеи в период борьбы чешского народа против австро-венгерского гнета. Основателем Сокольского движения и сокольской гимнастики был профессор Пражского университета М. Тырш (1832-1884). Основу сокольской гимнастики составляли упражнения на снарядах, с предметами, массовые вольные упражнения, пирамиды. В отличие от немецкой гимнастики, сокольская придавала большое значение эстетике формы, красоте и свободе движений, логической завершенности гимнастических комбинаций. Чехи разработали первые правила соревнований и полную терминологию гимнастических упражнений. Сокольская гимнастика завершила формирование основных элементов спортивной гимнастики и это обеспечило ее популярность во многих странах, в том числе в России, и широкое распространение как вида спорта в конце XIX - начале XX в. Не случайно одним из старейших спортивных объединений в мире является Международная федерация гимнастики - ФИЖ, созданная в 1881 году. Первый чемпионат мира был проведен по инициативе основателя ФИЖ бельгийца Н. Ж Куперуса в 1903 году в Антверпене. Женщины впервые вышли на гимнастический помост мировых чемпионатов лишь в 1938 году. С 1903 по 1913 г. чемпионаты мира проводились один раз в два года, а с 1922 года через каждые 4 года, в промежутках между Олимпийскими играми В 1977 году на конгрессе ФИЖ вновь было принято решение проводить чемпионаты мира один раз в два года. Советские гимнасты дебютировали на мировых форумах в 1954 году на XIII чемпионате мира в Риме В середине 50-х годов ФИЖ учредила личные соревнования для мужчин - Кубок Европы, целью которых было стимулирование роста технического мастерства молодых гимнастов Первые такие соревнования были проведены в 1955 году во Франкфурте-на-Майне, ФРГ, и сразу приобрели большую популярность и международный престиж. В 1957 году был учрежден кубок Европы для женщин и с тех пор соревнования лучших гимнастов Европы стали проводиться систематически один раз в два года. С 1969 году эти соревнования стали называться чемпионатом Европы, а победители в отдельных видах многоборья стали именоваться чемпионами Европы, по решению ФИЖ. Чемпионаты континента проводятся раздельно для мужчин и женщин и только по произвольной программе. Первые попытки создать гимнастические кружки на Украине предпринимались энтузиастами-одиночками спорта еще в середине XIX в. В Одессе в 1861 году, был организован гимнастический кружок. Кружок открылся на 10 лет раньше, чем было создано первое в России официальное "Общество гимнастов" в Москве. Царские чиновники запретили регистрацию организации. Первым официальным гимнастическим обществом, возникшим на Украине, можно считать "Общество содействия физическому развитию", учрежденное в Одессе в 1897 году. Гимнастические кружки стали организовываться в Харькове, Чернигове, Екатеринославе, Житомире, Львове, Каменец-Подольском. В 1901 г. было учреждено "Киевское гимнастическое общество", наиболее многочисленное на Украине. Авторитет гимнастического общества возрос в спортивных кругах России после победы Бо-гумила Гонзатке, лучшего гимнаста Киева, на Всероссийском чемпионате по гимнастике 1909 г. в Петербурге. На юбилейных состязаниях 1913 г. "Рижского гимнастического общества" призовые места заняли харьковские гимнасты П. Пелепейченко, Н. Протопопов, Н. Гвоздиков. Кроме гимнастических обществ, попытки развивать гимнастику предпринимали в Киевском университете и коммерческом училище, в Черниговской гимназии, в Харьковском университете. Перед первой мировой войной благодаря усилиям энтузиастов гимнастики А. К. Анохина, В. К. Крамаренко, Б. А. Гонзатке, А. Ф. Коваржика в Киеве, В. Г. Ряснянского в Харькове, М. А. Заусайлова в Екатеринославе, В. Н. Анкудовича в Одессе, Н. М. Ларина в Чернигове, А. В. Граневского в Житомире, Я. Н. Александровича в Севастополе гимнастика приобрела популярность в средних учебных заведениях. К 1913 году из 26 сокольских спортивных организаций, существующих в России, 10 были на Украине. По образцу европейских сокольских организаций в России стали проводить массовые гимнастические праздники. Ежегодно такие праздники проводились в Чернигове, Одессе, Харькове, Житомире, Полтаве. Расширились спортивные контакты с европейскими сокольскими организациями. В 1910 году на соревнования в Болгарию выезжали харьковские гимнасты. С 1910 по 1914 г. русские гимнастические организации неоднократно выезжали на соревнования в Чехию, Югославию, Болгарию. Эти контакты оказали влияние на характер I Всероссийской Олимпиады, проведенной в 1913 г. в Киеве. В программе Олимпиады были соревнования по гимнастике, в которых приняло участие в групповом и индивидуальном зачете 58 гимнастов. После победы Октябрьской революции развитие физкультуры и спорта приобрело новый социальный характер. В первые годы после революции и в период гражданской войны спорт был подчинен интересам военно-прикладной подготовки Красной Армии и допризывников в рамках программы Всевобуча. Полные революционного энтузиазма, но не имеющие достаточных знаний и опыта организационной работы, пролетарские спортивные организации допускали под влиянием пролеткультовских идей ошибки. Приверженцы пролеткульта не были противниками спорта, но признавали только "коллективный" спорт. Под влиянием этих идей возникли различные системы гигиенической, театрализованной и "индустриальной" гимнастики, носившие характер пантомим, имитаций или художественного копирования трудовых процессов. Гимнастика, имевшая спортивную направленность, была объявлена пережитком буржуазной культуры. Но несмотря на это, она продолжала развиваться в рабочих спортивных клубах Киева, Харькова и других городов. В октябре 1922 года были проведены всеукраинские соревнования по гимнастике в Киеве. Годом позже соревнования с участием гимнастов нескольких городов провел Житомирский гимнастический клуб. В 1925 году, ЛКСМУ совместно со всеукраинской организацией "Спартак" провели гимнастический турнир в рамках Всеукраинской спартакиады. В соревнованиях приняли участие гимнасты девяти городов республики. Развитие спортивной гимнастики стимулировала I Всесоюзная спартакиада 1928 году. В период подготовки к большому спортивному событию страны в Киеве, Харькове, Чернигове, Луганске, Одессе и других городах были проведены спортивно-гимнастические агитационные праздники, в которых приняло участие около 25 тыс. человек. В канун Всесоюзной спартакиады в Харькове прошли межпрофсоюзные соревнования, а позже первенство по спортивной гимнастике в программе предстоящей Спартакиады. Первым чемпионом республики стал киевский гимнаст Е. Г. Факторов, ныне заслуженный тренер СССР. Всесоюзная спартакиада 1928 года подвела итоги первого этапа развития спортивной гимнастики. Ее технический и организационный уровень был еще невысок, однако спартакиадный турнир и научно-методическая конференция по вопросам гимнастики 1929 года окончательно утвердили спортивную направленность гимнастики. Организационному и методическому развитию гимнастики способствовала конференция тренеров и судей, проведенная в 1931 году в Харькове. Конференция определила единый подход к судейству соревнований и подготовке гимнастов. По инициативе ВСФК Украины в 1930 года были проведены соревнования по спортивной гимнастике между УССР и РСФСР. В составы сборных команд вошли лучшие гимнасты Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Харькова, Киева, Днепропетровска. Со времени I Всесоюзной спартакиады эти соревнования явились наиболее крупными и интересными. Они продемонстрировали возросший технический уровень советской гимнастики, определили новые тенденции в развитии этого вида спорта. В 1932 году в Запорожье, а годом позже в Харькове были проведены крупные республиканские и всесоюзные соревнования. С 1934 году во всей стране началось быстрое развитие гимнастики. В Москве состоялись первые всесоюзные соревнования. Первое место заняла команда Украины. Спортивная гимнастика на Украине приобрела массовый характер, что позволило республике стать ведущим методическим центром, выдвинуть плеяду талантливых гимнастов. В составе сборной команды СССР на III Международной рабочей спортивной олимпиаде 1937 году, которая состоялась в Антверпене, выступали представители украинской гимнастической школы М. Д. Дмитриев, А. Г. Зайцева, Е. А. Бокова, Т. А. Демиденко. В число лучших гимнастов страны входили А. М. Ибадулаев, Г. А. Гончарова, Л. X. Яриза, Е. В. Стрелецкая. Признавая большой вклад украинских специалистов и судей в разработку новых правил соревнований, Всесоюзный спорткомитет в 1939 году присвоил М. А. Александровичу, И. А. Бражнику, А. М. Игнатьеву, П. А. Каляденко, А. Б. Песчинскому, А. Г. Саевичу и Е. Г. Факторову звание судьи Всесоюзной категории. Война прервала спортивную жизнь страны. Но уже в 1944 году во всех областях УССР были проведены показательные спортивно-гимнастические праздники, приуроченные датам освобождения городов от немецко-фашистских захватчиков. Возрождению популярности гимнастики в республике способствовали регулярно проводимые в областях физкультурные парады, гимнастические показательные выступления, массовые соревнования. В доспартакиадный период с 1945 года по 1956 год, ведущими методическими центрами по спортивной гимнастике являлись физкультурные организации и научные учреждения Москвы, Ленинграда, Грузии, Украины, представляющие передовые методические направления, формирующие основные черты советской гимнастической школы, успешно выходящей на международную арену. Объединение усилий всех республик, развивающих спортивную гимнастику, способствовало повышению мастерства советских гимнастов до международного уровня, быстрому и продуктивному обмену опытом и достижениями, которым располагали все братские республики, определяло тенденцию к унификации методики тренировки, техники гимнастических упражнений. Значительный вклад в формирование методических основ советской гимнастической школы внесли гимнасты, тренеры и ученые Украины. В первую очередь это относится к освоению высоких тренировочных нагрузок, использованию элементов акробатики и художественной гимнастики в создании сложных и оригинальных композиций. Творчество лучших гимнастов Украины предвоенного периода, направленное на поиски новых сложных элементов, экспериментирование с периодизацией и нагрузками в тренировках - стало основой успешного развития мастерства не только гимнастов Украины, но и спортсменов братских республик в середине 40-50-х годов. А. М. Ибадулаев - многократный. чемпион СССР предвоенных и первых послевоенных лет, один из первых успешно освоил высокие тренировочные нагрузки - 6-разовые тренировки в неделю и 2-разовые тренировки в день в соревновательном периоде, которые значительно опережали представление о нагрузках не только гимнастов и тренеров, но и ученых. А. М. Ибадулаев создал особый исполнительский и технический стиль упражнений на перекладине и кольцах. В. И. Чукарин развил и систематизировал методику высоких нагрузок, создал модель многоборца, ровно выступающего на всех снарядах с программой, основанной на насыщении комбинаций сложнейшими элементами, максимальной рационализации техники и стабилизации упражнений. Ведущие гимнасты Украины широко использовали элементы психологического настроя и методику соревновательной обстановки в обычных тренировках. В частности, А. М. Ибадулаев и В. И. Чукарин доказали эффективность частого применения прикидочных соревнований, выполнение комбинаций без разминки, выполнение упражнений на оценку в соревновательной обстановке. Успешно стали осваивать высокие тренировочные нагрузки и рационализировать технику исполнения лучшие гимнастки республики - Н. А. Бочарова и М. К. Гороховская. Они создали особый стиль композиции и исполнения упражнений на бревне и брусьях, который был принят на международной арене и затем стал ведущим в гимнастическом мире. Основываясь на опыте ведущих гимнастов, украинские специалисты показали необходимость индивидуального подхода к выбору объема и характера нагрузок, а также обосновали принципиально новый метод колебания высоких и средних нагрузок во всех тренировочных периодах и регулирования интенсивности тренировки за счет сокращения ее продолжительности, но при неизмененном количестве и характере работы. Гимнасты и тренеры Украины модернизировали широко распространенную, но несколько устаревшую концепцию о том, что основой тренировочного процесса является максимальный объем работы и количество повторений элементов или комбинаций. Некоторые тренеры Украины, в частности А. С. Мишаков в работе с Б. Шахлиным и Л. Латыниной, Л. Б. Свешников в работе с Л. Семушкиной, одними из первых в стране стали успешно осваивать метод экспериментального моделирования форм обучения сложным элементам, характера произвольных упражнений, уровня нагрузок с учетом индивидуальных особенностей гимнастов, с последующим использованием наиболее оправданных методов в тренировке молодых одаренных гимнастов. Эту методику работы с резервами творчески переработали и стали широко использовать в 60-е годы Э. Г. Штукман, В. Д. Дмитриев и некоторые другие ведущие тренеры. Большое значение для совершенствования методики тренировки имел опыт киевского тренера Л. Б. Свешникова. Он использовал преимущественно акробатическую подготовку на этапе ранней специализации. Это позволило быстрее осваивать сложнейшие гимнастические упражнения и в более короткие сроки подводить физическую и техническую готовность спортсменов к пику спортивной формы. Позже этот метод стали повсеместно использовать в работе с юными гимнастами. Ведущие гимнастки сборной СССР 50-60-х годов - украинские спортсменки Л. Латынина и П. Астахова в своих тренировках широко использовали элементы хореографической подготовки, почти не применяемой в то время в тренировках женщин-гимнасток, что позволило им особенно успешно выступать в вольных упражнениях и на бревне. В теоретических разработках по гимнастике намечалась дальнейшая дифференциация вопросов обучения в спортивной, художественной гимнастике и акробатике, развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, прыгучести, равновесия и др., а также вопросов соотношения общефизической и специальной подготовки. Ряд новых идей в области методики обучения и биомеханических основ техники гимнастических элементов, разработанных кафедрой гимнастики Киевского государственного института физической культуры, возникли под влиянием биомеханической теории Н. А. Бернштейна. В частности, это подход к рационализации техники движений, попытки выработки стиля упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей, пути использования механической энергии мышц и др. В научных публикациях специалистов УССР затрагивались вопросы периодизации тренировки, места общей физической и специальной подготовки, биомеханической структуры движений и систематизации гимнастических упражнений. Л. Н. Соболев и И. А. Бражник разработали проблему переноса "навыков в спортивной гимнастике, близко подошли к современному пониманию структурных основ гимнастических упражнений, обосновали значение "прикидочных" соревнований в соревновательном периоде тренировочного процесса. М. Е. Догадин разработал проблему структуры урока по спортивной гимнастике в соответствии с современными требованиями. Украинские специалисты критически подошли к утвердившейся в то время периодизации - 25% подготовительный период, 50% - основной и 25% - переходный, считая такой подход к распределению тренировочного процесса чисто механическим, ведущим к натаскиванию в одном периоде и не использующим резервы подготовительного и переходного периодов для повышения спортивного мастерства. Наряду с богатым методическим опытом специалистов республики сложился интересный опыт организации массовых гимнастических парадов и показательных выступлений, способствующих расширению массовости и повышению мастерства. Такие выступления не носили соревновательный характер, но являлись прототипом пред-соревновательных сборов и своеобразной лабораторией спортивного мастерства. Абсолютными чемпионами СССР по спортивной гимнастике были представители Украинской ССР М. Д. Дмитриев, Е. Д. Бокова, А. М. Ибадулаев, Т. А. Демиденко, Н. А. Бочарова, В. И. Чукарин, М. К. Гороховская, Б. А. Шахлин, Ю. Е. Титов, Л. С. Латынина. П. Г. Астахова, А. Н. Ващинина, Г. А. Коновалова. Наибольших успехов на всесоюзной гимнастической арене среди гимнастов Украины добивались: Б. Шахлин - 19 золотых медалей, В. Чукарин - 17, А. Ибадулаев, Л. Латынина по 12, П. Астахова - 10, Ю. Титов, И. Бердиев по 7, М. Гороховская - 5, Н.Бочарова - 4. Б. Шахлин до сих пор остается своеобразным рекордсменом по числу золотых наград, завоеванных в чемпионатах Советского Союза. За всю историю чемпионатов СССР победителями в многоборье и отдельных видах становились 13 гимнастов и столько же гимнасток Украины, они завоевали 123 золотых медали. Воспитанники украинской гимнастической школы внесли значительный вклад в достижения советских гимнастов на международной арене. В. Чукарин, Д. Леонкин, М. Гороховская, Н. Бочарова, Е. Гуц, И. Бердиев, Г. Коновалова, Б. Шахлин, Ю. Титов, Р. Борисова-Маковская, Л. Латынина, Б. Ткачев, П. Астахова, М. Николаева, Ю. Макурин, В. Куц, В. Медведев, Л. Семушкина, Е. Беседина, Ю. Тарасюк, С. Захарова, Б. Макуц в разные годы входили в состав сборной команды СССР.

Ответов - 6

ли: Интересно,пишите дальше!

Светлана: СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo – упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 – у женщин, 6 – у мужчин). В программе Олимпийских игр с 1896. Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений. Правила. Программа соревнований по гимнастике. Упражнения на брусьях. Различают параллельные (муж) и разновысокие (жен) брусья. Снаряд представляет собой две деревянных жерди овальной (в сечении) формы, укрепленные на металлической станине: у мужчин – на высоте 1,75 м, у женщин – 1,65 и 2,45 м. (Высота всех гимнастических снарядов отсчитывается от поверхности расположенных возле них страховочных матов). Женские упражнения на брусьях включают, прежде всего, обороты в обоих направлениях вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками (а также без помощи рук). Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные (вращения, маховые движения и пр.) и статичные (горизонтальные упоры, стойки на руках) элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, «работать» над и под брусьями. Вольные упражнения (жен и муж) выполняются на специальном гимнастическом ковре 12 x 12м. Вокруг ковра проходит «граница безопасности» шириной 1 метр. Ковер (шерстяной или синтетический) имеет эластичную поверхность – достаточно плотную для толчков, но в то же время обеспечивающую спортсменам мягкое приземление. Вольные упражнения представляют собой комбинацию из отдельных элементов (кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и пр.) и их связок, разных по темпу и «настроению». По ходу выступления спортсмены должны максимально использовать всю площадь ковра. Оценивается сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистота и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена – особенно у женщин, выступления которых проходят под музыкальный аккомпанемент и включают в себя отдельные танцевальные па, чем во многом напоминают упражнения из художественной гимнастики. Время выступления на ковре ограничено: 1 мин 10 сек у мужчин и полторы минуты у женщин. Опорный прыжок (муж. и жен.). Выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры (отсюда и название упражнения). Длина снаряда – 1,6 м, ширина – 0,35 м. Спортсмен разбегается по специальной дорожке длиной 25 м и шириной 1 м, отталкивается ногами от мостика – амортизирующего приспособления высотой 20 см, наклонного к линии разбега, – а затем производит дополнительный толчок руками (у мужчин допускается толчок одной рукой) от снаряда. Исполняемые прыжки могут быть прямые, сальто, с переворотом и т.д. У мужчин снаряд устанавливается на высоте 1,35 м параллельно дорожке разбега, у женщин – на высоте 1,25 м перпендикулярно дорожке. Еще одно существенное различие связано с формулой соревнований: мужчинам предоставляется только одна попытка, женщинам – две, по результатам которых выводится средний балл за выполнение упражнения. Оценивается высота и дальность прыжка, его сложность (число оборотов вокруг продольной и поперечной оси и пр.), чистота исполнения и четкость приземления. Упражнения на бревне (жен) – гимнастическом снаряде длиной 5 м и шириной 0,1 м, закрепленном неподвижно на высоте 1,25 м от пола. Упражнение представляет собой единую композицию из динамичных (прыжки, повороты, «пробежки», сальто, танцевальные па и пр.) и статичных (шпагат, ласточка и т.д.) элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на снаряде. Спортсменки должны использовать всю длину бревна. Судьи оценивают гибкость, чувство равновесия и элегантность гимнасток. Продолжительность выступления – не более 1 минуты 30 секунд. Упражнения на коне (муж.) – специальном снаряде с ручками, позволяющими выполнять маховые движения ногами. (Тот же снаряд, но только без ручек используется в опорном прыжке.) Конь фиксируется на высоте 1,05 м. Упражнения представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда. Упражнения на кольцах (муж.) – подвижном снаряде в виде двух деревянных колец, закрепленных на специальных тросах на высоте 2,55 м. Упражнения на кольцах (подъемы, обороты и выкруты) демонстрируют не только гибкость, но и физическую силу спортсмена. Статические элементы этих упражнений не менее сложны для исполнения, чем динамические. По правилам, соскок с колец по окончании выступления должен представлять собой акробатический элемент. Как и при выполнении упражнений на перекладине, занимая исходное положение на кольцах, спортсмен может воспользоваться помощью тренера или ассистента. Упражнения на перекладине (муж.) – штанге из полированной стали диаметром 27–28 мм и длиной 2,5 м, укрепленной на двух стойках при помощи растяжек на высоте 2,55 м. По правилам, выполняя вращения (в разных направлениях) вокруг перекладины, спортсмен не имеет права касаться ее телом. В ходе выступления он должен продемонстрировать различные типы хватов и умение чисто и четко переходить от одного их вида к другому. Очередность выполнения программы обычно такова: – вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, опорный прыжок, брусья, перекладина (у мужчин); – опорные прыжки, упражнения на брусьях, бревно, вольные упражнения (у женщин). Судейство и оценка. Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд. Судьи разбиты на две группы. Двое оценивают сложность и композицию упражнения по 10-балльной системе, а шесть других судей – технику исполнения. Для быстрой фиксации технических элементов, продемонстрированных гимнастом в ходе выступления, судьи используют более 1000 специальных письменных знаков – по типу стенографических. Из оценки, выставленной первой группой судей, – своего рода «стартовой цены» (это – максимальная сумма баллов, которую может получить спортсмен за выступление), – вычитаются очки за допущенные ошибки: от 0,1 балла за небольшую погрешность до 0,4 балла за грубую ошибку. Падение со снаряда или на снаряд «стоит» 0,5 балла. По правилам, при выполнении опорного прыжка, а также упражнений на брусьях, кольцах и перекладине рядом со снарядом для страховки спортсмена может находиться ассистент, но если гимнаст вынужден воспользоваться его помощью, с выступающего автоматически снимается 0,4 балла. Заступ за ковер (при выполнении вольных упражнений) или несоблюдение временного лимита выступления тоже карается снижением оценки. Группа судей, оценивающая сложность представленной программы, выставляет общую оценку. Судьи, следящие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл. Долгое время оценка в 10 баллов, по сути, считалась лишь теоретически возможной. В 1976 во время Олимпийских игр в Монреале юная румынская спортсменка Надя Команечи стала первой в истории гимнасткой, которой это удалось на практике. Причем высшей оценки Команечи была тогда удостоена 7 раз. Во время командных соревнований и при розыгрыше абсолютного первенства оценки, полученные командой или отдельным спортсменом в различных видах программы, суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Гимнаст или команда, набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями. В командном зачете действует схема «6–5–4». За каждую команду на соревнованиях выступает не более 6 спортсменов, на том или ином снаряде «работают» 5 из них, при этом в зачет идут лишь 4 лучших результата. (Раньше действовала схема «7–6–5».) В командных соревнованиях, а также при розыгрыше индивидуального первенства (абсолютного и в отдельных видах программы) спортсмену предоставляется лишь одна попытка на каждом снаряде. Исключение составляют опорные прыжки среди женщин (см. выше). Участники соревнований сами определяют «содержание» своих упражнений на том или ином снаряде, но их выступление должно отвечать существующим требованиям относительно типа и сложности используемых технических элементов. В каждом упражнении выделяют начало, основную часть и окончание (соскок). Формула соревнований, определение победителя. Крупные международные соревнования по спортивной гимнастике состоят из четырех этапов: – Квалификационный (или предварительный) этап среди отдельных гимнастов и команд, по результатам которого определяется состав финалистов; – Командный финал проводится среди 6 сильнейших – по итогам «квалификации» – команд (отдельно среди мужчин и среди женщин); – Абсолютное первенство в индивидуальном зачете разыгрывается среди 36 лучших спортсменов; – Первенство в отдельных видах разыгрывают по 8 спортсменов, показавших на предварительном этапе лучшие результаты в тех или иных упражнениях. На больших соревнованиях на помосте, как правило, одновременно выступают шесть мужских или четыре женских команды (по количеству снарядов). Завершив выступление в одном виде программы, команда переходит к следующему. На Олимпийские игры, – в отличие от чемпионата мира, – может попасть ограниченное число участников. Это 12 мужских и 12 женских национальных сборных, показавших лучшие результаты на предшествующем Олимпиаде чемпионате мира. Общее число участвующих в олимпийском турнире по гимнастике в индивидуальном зачете – 98 (и у мужчин, и у женщин). Помимо атлетов 12 лучших сборных в них входят представители стран, занявших на чемпионате места с 13-го и ниже, а также ряд спортсменов, отобранных Международной Федерацией гимнастики (ФИЖ) в индивидуальном порядке. По правилам, в финальной части розыгрыша звания абсолютного чемпиона Олимпийских игр могут участвовать не более 3 представителей одной страны, а в розыгрыше первенства в отдельных упражнениях – не больше 2. С 1997 в программу чемпионата мира по гимнастике и олимпийского гимнастического турнира больше не входят обязательные упражнения. На смену обязательной и произвольной программам, по результатам которых прежде определялись команды-призеры и состав участников финала в индивидуальном зачете, пришли квалификационный этап среди гимнастов и командный финал. Некоторые другие правила. Гимнастика – один из тех видов спорта, в которых в последние десятилетия шел интенсивный процесс «омоложения». Своеобразный рекорд установила в 1987 румынская гимнастка Аурелия Добре, завоевавшая титул абсолютной чемпионки мира в неполные 15 лет. Еще моложе была ее соотечественница Даниэла Силиваш, двумя годами раньше получившая на чемпионате мира золотую медаль за победу в упражнениях на бревне. В настоящее время минимальный возраст участниц крупных международных турниров по гимнастике составляет не 15, – как раньше, – а 16 лет (столько спортсменкам должно исполниться в год проведения соревнований). Есть в современной спортивной гимнастике и некоторые «процедурные» ограничения: – переход от снаряда к снаряду осуществляется организованно; – участникам соревнований предоставляется 30–40 сек на разминку, после чего их вызывают для выполнения упражнения; – в ходе исполнения программы тренер не имеет права разговаривать с гимнастом; – во время соревнований участники не имеют права покидать площадку без специального разрешения. Правилами предусмотрены наказания – отдельных гимнастов и целых команд: например, за неявку на разминку. Неспортивное (и недисциплинированное) поведение атлетов наказывается штрафом. Несоблюдение формы одежды тоже может сказаться на результатах выступления гимнаста. Первое замечание влечет за собой вычет баллов – и вплоть до снятия с соревнований в абсолютном зачете. Во время исполнения упражнений на снарядах допускается использование специальных кожаных накладок для ладоней – во избежание повреждений. О технике. Основу гимнастической техники составляют определенные положения тела на снаряде и выполняемые в ходе упражнения движения. Вис – положение, при котором плечи спортсмена находятся ниже точки хвата, а упор – когда они располагаются выше точки опоры. Упор может осуществляться руками, ногами или туловищем. Хват – определенный способ удерживания гимнаста на снаряде. Различают хваты: сверху, снизу, снаружи, оборотный хват рук с внутренней стороны снаряда, смешанный, скрестный, дальний и узкий (сомкнутый). Группировка – положение, при котором тело максимально согнуто в поясе, соединенные вместе колени прижаты к груди, а руки обхватывают нижнюю часть ног. Угол – положение тела (в висе или упоре), когда вытянутые ноги расположены под прямым углом по отношению к туловищу. Шпагат – положение тела, при котором ноги максимально разведены. Переход – перемещение спортсмена на снаряде вправо или влево при выполнении какого-либо технического элемента. Подъем – переход из виса в упор или из более низкого упора в более высокий. Перелет – перемещение гимнаста (из виса или упора) с одной стороны (части) снаряда на другую. Круг – круговое движение над снарядом или его частью. Оборот – круговое вращательное движение спортсмена вокруг оси снаряда или точек хвата. Выкрут – выполнение упражнения вращательным движением в плечевых суставах. Мах (вперед, назад или в сторону) – маятникообразное движение тела от одной крайней точки к другой. Выделяют также размахивание – аналогичное движение одних частей тела относительно других (в упоре) или всего тела около точек хвата (в висе), перемах – движение ногой (ногами) над снарядом (в упоре) или под ним (в висе) и скрещение – два перемаха, выполняемые одновременно навстречу друг другу. Поворот – движение тела гимнаста вокруг его продольной оси или движение отдельных частей тела вокруг их продольных осей. Переворот – вращательное движение тела с переворачиванием через голову вперед или назад. Сальто – полный переворот через голову в воздухе (без опоры) с места, с разбега и при перелете с одной части снаряда на другую. Соскок – прыжок со снаряда на пол различными способами в конце упражнения. На отдельных гимнастических снарядах есть свои специфические положения и движения. Например, в упражнениях на кольцах выделяют крест (опора разведенными в стороны руками) и кач (однократное движение тела вместе со снарядом в одном направлении). В техническом арсенале гимнастов немало «комбинированных» элементов (например, подъем переворотом), а также более сложных вариаций базовых движений – вроде сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов. Многие выдающиеся гимнасты придумывают собственные технические элементы, получающие затем их имена: «круги Деласала» на коне, «вертушка Диомидова» на брусьях, соскок с перекладины и опорный прыжок «Цукахара», «петля Корбут» на брусьях и «сальто Корбут» на бревне, упражнение на перекладине «Делчев», «крест Азаряна» на кольцах и др. Из истории гимнастики. Гимнастика в древности и в средние века. Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды. Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена. В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения – в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня». С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI–XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях. Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики. В XVIII – начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал – вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом – книгу Немецкая гимнастика: в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов. Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже – и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу. В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах. В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум. А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом». До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже – Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР – представители России, Украины и Белоруссии. Международная Федерация гимнастики. В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 – с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран – она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику. ФИЖ – старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. В различных клубах во всем мире гимнастикой сейчас занимаются более 30 миллионов человек. В мировых и континентальных первенствах участвуют в общей сложности около 2 500 мастеров. Европейский гимнастический союз. Интересно, что первенство Европы по спортивной гимнастике стали разыгрывать задолго до того, как в Старом Свете появился соответствующий руководящий орган. В 1955 состоялся первый чемпионат Европы среди гимнастов-мужчин. Два года спустя в борьбу за европейское «золото» вступили и женщины. Вплоть до середины 1980-х чемпионаты Европы проводились под эгидой ФИЖ, – причем соревнования среди мужчин и среди женщин проходили в разное время и в разных странах. В 1982 создается Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Чемпионат Европы 1986 в Германии стал первым, который Союз организовал и провел самостоятельно – без помощи Международной Федерации (в том же году в состав УЕЖ вступил СССР). В настоящее время в Союз входит 46 стран. УЕЖ – одно из самых многочисленных и активных спортивных объединений континента. Помимо чемпионата, разыгрывается Кубок Европы, проводится множество других соревнований (для разных возрастных групп), фестивалей и других мероприятий, связанных со спортивной гимнастикой. Самый титулованный «европеец» среди гимнастов – югослав Мирослав Церар, дважды выигрывавший звание абсолютного чемпиона континента и завоевавший, в общей сложности, 21 медаль (из них 9 золотых). Чемпионат мира. С 1903 стал регулярно проводиться международный турнир по спортивной гимнастике, в 30-е получивший статус мирового первенства. (Жорж Мартинес из Франции, выигравший турнир 1903, стал, таким образом, первым в истории абсолютным чемпионом мира по гимнастике). Мировой чемпионат, состоявшийся в 1931 в Париже, был приурочен к 50-летию ФИЖ и считался неофициальным. Турнир, прошедший три года спустя в Будапеште, продолжил общую нумерацию и вошел в историю как 10-й чемпионат мира по спортивной гимнастике. (Именно на этом чемпионате впервые разыграли мировое первенство женщины.) Стартующий в 2003 в США очередной чемпионат мира – уже 37-й по счету. С 1903-го по 1930-й мировые турниры проводились через год, с 1934-го по 1978-й – раз в четыре года (во время Первой и Второй мировой войн соревнования не устраивались), затем организаторы вновь вернулись к прежней схеме. В начале 90-х в формулу мировых чемпионатов было внесено очередное изменение. Наряду с соревнованиями, в которых разыгрываются все 14 комплектов наград (как это было, например, в 1999 и 2001), проводятся турниры по «усеченной» программе: так, в 2002 разыгрывалось первенство только в отдельных видах программы. В «олимпийский» год мировые чемпионаты вообще не проводятся. Программа чемпионата мира по спортивной гимнастике приняла привычный для нас «облик» не сразу. Вплоть до 1954 в нее входили и отдельные легкоатлетические дисциплины. Женская сборная СССР 11 раз занимала первое место на чемпионатах мира, мужская – 8. Кубок мира. Среди всех международных соревнований по спортивной гимнастике Кубок мира считается третьим по значимости – после мирового чемпионата и Олимпийских игр. Впервые он был разыгран в 1975 в Англии. Победителями тогда стали советские гимнасты Николай Андрианов и Людмила Турищева. До 1990 соревнования на Кубок проходили в те годы, когда не проводились ни Олимпийские игры, ни чемпионаты мира по гимнастике. За это время Кубок был разыгран 8 раз – в абсолютном индивидуальном первенстве Преимущество гимнастов СССР было подавляющим. У женщин все восемь титулов завоевали наши спортсменки: кроме Турищевой, подобного успеха добились М.Филатова и С.Захарова (по два раза), Е.Шушунова и Т.Лысенко. В 1982 О.Бичерова и Н.Юрченко поделили первое место. У мужчин обладателями Кубка мира в разные годы становились Н.Андрианов и А.Дитятин (оба – дважды), М.Богдан и В.Беленький. Единственным иностранным спортсменом, которому удалось нарушить «советскую гегемонию» в розыгрыше Кубка, стал в середине 80-х китаец Ли Нин (при этом второй свой титул он разделил с нашим Ю.Королевым). В связи с изменением в начале 90-х формулы проведения мировых чемпионатов было принято решение Кубок мира больше не разыгрывать. Но спустя 8 лет почетный трофей «возродили» вновь. Правда, теперь участники соревнований оспаривают первенство в отдельных видах гимнастического многоборья. На Кубке мира-98 в Японии сильнее всех выступили представители Китая и Румынии, завоевавшие, соответственно, 4 и 3 первых места. Румынские спортсмены удачно выступили и на розыгрыше Кубка мира-2000 в Шотландии – прежде всего, благодаря лидеру их женской национальной гимнастики последних лет, 3-кратной абсолютной чемпионке мира Андреа Радукан. В настоящее время Кубок разыгрывается по новой схеме: в 2001–2002 была проведена серия турниров в разных странах. Гимнастика на Олимпийских играх. Спортивная гимнастика неизменно входит в программу Олимпийских игр, занимая в ней одно из центральных мест. Правда, гимнастическая программа самых первых Игр современности (1896) несколько отличалась от нынешних Олимпиад. 18 гимнастов, представлявших в Афинах 5 стран, соревновались в отдельных видах многоборья: не только в привычных нам упражнениях (за исключением вольных), но также в групповых упражнениях на параллельных брусьях и перекладине и в лазанье по канату. Господство родоначальников гимнастики – немцев – во всех видах программы было практически безраздельным. Первым в истории абсолютным чемпионом Олимпийских игр по спортивной гимнастике стал в 1900 француз Гюстав Сандра. Первенство среди команд и в отдельных видах многоборья на Олимпиаде в Париже не разыгрывалось. На Играх 1904 в программе соревнований среди гимнастов появилась еще одна необычная дисциплина: упражнения с булавами. Как известно, подавляющее число участников Олимпиады в Сент-Луисе представляли США. Так что безоговорочный успех американцев на гимнастическом помосте был вполне предсказуем. На следующих двух Олимпиадах не было равных итальянцу Альберто Бралья. На Играх 1912 к своему титулу абсолютного чемпиона он добавил также «золото», завоеванное в составе сборной Италии в командном зачете. Соревнования по отдельным видам гимнастического многоборья вновь появились в олимпийской программе уже после Первой мировой войны – на Играх 1924. Четыре года спустя в олимпийском турнире по гимнастике впервые приняли участие женщины. Правда, следующую Олимпиаду гимнастки опять пропустили – и лишь с 1936 стали участвовать в них постоянно. Примечательно, что в программу олимпийского турнира 1936 по женской гимнастике входили и упражнения на параллельных брусьях. А на Олимпиаде-48 женщины выполняли обязательные упражнения на кольцах. Одно время в программу олимпийского турнира по женской гимнастике входили и групповые упражнения с различными предметами (булава, мяч и пр.), позже ставшие составной частью художественной гимнастики. На Играх 1952 в формулу соревнований по женской гимнастике было внесено существенное изменение: спортсменки впервые выступили в индивидуальном зачете (на четырех снарядах). В своем нынешнем виде олимпийская программа по женской гимнастике окончательно определилась в 1960 (Мужчины разыгрывают награды по схеме 6+1+1 с 1936). В командном зачете в истории олимпийских турниров по гимнастике не было и нет равных женской сборной СССР, 10 раз поднимавшейся на высшую ступень пьедестала почета. У мужчин чаще других побеждали команды СССР и Японии – по 5 раз. Четырежде праздновала победу мужская сборная Италии – правда, это было еще до Второй мировой войны. Звание абсолютного чемпиона Олимпийских игр считается высшим титулом в спортивной гимнастике. Выдающаяся советская гимнастка Лариса Латынина добилась уникального достижения. В ее коллекции 18 олимпийских наград (из них 9 золотых: 6 получено в личном и 3 в командном соревнованиях). Повторить, – а, тем более, превзойти, – этот рекорд пока не удалось никому из олимпийцев. 7 золотых медалей (все – в индивидуальном зачете) завоевала чешская гимнастка Вера Чаславска (Одложикова). Столько же «золота» (а также 5 серебряных и 3 бронзовых медали) в коллекции наград Николая Андрианова. (Андрианов и Латынина – два самых титулованных в истории мировой гимнастики спортсмена.) Другой наш гимнаст Александр Дитятин на Олимпиаде-80 установил еще один своеобразный рекорд, завоевав 8 – из 8 возможных – наград: в командном зачете, в «абсолюте» и в отдельных видах многобор ...

Светлана: ... ья (3 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая медали). Достойно завершил «советскую эпоху» в олимпийской гимнастике Виталий Щербо: выступая на Играх-92 в составе объединенной команды стран СНГ, он завоевал 6 золотых медалей. Гимнастика в России. Гимнастика в дореволюционной России. Различные гимнастические упражнения были известны еще в древней Руси – как составная часть народных праздников. Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В.Суворов. Содержание внедрявшихся – по его инициативе – в армии гимнастических упражнений Суворов изложил в Полковом учреждении. Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде. В 70-е XIX в известный российский ученый и педагог П.Ф.Лесгафт открывает в Санкт-Петербурге двухгодичные гимнастические курсы (ныне – Институт физической культуры им. Лесгафта). Первые в нашей стране соревнования по гимнастике, организованные Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 в Москве. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено. В 1889 гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX – начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны. В 1912 российские гимнасты впервые приняли участие в Олимпийских играх, но составить конкуренцию более опытным соперникам не смогли. Гимнастика в СССР. В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта, хотя поначалу отношение к этому «пережитку буржуазного прошлого» было настороженным, – и даже враждебным. Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. Первый чемпионат страны прошел в 1928 (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения. В начале 30-х создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, – на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина. А с 1939 на национальных первенствах стали также разыгрываться награды в отдельных видах программы. Дебют советских гимнастов на международной арене состоялся в 1937 – на 3-й Рабочей Олимпиаде в Антверпене. Наша мужская и женская сборные выиграли командное первенство, а Николай Серый и Мария Тышко завоевали звание абсолютных чемпионов. В 1949 Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют оказался успешным: наши спортсмены стали чемпионами и в командном (мужская и женская сборные), и в личном (Виктор Чукарин и Мария Гороховская) зачете. Столь же убедительным был дебют советских гимнастов на мировом первенстве два года спустя: победы в командных зачетах и титулы абсолютных чемпионов мира у мужчин (Виктор Чукарин и Валентин Муратов) и женщин (Галина Рудько (Шамрай)). В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них – золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота». Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др. Российская гимнастика сегодня. Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. Она объединяет организации 71 субъекта РФ. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ. Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. А. Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. С.Хоркина – абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков – абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко – абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова – победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр. По данным на конец 2002 А.Немов и С.Хоркина возглавляли мировой гимнастический рейтинг. К.Петров ЛИТЕРАТУРА Гимнастика. Под редакцией А.Т.Брыкина. М., 1971 Шахлин Б.А. Моя гимнастика. М., 1973 В стране Олимпия. Ред. – Л.Барыкина. М., 1974 Латынина Л.С. Равновесие. М., 1975 Голубев В.Л. Людмила Турищева. М., 1977 Латынина Л.С. Гимнастика сквозь годы. М., 1977 Николай Андрианов. Составитель В.Л. Голубев. (Серия «Герои Олимпийских игр») М., 1978 Пашинин В.А. Победный путь. (О В.Чукарине) М., 1978 Титов Ю.Е. Восхождение: гимнастика на Олимпиадах. М., 1978 Воронин М.Я. Первый номер. М., 1980 Гимнастика: Справочник. Состав. Ю.Сабиров, Я.Фрадков. М., 1980 Олимпийская энциклопедия. Под ред. С.П.Павлова. М., 1980 Кузнецов Б.А. Спортивная гимнастика в СССР. М., 1982 Титов Ю.Е. Записки президента. (О Международной Федерации гимнастики). М., 1983 Ким Н.В. Счастливый помост. М., 1985 Турищева Л.И. Жизнь моя гимнастика. М., 1986 Ростороцкий В.С. Гимнастика достойна гимнов. М., 1987 Андрианов Н.Е. Ищу свою тропу. Лит.запись С.П.Шачина. М., 1988 Корбут О.В. Жила-была девочка… М., 1988 Правила спортивных игр и состязаний. Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 1998 Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М., 2000 Атланты. Сборник очерков об отечественных героях спорта. (Очерк о Л.Латыниной) Состав. А.Л. Юсин. М., 2001 Журавин М.Л., Меньшикова Н.К. Гимнастика. Учебник для студентов вузов. М., 2001 Самин Д.К. Самые знаменитые спортсмены России. (Статьи о В.Чукарине, Б.Шахлине, Л.Латыниной, Л.Турищевой, О.Корбут, Н.Андрианове) М., 2001 Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. М., 2002


Светлана: Первые следы педагогической гимнастики обнаруживаются еще в античной философии. Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию (или, как тогда называли, гимнастическому воспитанию) ребенка была Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе). В спартанском обществе контроль государства над воспитанием ребенка начинался с первых дней жизни младенца. Значительное внимание вопросам физического воспитания уделяли древнегреческие философы. Аристотель (340 до н.э.) писал о взаимосвязи физического и психического состояния организма. Он утверждал, что гнев, радость, печаль накладывают свой отпечаток на состояние мышц. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания ребенка, он считал, что движения - это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному. Ничто так не ослабляет и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие [72]. Физическое совершенство как идеал, к которому можно приблизиться, предполагает и гармонию физических качеств, и здоровье, и красоту тела. Поэтому в процесс формирования гармонично развитой личности большую роль играет взаимодействие физического совершенствования не только с нравственным, но и с эстетическим воспитанием. Аристотель писал, что основным принципом гимнастического воспитания следует считать прекрасное. Человеческое тело - лучшая красота на Земле. Люди воспринимают как красивое хорошую осанку, легкость и грациозность движений, правильные, гармоничные пропорции тела - качества, которые как раз и формируются в процессе физического совершенствования. Занятия физическими упражнениями, спортом воспитывают стремление к завершенности, внутренней целесообразности, чистоте и слаженности движений. В них заложен эстетический элемент, иначе они были бы отвергнуты. Наряду с Аристотелем особенно большое внимание вопросам педагогики уделял Платон, сформулировавший в рамках своей обширной философской системы мысли, которые вплоть до нашего времени в значительной степени способствовали развитию педагогики, связав ее с общефилософскими воззрениями на жизнь и мир. Опираясь на свою философско-педагогическую систему, Платон во взвешенных, тщательно продуманных и в ряде случаях исключительно близко соприкасающихся с нашей современностью формулировках доказывает необходимость «спортивного воспитания», не применяя, разумеется, самих понятий «спорт» и «спортивное воспитание». Он говорит о гимнастике и гимнастическом воспитании. Даже не прибегая к детальной аргументации, можно увидеть, что в сочинениях Платона, главным образом, в «Государстве», «Законах», «Меноне», содержатся глубокие высказывания о взаимосвязи между гимнастикой, воспитанием и потребностями тела, плотской жизни, ставя осуществление некоторых из поставленных им задач в прямую зависимость от гимнастического воспитания [134;149]. Платон считал, что воспитание молодых людей посредством музыки и гимнастики должно полностью ликвидировать потребность в медицине в будущем идеальном государстве. Человек в силах самого себя избавлять от любых страданий, в том числе и от физических, если проявляет достаточный потенциал воли и страстное желание быть полноценным во всех отношениях, в том числе и в плане здоровья. При этом он настаивал именно на глубинном синтезе воспитания крепкого духа и подвижного тела.

ВИктор: Где найти курс спортивной гимнастики?

Светлана: ВИктор Что значит "курс спортивной гимнастики"? в институте?



полная версия страницы